«Пить чай из чашки в горошек — этот тренд в Европе снова актуален», — эксперт по фарфору Людмила Карпинская-Романюк
Тема родного дома — сегодня одна из самых актуальных для миллионов наших соотечественников. Родной дом — это семейная история, настоящее и будущее.
«ФАКТЫ» продолжают серию интервью об украинском фарфоре — изысканном и самобытном. Сегодня собеседница «ФАКТОВ» — коллекционер и исследователь отечественного фарфора, автор книги об украинском фарфоре Людмила Карпинская-Романюк. Она рассказала об особенностях сервизов Тернопольского фарфорового завода, работы художников которого хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства, Музее истории Киева, а также в ведущих музеях Одессы, Тернополя, Хмельницкого и других городов Украины. Ранее Людмила Карпинская-Романюк рассказывала о коростенских сервизах.
«Всего в Укране было 15 производственных фарфоровых предприятий»
— Какие фарфоровые заводы изготавливали в Украине сервизы?
- В 1972 году мне на свадьбу подарили два чайных сервиза на шесть персон производства Тернопольского фарфорового завода. Радость была невероятной, ведь тогда сервизы были в дефиците. Приобрести без «блата» их было практически невозможно. В 1960-х годах руководство отрасли приняло решение о специализации фарфоровых предприятий. Барановский завод перешел на выпуск столовой посуды широкого ассортимента, а Городницкий и Довбышский — на чайно — кофейную. Новые заводы были созданы в Тернополе, Сумах, Полтаве, а также в городе Бориславе Львовской области. Всего в Украине было 15 производственных фарфоровых предприятий. Они выпускали около 40 процентов фарфоровой продукции в СССР.
В 1986 году главный художник объединения «Укрпромфарфор» Юрий Лобанов рассказывал: «Многое изменилось в последние годы в создании фарфора и в производстве массовой посуды. Когда я пришел в объединение в 1973 году, не хватало ассортимента, нужны были прежде всего чашка, кружка, тарелка, мы думали больше о пользе, чем о красоте, о том, как поскорее насытить рынок. Перед нами стояла проблема тиража. Сейчас же мы работаем над тем, чтобы вернуть фарфору прозрачность и многообразие формы, снова сделать его тонкостенным. Для меня белый прозрачный фарфор подобен прекрасному чистому небу, глядя на которое, можно не только мечтать, но и материализовать свою мечту. Мы знаем, что небо может быть облачным и безоблачным. Так и наша работа художников из фарфора: когда замысел удается — в нашем небе сияет солнце».
— Читала, что особенно своей продукцией славился Тернопольский фарфоровый завод.
- Да. Основанный в 1964 году Тернопольский фарфоровый завод стал выпускать чайные и кофейные сервизы, кухонные, столовые наборы и сувенирную продукцию. Долгое время главным художником мануфактуры был Петр Тарасенко. Он приехал из Барановки в Тернополь в мае 1964 года. Его пригласили для налаживания художественной работы. Петр Тарасенко взял на себя разработку новых технологических образцов форм и рисунков. С коллективом единомышленников был найден рецепт белой массы хорошего качества, которая давала тоненький и просвечивающийся черепок.
Даже обыденные вещи — тарелки, кружки, вазочки — тернопольские художники Виталий Горолюк, Владимир Спица, Дмитрий Павлусик, Лариса Ткачук, Мария Терещук, Олеся Томкив-Войтович, Виктор Колесник, Евгений Овчарик, Сергей Гавриш, Юрий Ищук, всегда старались сделать интересными, оригинальными, привлекательными. В формах и рисунках заводские художники гармонично сочетали неувядающие традиции народного искусства с тогдашней эстетикой. Завод просуществовал 42 года. Яркая, но довольно короткая жизнь, даже по человеческим меркам…
«Сервизы мануфактуры — воплощение домашнего уюта, комфорта, тепла»
— Какие сервизы Тернопольского фарфорового завода были самыми известными?
- Память бережет первоклассные чайные и кофейные сервизы, вазы, тарелки, скульптуры, которые, знаю, у многих людей есть дома. Но эти изделия, уверена, недооценены. Каждый атрибут, который использовали во время традиционного чаепития, был создан, чтобы в полной мере раскрыть все нотки классического чая. Белые цвета фарфора для придания им торжественного звучания лаконично подчеркивают золотые отводки.
Замечательный ансамбль, например, создают элементы набора «Два кольори» (1970), декорированные в едином стиле нежным двухцветным узором. Все сервизы мануфактуры — воплощение домашнего уюта, комфорта, тепла.
— В чем особенность посуды этой мануфактуры?
— Чаще всего чашки изготавливались как пиалы с плоским дном или устанавливались на невысокую ножку. В чашках очень удобные ручки. А широкая поверхность такой чашки позволяет быстрее остывать напитку в ней.
— Заметила, что в ассортименте Тернопольского фарфорового завода немало сервизов в горошек…
— «Буду пить чай из кружки в горохи» — знакомая фраза, а перед глазами — красный сервиз в большие белые горошки. Не так ли? Пить чай из чашки в горошек — этот тренд в Европе снова актуален.
А впервые мир испытал потрясение горошком в 1760 годах, когда началась промышленная революция и стало возможным создавать ткани в горох. Второе пришествие гороха произошло вместе с танцем «полька». В те времена, примерно в 1840-х годах, в горошках было все: наряды, подтяжки, пирожные. Все приличные танцоры фламенко шили себе платья с рюшами, украшенные горошком. А модный журнал того времени так представлял хит сезона на женской шее: «Шарф в горошек из муслина для легкой летней одежды с зубчатым краем». В ХХ веке веселый принт снова появляется на подиуме. Королева красоты — 1926 выходит в купальнике в горошек и получает титул Мисс Америка, а впоследствии даже мыши красуются в красно-белом горохе. Речь о Мики Маусе — знаменитости киностудии Диснея. «Если мыши могут, то и котам разрешено», — так подумал Фрэнк Синатра и в 1940 году исполнил песню «Polka Dots and Moonbeams», а впоследствии гороховые платья надели Мэрилин Монро и другие всемирно известные красавицы. Что касается сервизов в горошек, тернопольские художники еще в начале 1970 годов освоили этот узор. А полюбился он всеми потому, что в нем молодость, игривость, легкость.
«Хорошая посуда — это прежде всего светлое настроение, которое способствует созиданию добра и красоты вокруг»
— Какой сервиз этого завода у вас самый любимый?
- Это ансамбль художника декоративно-прикладного искусства Олеси Томкив-Войтович, созданный по мотивам драмы — феерии Леси Украинки «Лісова пісня». В его составе — декоративное блюдо, столовый сервиз, чайный набор. На предметах изображены очаровательная Мавка и красивый Лукаш. Молодой парень играет на свирели, песня которой разбудила лесную красавицу, позвала ее к жизни и любви. Вокруг них на поляне зеленеет первый ряст и цветут подснежники и сон-трава. Рисунки подчеркивают изысканность форм фарфора.
Почему этот набор самый любимый? В течение большого промежутка времени собираю тематический фарфор о жизни и творчестве нашей великой поэтессы.
— Как советуете использовать сервизы тех времен в быту -- пусть стоят для красоты в сервантах от случая к случаю или стоит пользоваться ежедневно?
- В быту столовые сервизы для сервировки еды имеют две функции: сервировочную (предметы для декорирования стола) и интерьерную (предметы для украшения интерьеров). Итак, выбор за вами. Во время чаепития расслабляйтесь за душевным разговором с близкими людьми. Хорошая посуда — это прежде всего светлое настроение, которое способствует созиданию добра и красоты вокруг.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с исследовательницей истории стекла Еленой Тахтай: «Посуда из бабушкиных сервантов экологически чистая. Сервируйте ею стол не только для красоты, но и ради здоровья».
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк
Фото в заголовке В. Спица, В. Горолюк. Чайный сервиз «Білі горошини». Тернопольский ФЗ. 1974
1900Читайте нас в Facebook