ПОИСК
Интервью

«Пить чай из чашки в горошек — этот тренд в Европе снова актуален», — эксперт по фарфору Людмила Карпинская-Романюк

20:00 17 октября 2023
Чайный сервиз «Білі горошини». Тернопольский ФЗ. 1974

Тема родного дома — сегодня одна из самых актуальных для миллионов наших соотечественников. Родной дом — это семейная история, настоящее и будущее.

«ФАКТЫ» продолжают серию интервью об украинском фарфоре — изысканном и самобытном. Сегодня собеседница «ФАКТОВ» — коллекционер и исследователь отечественного фарфора, автор книги об украинском фарфоре Людмила Карпинская-Романюк. Она рассказала об особенностях сервизов Тернопольского фарфорового завода, работы художников которого хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства, Музее истории Киева, а также в ведущих музеях Одессы, Тернополя, Хмельницкого и других городов Украины. Ранее Людмила Карпинская-Романюк рассказывала о коростенских сервизах.

«Всего в Укране было 15 производственных фарфоровых предприятий»

— Какие фарфоровые заводы изготавливали в Украине сервизы?

- В 1972 году мне на свадьбу подарили два чайных сервиза на шесть персон производства Тернопольского фарфорового завода. Радость была невероятной, ведь тогда сервизы были в дефиците. Приобрести без «блата» их было практически невозможно. В 1960-х годах руководство отрасли приняло решение о специализации фарфоровых предприятий. Барановский завод перешел на выпуск столовой посуды широкого ассортимента, а Городницкий и Довбышский — на чайно — кофейную. Новые заводы были созданы в Тернополе, Сумах, Полтаве, а также в городе Бориславе Львовской области. Всего в Украине было 15 производственных фарфоровых предприятий. Они выпускали около 40 процентов фарфоровой продукции в СССР.

Людмила Карпинская - Романюк - коллекционер и исследовательница украинского фарфора

РЕКЛАМА

В 1986 году главный художник объединения «Укрпромфарфор» Юрий Лобанов рассказывал: «Многое изменилось в последние годы в создании фарфора и в производстве массовой посуды. Когда я пришел в объединение в 1973 году, не хватало ассортимента, нужны были прежде всего чашка, кружка, тарелка, мы думали больше о пользе, чем о красоте, о том, как поскорее насытить рынок. Перед нами стояла проблема тиража. Сейчас же мы работаем над тем, чтобы вернуть фарфору прозрачность и многообразие формы, снова сделать его тонкостенным. Для меня белый прозрачный фарфор подобен прекрасному чистому небу, глядя на которое, можно не только мечтать, но и материализовать свою мечту. Мы знаем, что небо может быть облачным и безоблачным. Так и наша работа художников из фарфора: когда замысел удается — в нашем небе сияет солнце».

П. Тарасенко. Чайный сервиз «Горохи». Тернопольский ФЗ. 1975

РЕКЛАМА

— Читала, что особенно своей продукцией славился Тернопольский фарфоровый завод.

- Да. Основанный в 1964 году Тернопольский фарфоровый завод стал выпускать чайные и кофейные сервизы, кухонные, столовые наборы и сувенирную продукцию. Долгое время главным художником мануфактуры был Петр Тарасенко. Он приехал из Барановки в Тернополь в мае 1964 года. Его пригласили для налаживания художественной работы. Петр Тарасенко взял на себя разработку новых технологических образцов форм и рисунков. С коллективом единомышленников был найден рецепт белой массы хорошего качества, которая давала тоненький и просвечивающийся черепок.

РЕКЛАМА
Чайный сервиз «Конфеті». Тернопольский ФЗ. 1975

Даже обыденные вещи — тарелки, кружки, вазочки — тернопольские художники Виталий Горолюк, Владимир Спица, Дмитрий Павлусик, Лариса Ткачук, Мария Терещук, Олеся Томкив-Войтович, Виктор Колесник, Евгений Овчарик, Сергей Гавриш, Юрий Ищук, всегда старались сделать интересными, оригинальными, привлекательными. В формах и рисунках заводские художники гармонично сочетали неувядающие традиции народного искусства с тогдашней эстетикой. Завод просуществовал 42 года. Яркая, но довольно короткая жизнь, даже по человеческим меркам…

Рисунки А. Томкив-Войтович «Сорочинський ярмарок» на предметах от чайного сервиза формы В. Спицы, Д. Павлусика «Ромашка». Тернопольский ФЗ. 1991

«Сервизы мануфактуры — воплощение домашнего уюта, комфорта, тепла»

— Какие сервизы Тернопольского фарфорового завода были самыми известными?

- Память бережет первоклассные чайные и кофейные сервизы, вазы, тарелки, скульптуры, которые, знаю, у многих людей есть дома. Но эти изделия, уверена, недооценены. Каждый атрибут, который использовали во время традиционного чаепития, был создан, чтобы в полной мере раскрыть все нотки классического чая. Белые цвета фарфора для придания им торжественного звучания лаконично подчеркивают золотые отводки.

П. Тарасенко. Сервиз для кофе «Юність». Тернопольский ФЗ. 1975

Замечательный ансамбль, например, создают элементы набора «Два кольори» (1970), декорированные в едином стиле нежным двухцветным узором. Все сервизы мануфактуры — воплощение домашнего уюта, комфорта, тепла.

П. Тарасенко. Чайный сервиз «Два кольори». Тернопольский ФЗ. 1970.

— В чем особенность посуды этой мануфактуры?

— Чаще всего чашки изготавливались как пиалы с плоским дном или устанавливались на невысокую ножку. В чашках очень удобные ручки. А широкая поверхность такой чашки позволяет быстрее остывать напитку в ней.

П. Тарасенко. Чайный сервиз «Мальви». Тернопольский ФЗ. 1970

— Заметила, что в ассортименте Тернопольского фарфорового завода немало сервизов в горошек…

— «Буду пить чай из кружки в горохи» — знакомая фраза, а перед глазами — красный сервиз в большие белые горошки. Не так ли? Пить чай из чашки в горошек — этот тренд в Европе снова актуален.

В. Спица, В. Горолюк. Чайный сервиз «Горошини». Тернопольский ФЗ. 1972

А впервые мир испытал потрясение горошком в 1760 годах, когда началась промышленная революция и стало возможным создавать ткани в горох. Второе пришествие гороха произошло вместе с танцем «полька». В те времена, примерно в 1840-х годах, в горошках было все: наряды, подтяжки, пирожные. Все приличные танцоры фламенко шили себе платья с рюшами, украшенные горошком. А модный журнал того времени так представлял хит сезона на женской шее: «Шарф в горошек из муслина для легкой летней одежды с зубчатым краем». В ХХ веке веселый принт снова появляется на подиуме. Королева красоты — 1926 выходит в купальнике в горошек и получает титул Мисс Америка, а впоследствии даже мыши красуются в красно-белом горохе. Речь о Мики Маусе — знаменитости киностудии Диснея. «Если мыши могут, то и котам разрешено», — так подумал Фрэнк Синатра и в 1940 году исполнил песню «Polka Dots and Moonbeams», а впоследствии гороховые платья надели Мэрилин Монро и другие всемирно известные красавицы. Что касается сервизов в горошек, тернопольские художники еще в начале 1970 годов освоили этот узор. А полюбился он всеми потому, что в нем молодость, игривость, легкость.

«Хорошая посуда — это прежде всего светлое настроение, которое способствует созиданию добра и красоты вокруг»

— Какой сервиз этого завода у вас самый любимый?

- Это ансамбль художника декоративно-прикладного искусства Олеси Томкив-Войтович, созданный по мотивам драмы — феерии Леси Украинки «Лісова пісня». В его составе — декоративное блюдо, столовый сервиз, чайный набор. На предметах изображены очаровательная Мавка и красивый Лукаш. Молодой парень играет на свирели, песня которой разбудила лесную красавицу, позвала ее к жизни и любви. Вокруг них на поляне зеленеет первый ряст и цветут подснежники и сон-трава. Рисунки подчеркивают изысканность форм фарфора.

В. Спица, В. Горолюк, О. Томкив — Войтович. Чайный набор «Лісова пісня». Тернопольский фарфоровый завод. 1992

Почему этот набор самый любимый? В течение большого промежутка времени собираю тематический фарфор о жизни и творчестве нашей великой поэтессы.

— Как советуете использовать сервизы тех времен в быту -- пусть стоят для красоты в сервантах от случая к случаю или стоит пользоваться ежедневно?

- В быту столовые сервизы для сервировки еды имеют две функции: сервировочную (предметы для декорирования стола) и интерьерную (предметы для украшения интерьеров). Итак, выбор за вами. Во время чаепития расслабляйтесь за душевным разговором с близкими людьми. Хорошая посуда — это прежде всего светлое настроение, которое способствует созиданию добра и красоты вокруг.

Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с исследовательницей истории стекла Еленой Тахтай: «Посуда из бабушкиных сервантов экологически чистая. Сервируйте ею стол не только для красоты, но и ради здоровья».

Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк

Фото в заголовке В. Спица, В. Горолюк. Чайный сервиз «Білі горошини». Тернопольский ФЗ. 1974

1879

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров