ПОИСК
Стиль жизни

«Украинская „щедривка в фарфоре и фаянсе“ поражает красотой», — коллекционер Людмила Карпинская-Романюк

20:30 4 декабря 2023
Украинская «щедривка в фарфоре и фаянсе»
Зимние праздники приближаются. Это и День святого Николая, и Рождество, и Новый год. Эти праздники любят и взрослые, и дети. Известный немецкий сказочник Гофман, автор «Щелкунчика», писал: «Рождество! Эти праздничные дни с их приветливым сиянием я предчувствую задолго до того, как они наступают».

Да, это праздник сказочный. Елка, подарки, лакомства — все это его атрибуты.

И уже сегодня во многих семьях хозяева продумывают меню праздничного стола. Возможно, у вас есть и специальная посуда, которая будет способствовать созданию особой атмосферы? Именно о нем сегодня пойдет речь в интервью «ФАКТАМ» известного украинского коллекционера и исследователя истории фарфора и фаянса, автора книг Людмилы Карпинской-Романюк.

«Для росписи посуды выбираются специальные краски, способные выдержать высокие температуры»

— Приближаются рождественские и новогодние праздники, и в этом году, как всегда, родные и близкие соберутся за столом. Пожалуй, во многих семьях сохранилась праздничная посуда, которая производилась на предприятиях фарфоро-фаянсовой отрасли Украины, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Например, для кутьи, вареников, грибной похлебки, голубцов, картофеля, рыбы, грибов, квашеной капусты, блюд из фасоли, компота из сухофруктов, пампушек был создан мастерами Будянского фаянсового завода столовый сервиз «Радуга».

И. Сень, роспись О. Рыбина, Б. Пянида. Столовый сервиз "Радуга". Будянский фаянсовый завод. 1972. Фаянс. Хоанится в фондах Национального музея декоративного искусства Украины.

Еще один невероятный фаянсовый столовый сервиз, созданный художниками Борисом Пянидой и Иваном Сенем, — «Вечерняя звездочка».

РЕКЛАМА
Б. Пянида, И. Сень. Столовый сервиз «Вечерняя звездочка». Будянский фаянсовый завод. 1975. Фаянс. Хранится в фондах Национального музея декоративного искусства Украины

— Как создается такая красота?

РЕКЛАМА

— Керамическое производство — сложный и дорогостоящий технологический процесс. Чтобы понять его закономерности, необходимы знания и годы практики. Первым этапом изготовления керамических произведений является обжиг сырьевого материала. Для этого необходима специальная печь, способная нагреться до 1100 градусов. После обжига посуду можно расписывать. Предварительно производится эскиз на бумаге, а потом уже на посуде. Для росписи выбираются специальные краски, способные выдержать высокие температуры. К ним нужно добавлять глицерин. Чем больше глицерина, тем светлее становится цвет. Кисточки обычно используются беличьи или синтетические. При росписи их нужно плотно прижимать к поверхности изделия. Очень важно не ошибиться, потому что исправить рисунок потом будет невозможно.

Художник-керамист всегда работает несколько «вслепую», поскольку в процессе обжига краски меняют цвета и оттенки. После росписи изделие погружается в специальную глазурь. В конце необходимо осуществить еще один обжиг — также при температуре 1100 градусов. Эта работа требует от художника еще и постижения принципов «сосуществования» живописи и пластики в одном произведении. В работах Бориса Пяниды (1935−2020) такое единение очевидно.

РЕКЛАМА
И. Сень, Б. Пянида, Набор посуды «Щедрый вечер». Будянский фаянсовый завод. 1970. Фаянс. Хранится в фондах Национального музея декоративного искусства Украины

С красотой полтавской земли, народными традициями в оформлении украинских хат, нежной лирикой песен и философией древних легенд связан мир образов художника. Борис Пянида рассказывал, что, работая над тематической посудой, он вспоминал новогодние вечера в родном селе — заснеженные хаты, веселых парней и трогательно нежных девушек, их песни, танцы и щедривки — поэтические и мудрые. Наборы посуды «Щедрый вечер» и «Вечерницы» экспонировались не только в Киеве, но и в других городах.

«Благодаря ячеистой структуре фаянс сохраняет тепло, что особенно актуально при сервировании горячих напитков»

— Кстати, фаянс получил свое название от города Фаэнца в Италии, где в XVIII веке было открыто первое производство, — рассказывает Людмила Карпинская-Романюк. — Одной из особенностей фаянсовой посуды является ее пористая структура, которая придает изделиям особую прочность и стойкость к повреждениям. Благодаря такой структуре фаянс сохраняет тепло, что особенно актуально при сервировании горячих напитков. Фаянсовая посуда привлекает своей эстетичностью и разнообразием цветовых и узорчатых решений. Благодаря широкому выбору форм и дизайнов фаянсовую посуду можно подобрать под любой интерьер и таким образом создать уютную атмосферу.

Людмила Карпинская-Романюк: «Видимо, во многих семьях сохранилась праздничная посуда, которая производилась на предприятиях фарфоро-фаянсовой отрасли Украины»

— Какие еще особенности фаянсовой посуды?

— Как и фарфор, покрытый глазурью, фаянс не впитывает запахи. Посуда из фаянса прекрасно подходит для ежедневного использования — при бережном обращении она прослужит много лет. В изделиях из фаянса еда и напитки остывают быстрее, чем в фарфоровой посуде. Фаянсовая посуда не выдерживает высоких температур: в посудомоечной машине или микроволновке — может потрескаться эмаль.

— Об этом следует знать, чтобы сохранить фаянсовую посуду в хорошем состоянии. А какие еще праздничные наборы стоит отметить?

— Очень хороший фаянсовый набор для компота «Ночь перед Рождеством», расписанный художницей Галиной Кломбицкой. В его состав входят кувшин и четыре кружка. Впечатляют богатство цветовой гаммы и особый лепной декор. При использовании такого набора праздничное настроение гарантировано.

Г. Кломбицкая. Набор для компота «Ночь перед Рождеством». Будянский фаянсовый завод. 1974. Фаянс.

«Издавна существовало верование: если одарите кого-то, одарят и вас»

— А какие фарфоровые наборы рождественской посуды у вас любимые?

— Это чайный, кофейный и столовый сервизы на тему колядок, созданные выдающимися художниками в 1990-х годах Валентиной и Николаем Трегубовыми.

В. Трегубова. Чайно-кофейный сервиз "Колядки". Коростенский фарфоровый завод. 1996. Фарфор.

Сервируя этой красотой праздничный стол, по возможности добавьте декоративные скульптурные композиции Владислава Щербины «Колядки». Они отличаются разнообразием сюжетов и декора. К примеру, один из сюжетов таков: под сиянием Вифлеемской звезды колядник держит мешок для подарков. Ведь издавна было верование: если одарите кого-то, одарят и вас. Это своеобразная магия: если сказали кому доброе слово, то оно обязательно вернется к вам.

В. Щербина. Колядки. В. 17, 21,16. Киевский экспериментальный керамико-художественный завод. 1980. Фарфор.

В. Щербина. Колядки. В. 27. Киев. 2007. Фарфор.

На Сочельник в Западной Украине есть еще и такой обычай: после праздничного ужина девушки берут свои ложки и выходят на улицу. Там они начинают стучать ими, и где залает собака, там и находится суженый.

Так что интересного немало. Используйте фаянсовую и фарфоровую посуду отечественных производителей, любуйтесь ею, потому что это наша история, наше искусство. Украинская «щедривка в фарфоре» поражает красотой.

Ю. Пянида. Кровати. Будянский фаянсовый завод.1988. Фаянс.

Ранее исследовательница истории стекла Елена Тахтай рассказала, чем ценна посуда из бабушкиных сервантов.

Читайте также: «Пользуясь посудой с петушком, вы программируете себя на успех и богатство», — эксперт по фарфору Людмила Карпинская-Романюк

Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк

На фото в заголовке: М. и В. Трегубовы. Столовый сервиз «Коляда». Коростенский фарфоровый завод. 1990. Фарфор.

1650

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров