Худи с разрезанными швами на боках и рукавах: пошив адаптивной одежды для раненых взяли на себя женские швейные роты
При многих ранениях одевать и снимать с себя обычные футболки, кофты, брюки и другие вещи весьма проблематично. Например, натянуть футболку, если осколками поражены плечо или рука. Поэтому раненым нужна специальная адаптивная одежда. Что она собой представляет? Представьте кофту, у которой вместо швов по бокам и рукавам липучки. Такая конструкция позволяет «раскрыть» кофту, и надеть ее на раненого, не причиняя ему боли, а затем застегнуть на липучки. Волонтерский проект «Швейная рота» по изготовлению такой одежды создали волонтеры Марина Пальченко и Ксения Самойлич из Днепра. Сейчас женские швейные роты работают по всей Украине и во многих странах мира. Ранее «ФАКТЫ» писали о том, как дизайнер на коляске Анна Павлусь создала собственный бренд адаптивной одежды во время войны.
«В наших швейных ротах уже более 500 мастериц»
- В Украине у нас сейчас 15 женских швейных рот — в Днепре, Киеве, Полтаве, Житомире, Львове, Ровно, Луцке, Новомосковске, Петропавловке, других городах и в селах, — рассказала «ФАКТАМ» Ксения Самойлич. — Также за границей — из числа украинок. Первой за пределами Украины сформировалась швейная рота «Норвегия», затем — «Канада», «Польша», «Германия», «Швейцария», «Великобритания». Девушки отшивают вещи по нашим лекалам и мастер-классам. Отправляют готовые изделия напрямую в госпитали (помогаем примерно 90 медучреждениям) и на фронт. К примеру, швейная рота из Полтавы недавно послали адаптивную одежду в стабилизационные пункты полка «Азов» и батальона «Волки Да Винчи». Швейные роты из других стран предоставляют такую одежду еще и бойцам, находящимся на лечении за границей.
— Модели и лекала для шитья адаптивной одежды ваша команда разработала своими силами?
— Смотрите, Марина Пальченко еще в 2014—2015 годах помогала раненым бойцам в госпиталях. Сначала кормила (ведь тогда было плохо с обеспечением продовольствием). Увидела, что многим раненым сложно одевать и снимать обычную одежду. Она стала перешивать их вещи — адаптировала одежду к нуждам этих ребят. Марина в совершенстве разобралась, какая одежда нужна при разных ранениях. Так что эта тема была ей хорошо знакома.
Сначала лекала у нас были бумажные. Чтобы поделиться ими с волонтерами из других городов, мы сделали электронные лекала и выложили их в Интернет в свободный доступ. Ими могут воспользоваться не только волонтеры, но и женщины, у которых сын или муж получили ранения и сейчас нуждаются в адаптивной одежде. Мама или жена могут прошить ее для своего родного человека.
— Наступление холодного сезона повлияло на потребность в адаптивной одежде?
— Конечно, повлияло, ведь сейчас вещей нужно гораздо больше, чем летом и теплой осенью. Мы к этому готовились, но все равно едва успеваем выполнять запросы. Поэтому важно, чтобы как можно больше людей и даже целые швейные цеха присоединялись к нашему проекту. Это можно сделать по ссылке.
— На какие вещи спрос самый большой?
- Самая большая потребность в адаптивных теплых кофтах. Для стабилизационных пунктов отшиваем их из более теплых тканей, а для госпиталей — более легких, потому что в стационарах есть отопление.
— Как найти ваши лекала в сети?
— Их можно скачать на нашем telegram-канале «Швейная рота». Следующий шаг — распечатать фрагментами на листах формата А4, а затем их склеить. Получите бумажные лекала. На нашем telegram-канале также размещено видео мастер-класса о том, как сшить по лекалам адаптивные вещи.
Тем, у кого нет ткани, можем ее прислать. Мы покупаем материал оптом (на это собираем донаты. Задонатить можно по ссылке), раскраиваем для пошива большого количества вещей (скажем, 200 штанов), затем делим заготовки на маленькие партии (допустим, на 10 штанов), добавляем к ним необходимую фурнитуру (липучки, шнурочки, резинки, этикетки, пакеты для упаковки) и отправляем эти наборы мастерицам. Они сшивают, стирают, упаковывают, добавляют этикетки и отправляют к волонтерам в госпитали или медикам.
Читайте также: Самая опасная — «черная вдова»: чтобы убивать и калечить украинских саперов, оккупанты массово ставят мины-ловушки
— Раненые бойцы или их родственники могут в индивидуальном порядке обращаться к вам с просьбой предоставить им адаптивную одежду?
- Да, мы приветствуем такие обращения. Раненому защитнику или кому-то из его родных следует заполнить гугл-форму (электронный бланк) адресного запроса, который мы разработали и отправить нам. В бланке следует указать, что конкретно нужно раненому (скажем, три труса на липучках, двое штанов, три футболки) и мы это им пришлем.
— Вы можете помочь в ситуациях, если для какого-либо конкретного раненого ваши стандартные модели не подходят?
- Да, можем. По видеосвязи мы поможем родственникам или волонтерам сделать нужные замеры и по ним отшить вещи. Недавно мы изготовили чехол (еще его можно назвать штаниной) для защитника, у которого на ногу поставлен специальный металлический аппарат наружной фиксации для роста костей. Даже ступня у него прошита спицами аппарата. Эта круглой форма конструкция имеет немалый диаметр и длину метр. Надо было утеплить ногу, потому что металлические спицы сильно пропускают холод — аж до костей, даже при не очень холодной погоде. Этот военный лечится в госпитале в Мукачево. Волонтеры из того города сделали замеры, которые мы просили, передали их в Полтаву одной из самых активных наших волонтеров, матери двух детей Александре Галенко, и она сшила для этого раненого чехол на затяжках из теплой ткани.
— Считали, сколько людей в ваших швейных ротах по всему миру?
— Уже более 500 мастериц (это те, кто зарегистрировались, и мы им высылаем наборы для шитья). Кто-то из женщин помог нам разово, кто-то участвует в проекте на регулярной основе. Например, Александра Галенко с нами уже полтора года. Она сейчас возглавляет швейную роту Полтавы. Кстати, в полтавском лицее N 17 по инициативе завхоза Эльвиры Гонтарь адаптивную одежду шьют едва ли не все учителя и другие сотрудницы.
«Каждый может помочь раненым бойцам, передав для них пледы, теплые кофты, спортивные штаны»
— Знаете, кто из этих пятисот самая старшая и самая младшая?
— Знаем: самой старшей Любови Ярош с Житомирщины 103 года, а самым младшим где-то по 2 годика — детки, играя помогают мамочкам набивать ортопедические подушки-кисточки. Моя племянница в 4 года начала помогать, когда мы шили балаклавы и термобелье. Сейчас она участвует в изготовлении подушек-кисти. Детки к тому же рисуют картинки, которые мы кладем в пакеты с вещами для защитников. А мастерицы добавляют в эти посылки вкусности, чай, обереги (ангелочки, которые делает Любовь Салатян из Одессы, стали символом нашего проекта).
— Ваши мастерицы работают исключительно на волонтерских началах — без оплаты?
— Да, без оплаты. Большинство из них где-то работают, у них есть дети, поэтому, как правило, шьют для нас по вечерам и по выходным дням. Мы никого не торопим, но если, скажем, женщина взялась сшить 20 трусов, то просим, чтобы уложилась в 14 дней. Это вполне посильно. Для каждой из нас пошив адаптивной одежды — это наша общая благодарность защитникам.
— На таможне возникают проблемы при пересылке в Украине одежды для раненых, которые сшили волонтеры за границей?
— Недавно была неприятная история. Польские таможенники посылку пропустили, а украинские — нет. Объяснили это тем, что вещи выглядят как на продажу. Потому что упакованы в пакетики и есть этикетки (на них указан размер и имя сшившей мастерицы). Таможенники заявили, что нужно уплатить налоги. Пока это единичный такого рода случай.
— Чем вашему проекту смогут помочь люди, которые прочтут это интервью?
- Очень нужны теплые (желательно, флисовые) пледы (и для эвакуации раненых на передовой, и в госпиталях) полуторного размера. Также сейчас большая потребность в теплых худых, кофтах и спортивные штанах (конечно, они должны быть в нормальном состоянии, чистые). Кофты и худи мы перешьем в адаптивные, а штаны просто передадим в стабилизационные пункты. Таких вещей нужно много, ведь когда раненых выносят с поля боя, их форма часто в крови, грязная, мокрая. Человека нужно переодеть в сухое и чисто — спортивные штаны и тёплые кофты. А еще для защитников с ранениями в ноги очень актуальны теплые шерстяные носки. Многие женщины умеют вязать. Они могут приобщиться к вязанию носков как обычных, так и адаптивных на пуговицах.
Также просим людей поддержать наше сборы на покупку материалов для пошива адаптивной одежды. Необходимые реквизиты размещены на страницах «Швейной роты» в instagram и telegram. На эти страницы можно написать, какие вещи люди хотят передать бойцам. Мы посоветуем, куда отправить посылку.
Читайте также: Даже дворники работают в бронежилетах: сколько человек и в каких условиях живут в Херсоне через год после его освобождения
— Как был создан ваш волонтерский проект?
- На четвертый день полномасштабного вторжения Марина Пальченко написала в соцсетях пост о том, что есть запрос на пошив теплых балаклав и термобелья для наших защитников. Женщины, в том числе я откликнулись, принесли из дома швейные машинки и материю. Местный бизнесмен помог с покупкой ткани. До большой войны мы вместе с Мариной ходили на одни и те же курсы шитья одежды, но в разные дни, поэтому не пересекались.
Вскоре из военного госпиталя в Днепре поступил запрос на трусы на завязках для раненых. Мы изготовили партию этих изделий, плюс сняли на видео мастер-класс о том, как их шить — чтобы люди из других городов узнали, что есть необходимость в адаптивной одежде (тогда мало кто о ней знал) и присоединялись к нам.
К названиям вещей, которые шили для фронта, мы придумали добавлять слово «броне»: «бронефутболка», «бронекофта», «бронештаны». А то, что для раненых — слово «кибер»: «кибертрусы», «киберкофты», «киберштаны», «киберфутболка»
В какой-то момент мы с Мариной остались сами и не могли шить столько, сколько позволяли наши запасы ткани. Поэтому обратились в социальных сетях к девчатам со всей Украины с призывом присоединиться к нам. Предложили разделение работы: мы с Мариной раскраиваем материал и отправляем его на пошив тем, кто отзовется. Постепенно круг участников и география нашего проекта стал увеличиваться и вырос до нынешних масштабов.
Ранее «ФАКТЫ» писали о том, что в команде хелперов есть даже королевские особы, так Даниил Щербаков определяет масштабы своего волонтерства.
На фото в заголовке Ксения Самойлич (справа) с участницами проекта «Швейная рота» Днепра
Фото предоставлены Ксенией Самойлич
1119Читайте нас в Facebook