«Я стояла на сцене, а моя дочь под обстрелами ехала эвакопоездом»: оперная прима Людмила Монастырская о пережитом за время большой войны
Солистка Национальной оперы Украины, обладательница одного из лучших сопрано мира Людмила Монастырская признается, что силы черпает только находясь на родной земле. Ее график расписан на месяцы вперед, директор Метрополитен-опера лично приглашает ее для выступлений, но каждый раз Людмила думает лишь о том, когда вновь сможет вернуться в Киев. Накануне Нового года Монастырская пела на сцене родной Национальной оперы, выступала в Днепре, участвовала в рождественских концертах. А 2024-й год она встретит в Нью-Йорке, где вновь будет блистать на сцене Метрополитен. Ранее «ФАКТЫ» писали об оперной певице Алене Гребенюк, которая посте вторжения стала водителем: «Доставляла людей на работу, а потом развозила по домам».
В эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» Людмила Монастырская рассказала о тяжелой депрессии, отношениях с детьми и новогоднем желании.
«Сейчас уже никто не продвигает русских певцов»
— Слава Богу, в Киеве стало спокойнее, по сравнению с прошлой зимой, — сказала Людмила. — Спасибо за это, конечно, нашим военным. За то, что мы получили возможность планировать, репетировать, давать представления. Стало меньше историй, когда нам приходится останавливать спектакли и спускаться в бомбоубежище от обстрелов. Залы наполняются зрителями, искусство живет.
— Хотя у вас наверняка было много предложений остаться работать за границей.
- Как бы то ни было, для меня удовольствие — иметь возможность исполнять любимые роли здесь, в Киеве. Мои заграничные контракты всегда достаточно длительные — месяц-два. Я так много времени провожу за рубежом, что использую любую возможность вернуться домой. Здесь моя семья, родные, друзья. Меня сюда всегда тянет. Украина дает мне силу. Так было и до большой войны, и сейчас.
— Даже несмотря на страх?
— Это был, скорее, страх за близких, которые оставались в Киеве. Первые месяцы полномасштабного вторжения я провела в Варшаве. Тогда мне приходилось часто летать, а из Варшавы это было гораздо проще сделать. Один за другим по всей Европе шли концерты в поддержку Украины, и я принимала в них участие.
— Где вы встретили полномасштабное вторжение?
- В Неаполе. 23 февраля у меня был спектакль. Мой контракт как раз заканчивался. 26 февраля у меня был последний спектакль, и уехать я могла только на следующий день. Конечно, все, что случилось 24 февраля, было для меня шоком. Признаюсь, я в то время совершенно не задумывалась, что в цивилизованном мире возможно подобное варварство. Тогда еще была жива моя мама, она как раз находилась у меня дома, в Киеве. Сын был за рубежом, куда уехал по работе за два месяца до начала войны. Кстати, он вернулся в Украину уже в апреле. Дочь на третий день вторжения сумела выехать вместе с животными из столицы эвакуационным поездом. Помню, я все время была с ней на связи. Это сложно передать, что я тогда переживала. Их поезд останавливали, потому что велись обстрелы. Всех выводили и просили прятаться. И представьте, в это время я стояла на сцене, и мне надо было петь. Слова просто вылетали из головы!
— Насколько сильной была тогда поддержка нашей страны за границей?
- Одной из первых принципиальную позицию заняла Метрополитен-опера, разорвав контракты с ключевыми деятелями российской культуры — Гергиевым, Нетребко, Абдразаковым. Несмотря на то, что потом им пришлось выплатить компенсацию. Известно, что Нетребко подала в суд и ей заплатили приличную сумму. Что касается не таких заметных театров, то ситуация складывается по-разному. Однако, сейчас уже никто не продвигает русских певцов.
«Я стояла, закутанная во флаг и думала, как бы не заплакать»
— В первые месяцы большой войны ваша фотография на сцене Метрополитен-опера с украинским флагом разлетелась по всему миру.
- Это был апрель 2022 года. Я пела партию Турандот вместо Нетребко. Меня лично пригласил директор Метрополитен Питер Гелб, что было достаточно удивительно. Вопросы приглашения артистов обычно решаются через менеджера. Помню, я была в смятении, говорю, что эту роль уже не исполняю восемь лет, а это огромный срок для творчества. Но Питер возразил: «Ты должна ее спеть, мы приглашаем тебя вместо Анны. Это как политическая акция». В начале, речь о том, что я выйду с флагом, не шла — для этого надо было просить разрешения у театра — таковы правила. Но перед премьерой Питер сам принес мне флаг Украины. Он был огромный. Таким образом театр высказал поддержку Украине и свою позицию. Я стояла, закутанная во флаг на сцене, а на балконах в это же время тоже развернули флаги.
— Что вы чувствовали в тот момент?
— Это было невероятно трогательно. Просто не передать словами. Думала, как бы не заплакать, потому что тогда потечет грим. Я еле сдерживалась, как никогда ощущая себя в тот момент частью нашей страны.
Читайте также: Литва лишит гражданства знаменитую балерину Лиепу из-за поддержки путина
— Помните свое первое возвращение в Киев после начала полномасштабного вторжения?
— Я вернулась в ноябре 2022 года. Я приехала в Киев, когда ветки деревьев уже были во льду. Первые дни просто не могла надышаться городом. Ходила по своим любимым улицам в центре Киева, возле Золотых Ворот. Я просто набиралась силы. Несмотря на войну, тревоги, проблемы со светом. Через несколько недель я уехала к родителям в Черкасскую область. Там отключали свет с 16 до 18 вечера. Помню, как мы с мамой сидели с фонариками и читали книги друг другу в слух.
— Что до сих пор питает ваши силы?
— Знаете, меня очень подкосила смерть мамы. Это стало большой трагедией для всей семьи. Вокруг тоже много смертей… Я восстанавливаюсь только благодаря профессии. Она просто вытянула меня из безнадеги. Наверное, подобное чувствовали многие люди творческих профессий. В этом смысле мне повезло, и моя психика осталась стабильной.
— Голос реагировал на внутреннее состояние?
— Конечно, в организме все связано. Бывает, когда нервничаешь, перехватывает дыхание и стоит комок в горле. Справляться с этим сложно, а петь просто невозможно. Но я стараюсь подобного не допускать. Понимаю, что, если нахожусь в профессии, должна работать. Тем более от меня зависят другие люди — партнеры, музыканты. Поэтому, выходя на сцену, я просто отключаюсь и транспортируюсь в другой образ.
Читайте также: «Это была провокация»: Анатолий Соловьяненко о репертуаре театров во время войны
— Вы не были против того, чтобы сын возвращался в Украину?
- Андрей достаточно взрослый молодой человек, ему 25 лет, и он принимает решения сам. Дочь Анна долгое время была в Румынии, потом Испании, сейчас тоже в Киеве. Конечно, я, как мать, говорила сыну, что возвращение опасно. Но при этом всегда добавляла: «Это твой выбор». Я всегда давала детям свободу и поддерживала во всем. Они знают, что всегда могут ко мне обратиться за помощью.
— Идеальная мама…
— Не считаю себя такой. Бывали периоды, когда я работала очень интенсивно и могла быть дома всего несколько недель за год. Нам не хватало общения, но карьеры по-другому не сделаешь. Так что в нашей семье были разные времена, но мы нашли решения. Главное — я уважаю их выбор.
— Где вы встретите Новый год?
— В Нью-Йорке. В Метрополитен уже 27 декабря у меня репетиция «Набукко», на который полностью раскуплены билеты до февраля. А сам Новый год встречу с друзьями, которые уже давно живут в Нью-Йорке.
— Знаете, что загадаете под елочкой?
— Конечно, буду просить о мире, нашей победе, здоровье для близких. И что-то личное для себя…
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с экс-депутатом госдумы рф и оперной дивой Марией Максаковой, которая рассказала о женщинах путина, промахе Кабаевой и главной хранительнице пикантных тайн диктатора.
26172Читайте нас в Facebook