ПОИСК
Общество и люди

«Фарфоровые вазы, вдохновленные творчеством Тараса Шевченко, — настоящие шедевры», — коллекционер Людмила Карпинская-Романюк

20:45 23 марта 2025
вазы по мотивам произведений Шевченко
Когда художественное произведение и через века служит источником вдохновения для художников, композиторов, кинематографистов, это признак того, что это произведение — шедевр. В творчестве Тараса Шевченко таких немало.

Украинские фарфористы создали галерею работ по мотивам поэм и стихов Кобзаря.

В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследователь истории отечественного фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала о вазах, на создание которых украинских художников вдохновило творчество Тараса Шевченко.

«Поражают красотой фарфоровые вазы в петриковской росписи»

— Фарфоровые вазы, вдохновленные произведениями Тараса Шевченко, — настоящие шедевры, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Вот, например, работа Валентины Трегубовой «Катерина», созданная по мотивам одноименной поэмы Кобзаря. Ваза имеет классическую, немного суженную кверху форму. По краям — золотистый ободок. Катерина изображена в традиционных украинских одеждах. Высота вазы — 32,5 сантиметра.

В. Трегубово. Ваза "Катерина". Коростенский ФЗ. 1964.

— Какая отличная работа!

РЕКЛАМА

— На юбилейной выставке, посвященной 150-летию со дня рождения Тараса Шевченко, также экспонировалась ваза этой формы с росписью по известному его произведению «Якби ви знали, паничі».

«А сестри! сестри! Горе вам,
Мої голубки молодії,
Для кого в світі живете?
Ви в наймах виросли чужії,
У наймах коси побіліють,
У наймах, сестри, й умрете!»

В. Трегубово. Ваза «Сестры». Коростенский ФЗ. 1964.

РЕКЛАМА

Эту тему продолжил в своей скульптурной серии работ «Мой Шевченко» и Владислав Щербина. Строки Тараса Шевченко о тяжелой судьбе крепостных никого не могут оставить равнодушными:

«Я бачив пекло… Там неволя,
Робота тяжкая, ніколи
І помолитись не дають.
Там матір добрую мою,
Ще молодую, у могилу
Нужда та праця положила».

В. Щербина. Скульптурная композиция "Мой Шевченко". Киевский ЭКХЗ. 1984. НМГМУ

А эта фарфоровая ваза Леониды Коцюбинской создана по мотивам произведения Тараса Шевченко «Слепой».

РЕКЛАМА
Л. Коцюбинская. Декоративная ваза «Слепой». Коростенский ФЗ. 1964

— Тарас Шевченко создал в своей поэзии невероятно красивые картины природы. Нашли ли они воплощение в росписи ваз?

— Поражают красотой фарфоровые вазы грушевидной формы в традиционной украинской петриковской росписи. Вот форма, созданная мастером киевского завода Галиной Зак. Ваза имеет узкий верх и широкое основание. На белом фоне легендарная художница Марфа Тимченко изобразила красные мальвы — символ материнской любви и любви к родной земле, родительскому дому. Мальва является одним из излюбленных цветков в украинском народном творчестве. Изображением этого цветка украшают вышивки, писанки, бытово-прикладные вещи. Традиционные сельские хаты с соломенными крышами и деревянные ветряные мельницы являются характерными элементами украинского сельского пейзажа. На ветряных мельницах видны маленькие петушки — символ благосостояния и гармонии. Эта яркая ваза высотой 43 сантиметра очень красива.

Г. Зак, М. Тимченко. Декоративная ваза “І вітряки на полі, і долом геть собі село». Киевский ЭКХЗ.

На вазе видим надпись: «І вітряки на полі, і долом геть собі село». Это строки из поэмы Шевченко «Княжна»: Народная художница Украины, лауреат премии имени Екатерины Билокур Марфа Тимченко всю свою жизнь развивала уникальный орнаментальный стиль, созданный не одним поколением народных мастеров старинного села Петриковка — петриковская роспись. В течение 30 лет она плодотворно работала в фарфоре.

«Ваза одновременно является и предметом быта, и произведением искусства, отражающим дух и эстетику своего времени»

— Какая ваза ваша любимая?

— Одна из любимых — декоративная ваза под названием «Хлюпощуться качаточка» (на фото в заголовке) высотой 24,5 сантиметра. Она была создана в 1964 году на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе. Ее авторами являются Ярослава Козлова и Марфа Тимченко, которые оставили заметный след в украинском декоративном искусстве. Их произведения являются примером того, как традиционные народные орнаменты и образы могут сочетаться с оригинальным авторским видением, придавая обычным бытовым предметам статус настоящих произведений искусства.

Ваза одновременно является и предметом обихода, и произведением искусства, отражающим дух и эстетику своего времени. Цветовая гамма вазы насыщенная и контрастная. Сочетание голубых, синих, зеленых оттенков с теплыми оранжевыми, красными и розовыми тонами завораживает. Важную роль играют плавные линии и декоративные завитки, придающие изображению динамику. В росписи вазы мы видим утят в ярких оранжевых и голубых тонах, а также флористические элементы. Узор выполнен в характерной для украинской декоративной росписи манере с плавными линиями и насыщенными цветами, что придает изделию яркость и жизнерадостность. На вазе можно увидеть цитату из стихотворения Тараса Шевченко «Тече вода з-під явора…».

«Тече вода з-під явора
Яром на долину.
Пишається над водою
Червона калина.
Пишається калинонька,
Явор молодіє,
А кругом їх верболози
Й лози зеленіють.
Тече вода із-за гаю
Та попід горою.
Хлюпощуться качаточка
Помеж осокою.
А качечка випливає
З качуром за ними,
Ловить ряску, розмовляє
З дітками своїми».

— Эта работа очаровывает красотой.

— 1960-е годы в Украине были периодом активного развития декоративно-прикладного искусства, когда на керамических заводах создавали оригинальные авторские изделия с элементами народного творчества. Стилизация утят и цветочных мотивов соответствует тенденции того времени «оживлять» бытовые предметы с помощью ярких литературных и фольклорных образов. Подобные вазы имели как утилитарное, так и декоративное предназначение, часто становились украшением интерьера, а также служили подарками. Работы художников Киевского экспериментального керамико-художественного завода, созданные в 1950—1970-х годах, сегодня могут считаться коллекционными. Они отражают историю украинского декоративно-прикладного искусства. Благодаря этим произведениям мы можем лучше понять эстетику того времени, когда народные мотивы становились источником вдохновения для декоративных решений.

Ранее коллекционер и исследователь истории отечественного фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала о ярких работах, посвященных семье, в творчестве украинских художников.

Читайте также: «Улитка без ракушки в фильме „Фарфоровая война“ является метафорой оставшихся без дома беженцев», — художник Слава Леонтьев

Кстати, приглашаем читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!

На фото в заглавии: Я. Козлова, М. Тимченко. Декоративная ваза «Хлюпощуться качаточка». Киевский ЭКХЗ. 1964

239

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров