Начальник киевской госавтоинспекции анатолий павловский: «если водитель, превысив скорость, заплатит 85 гривен штрафа — в десять раз больше, чем сейчас, — думаю, желающих промчаться по городским магистралям «с ветерком»
Нынче на киевских улицах редко когда за сутки происходит меньше ста аварий: кто-то только машину повредил, но кто-то погиб или в больницу попал. Каковы же причины такой высокой аварийности? И что нужно делать, чтобы дорожно-транспортных происшествий стало меньше? О ситуации на дорогах столицы «ФАКТАМ» рассказал начальник Управления Госавтоинспекции Киева Анатолий Павловский.
«Реверсивную полосу, позволяющую эффективно бороться с заторами, водители воспринимают как взлетную!»
- Анатолий Сергеевич, на улицах Киева сейчас очень часто водители нарушают Правила дорожного движения, просто тотальный беспорядок. Вы согласны?
- Действительно, создается впечатление, что нет таких водителей, которые хотя бы раз в день не нарушили правила. Главная наша проблема — низкая культура всех участников дорожного движения. Ведь каждый, кто перебегает магистраль на красный свет, знает, что это запрещено! Или, к примеру, водитель, разгоняющий иномарку до 200 километров в час, разве никогда не слышал, чем могут закончиться подобные поездки? А водитель переполненной пассажирами маршрутки, выезжая на полосу встречного движения, разве не догадывается, к чему приведет опасный маневр?
Анализируя причины многих дорожных столкновений, мы приходим к выводу: в них зачастую неправы оба водителя. Один нарушил правила, другой не посчитал нужным, как бы сказать помягче, войти в положение нарушителя. Безусловно, виноват тот, кто нарушил. Но если есть возможность избежать аварии, даже в которой тебя признают невиновным, почему бы не уступить дорогу? Заторы тоже возникают там, где движению мешают припаркованные на дороге «елочкой» машины. А водитель, оставивший свой автомобиль в неположенном месте, из-за чего образовалась «пробка», впоследствии сам попадает в этот же затор и начинает возмущаться происходящим!
- Много ли у ГАИ идей, как бороться с заторами?
- Есть немало предложений, как увеличить пропускную способность улиц: реконструкция, демонтаж трамвайных путей, строительство тоннелей, подземных пешеходных переходов, современных многоуровневых развязок Многие из этих проектов уже реализуются. Между тем после создания комфортных условий для безопасной езды водители часто превращают реконструированные улицы в скоростные магистрали. К примеру, на недавно открытом участке Большой кольцевой дороги в районе Пущи-Водицы есть и разделительный барьер, и надземные переходы, да и качество дорожного покрытия не уступает европейскому. Но едва ли не ежедневно из-за превышения водителями скорости здесь случаются серьезные ДТП.
Более того, и реверсивную полосу, позволяющую эффективно бороться с заторами, некоторые водители воспринимают как взлетную и разгоняются на ней до невероятной скорости! В конце августа прошлого года на Московском мосту организовали реверсивное движение. С тех пор там погибли четыре человека и травмировано 16. А ведь с января 2005-го, до введения реверсивного движения — тоже за полгода — здесь погибли двое и 10 человек были травмированы. Cкорость передвижения по реверсивным полосам должна быть меньшей, чем на других полосах. На это указывают и соответствующие дорожные знаки. Не следует также выезжать на реверс, если над ним не работает светофор. Еще один пример: водитель выезжает на перекресток, когда за ним образовался затор, хотя Правила дорожного движения запрещают это делать, а иногда машины проезжают даже на запрещающий сигнал регулировщика! Поэтому ошибаются те водители, которые думают, что инспектор встал в центре перекрестка, чтобы создать «пробку». Более того, сейчас в центре города ни один светофор не справляется с затором без помощи регулировщиков.
- Не секрет, что инспектор появляется на перекрестке и тогда, когда необходимо пропустить чей-то кортеж
- Этой проблемы в Киеве сейчас не существует! Чтобы не создавать неудобств водителям, ГАИ теперь не перекрывает движение транспорта даже во время проезда первых лиц государства.
«Что делать ГАИ, когда у нее практически не осталось рычагов влияния на недисциплинированных автовладельцев и пешеходов?»
- В центре города сейчас повсюду можно увидеть людей в форме, которые «обувают» неправильно припаркованные автомобили в специальные блокираторы. Эти люди имеют к ГАИ какое-то отношение?
- Нет. Это сотрудники коммунального предприятия «Киевдорсервис». Работают они в соответствии с решением городских властей. Водители уже смогли оценить эффективность их работы: проехать через центр города стало гораздо легче.
- Анатолий Сергеевич, сегодня даже непосвященный в статистику ГАИ отметит, что аварий на улицах города очень много. Неужели все так серьезно?
- Обстановка на дорогах Киева в самом деле сложная: 339 человек погибли в прошлом году, еще почти четыре тысячи человек получили увечья и инвалидность в результате ДТП. Специалисты подсчитали, что социально-экономический ущерб за прошлый год от дорожных аварий только по Киеву и области — почти полтора миллиарда гривен. Разве это не угроза национальным интересам?
- Громко сказано
- Просто хочется, чтобы об этом услышали. С ноября прошлого года в стенах Верховной Рады находятся законодательные предложения Министерства внутренних дел, позволяющие улучшить ситуацию на дорогах. Мы надеемся, что ряд законов все-таки изменят в ближайшее время.
- Складывается впечатление, что Госавтоинспекция уж больно переживает по поводу утраченных полномочий?
- В первую очередь мы переживаем за безопасность и порядок на дорогах! Но что делать ГАИ, когда у нее практически не осталось рычагов влияния на недисциплинированных водителей или пешеходов? Сидеть сложа руки? Чтобы сохранить жизнь и здоровье тысяч людей, нужны радикальные меры. Во всем цивилизованном мире штрафные санкции составляют в среднем 10-15 процентов минимальной зарплаты в стране, а у нас штрафы — от одного до пяти процентов. К примеру, водителя, мчащегося по городским улицам со скоростью более 100 км/час, суд сегодня может наказать штрафом в размере от 8,5 до 17 гривен или предупреждением. В то же время из-за превышения скорости в прошлом году в Киеве случилось каждое пятое ДТП, в которых погибли 77 и были ранены 993 человека. Но если штраф за подобное нарушение будет 85 гривен, то есть в 10 раз выше, чем сейчас, думаю, желающих промчаться «с ветерком» поубавится.
«Пятница и суббота — самые аварийно опасные дни недели»
- Раньше, помню, лекции еще читали невоспитанным автолюбителям
- Была в советское время и такая форма наказания — специальные курсы по месту жительства о вреде нарушения Правил дорожного движения. Сейчас же наши сотрудники сами ходят на предприятия и читают там лекции. ГАИ Киева активно сотрудничает со школами, проводит увлекательные конкурсы и акции, поощряя знания и соблюдение детьми Правил дорожного движения. Кроме того, навещаем в Охматдете пострадавших в авариях ребятишек, если необходимо — сдаем кровь. К счастью, у нас в Киеве количество ДТП по вине юных пешеходов каждый год сокращается в среднем на 10 процентов. А это и есть главный результат нашей работы! Мы понимаем: ребенок, которые выучил дорожную грамоту, вырастет законопослушным участником дорожного движения.
- А каков типичный образ сегодняшнего нарушителя правил дорожного движения? Опишите его.
- Как правило, это молодые ребята в возрасте 19-25 лет. Они сидят за рулем скоростных иномарок и зачастую не осознают своей вины. Ну нарушил, мол, проехал на красный, превысил скорость, но ведь машин рядом не было и ничего не случилось! Не понимают, что любое нарушение может привести к трагедии. К примеру, на улице Драгоманова 20-летний водитель БМВ-535, превысив скорость, врезался в стоящий у обочины микроавтобус Фиат-Дукато. Погибли и сам водитель, и его 19-летний товарищ. А ведь каждый нарушитель уверен, что с ним ничего подобного не случится!..
- ГАИ ведет учет наиболее аварийно опасных мест в столице?
- В Киеве почти полторы сотни мест, где в прошлом году произошло более трех ДТП. Безусловные «лидеры» этого печального списка: перекресток улиц Драйзера и Бальзака, где за год случилось 18 дорожных аварий и травмированы 23 человека; Жулянский путепровод, что на Большой кольцевой дороге; перекрестки улиц Братиславской и Закревского, Гринченко и Саперно-Слободской. Среди самых аварийно опасных магистралей — Большая кольцевая дорога, проспекты Победы, Воссоединения, Броварской, Ватутина и Харьковское шоссе: на этих пяти магистралях случается каждое восьмое ДТП в городе.
Пик аварийности на дорогах столицы — между 18 и 22 часами (регистрируется каждая четвертая авария. — Авт. ). А вот пятница и суббота — самые аварийно опасные дни недели: каждое третье дорожно-транспортное происшествие случается именно в эти дни.
- Сейчас многие ДТП связывают с воздействием магнитных полей, мистическими силами. Вы верите в это?
- И магнитные бури, и резкие перепады давления, и сильные морозы, и жара негативно влияют на безопасность вождения. Это, в первую очередь, нужно учитывать водителям, у которых есть проблемы со здоровьем, автовладельцам преклонного возраста. А что касается мистики, то лично я в это не верю.
862Читайте нас в Facebook