«Мой самый большой страх, что оккупанты забросали тело Сергея землей и мы никогда его не найдем»: семья бойца уже два года не может его похоронить
Когда Юлия Канцер из Кропивницкого видит раненых военных, да еще с до боли знакомым шевроном «7-й батальон 57-я бригада», начинает плакать. Ведь сразу мысль о нем — ее любимом муже Сергее, который служил там и защищал страну с 2014 года, потому что по-другому просто не мог. В апреле 2022 года в бою у Новотошковского в Луганской области Сергей Канцер погиб. И вот уже год и десять месяцев она не может похоронить мужа: побратимы не смогли забрать его тело с поля боя, потому что спасали свои жизни, а территория до сих пор в оккупации. Женщина сдала материалы для ДНК-экспертизы и ждет…
— Моя душа всегда рядом с Сергеем. Он самый лучший человек в мире. Любил мне розы дарить, такие красные, что будто пламенем горели. Каждый день носила бы их ему много, но нет ни креста, ни могилы, — рассказывает «ФАКТАМ» Юлия Канцер. — В свое время муж проходил срочную службу в армии. Затем устроился продавцом-консультантом в Кропивницком, хотя закончил ПТУ на повара. Всю боль войны муж прочувствовал еще в 2014 году, когда принял участие в защите страны. Сначала это был 40-й батальон, потом 57-я бригада… Воевал на Донетчине, чудом выжил в боях за Дебальцево.
— Как вы познакомились?
— Нас познакомила наша общая подруга. Сергей после того, как вышел из Дебальцево, проходил лечение и реабилитацию в местном госпитале, где она работала. Тогда я была замужем, находилась в декретном отпуске. Уже потом любимый делился со мной, очень запомнил, как я бежала к подруге и радовалась, что мы наконец встретились. После этого он подошел к ней и поинтересовался, кто же я такая. Она рассказала, что это медсестра Юлия, она родила сына и в декрете. На том и все. Все эти события произошли в 2015 году. Потом так случилось, что мы с первым мужем расстались. Не сложилась семейная жизнь и у Сергея, но он все время помогал своей дочери. В 2018 году он снова приехал в отпуск и через ту же подругу предложил встретиться. Я не была против, хотя предупредила, что у меня есть сын Дмитрий. Сергей сразу покорил своей заботой. Спрашивал, что нам купить, чем порадовать. И уже через несколько часов он пришел с букетом и целым пакетом разных вкусностей. К моему ребенку он сразу нашел подход. Сергей настолько запал в душу, что я больше не представляла жизнь без него.
Читайте также: «Перед гибелью отец спас девятерых побратимов»: историю добровольца рассказала его дочь
К концу года мы уже начали жить вместе, ведь каждый из нас понимал, чего хочет, пройдя жизненные испытания. Мы расписались. А Дмитрий после этого спросил, можно ли называть Сергея отцом. Конечно, он был не против. Еще и шутил, что мальчик фартовый, потому что у него два папы! В свободное время Сергей любил готовить блюда из мяса. А какой у него вкусный картофель получался! Половинками. А плов — пальчики оближешь. Вкуснее я не ела. Сергей любил рыбалку. А еще был романтиком. Постоянно обращался ко мне «моя дорогая».
— Как он снова оказался на фронте?
— Не удалось мужу найти себя в мирной жизни. Вскоре он сообщил, что снова подписывает контракт. Сделал это за несколько дней до выезда. Я была в шоке, но любимый успокоил, что с ним обязательно все будет хорошо, потому что он опытный воин. В 2019 году родился наш Иванко… Сергею нравилась служба. Как-то присылает мне фото с учений, где он находится в танке. Счастливый такой. У танкиста взял эту шапку и сделал фотографию. А так по специальности Сергей — наводчик боевой машины. Имел позывной «Каня». Придумал его уже погибший побратим. И это выглядело так забавно — здоровый мужчина под два метра — и вдруг «Каня», что ассоциируется с чем-то таким маленьким и добрым. Хотя Сергей был добряком на сто процентов. И нежным, но таким его видели только самые родные. Знаете, после первого развода я была мужчиной и женщиной одновременно. А когда появился он, поняла, что могу расслабиться. Я так любила его… Чувствовала до мелочей. Слышу шаги в коридоре и понимаю, что он возвращается домой. Теперь снова я универсальный солдат. Пусто и холодно в сердце. Слишком мало мы были вместе.
— Где Сергей встретил первый день полномасштабной войны?
— Сергей с побратимами был на Луганщине. Ситуация была сложной, постоянно обстрелы. Мы поддерживали связь, хотя она была плохой. В последний раз слышала любимого 7 апреля. Он спросил, все ли хорошо. Мало поговорили. А на следующий день мне почему-то так тяжело было. И сон плохой приснился… Хотелось плакать. Через пару часов набрала жена побратима Сергея, и после слов «Не знаю, как тебе это сказать» я все поняла. Знаю, что в тот день бойцы немного отошли и находились на линии разграничения. Украинцев обстреляли из артиллерии. Мина упала у ног Сергея. Обломками порубило… В документе указано, что причиной смерти стали множественные ранения. Ему навсегда 38 лет. Знаете, я вижу в цифрах много мистического. Сергей родился 8 февраля и погиб 8 апреля. Восьмерка — это знак бесконечности. Вот и он ушел будто в какую-то бесконечность. Нет человека, места упокоения, куда можно пойти и дать волю слезам.
— Не могли побратимы забрать тело?
— Ребята объяснили, что сначала был артобстрел, они успели подготовить тело Сергея к эвакуации. Но не успели унести. Потому что двинулись танки, пехота. Побратимы в первую очередь забирали раненых. Я никогда никого не винила. Понимаю, что нет ничего дороже человеческой жизни. Это уже случилось, не могу ничего изменить. У меня есть геолокация позиции, где осталось тело моего любимого, побратимы предоставили все данные. Скорее бы освободили эти края. Я подала заявки во все возможные инстанции, организации, занимающиеся поисками тел наших воинов. Недавно жена воина из того же батальона, где служил Сергей, смогла его похоронить. Тело было отдано в рамках обмена. Этот человек погиб в Луганской области 6 апреля. Я готова ждать до последнего, чтобы похоронить Сергея. Хотя в момент отчаяния готова ехать и искать его. Но понимаю, что это невозможно. И мой величайший страх, чтобы оккупанты не забросали тело землей, тогда мы никогда не найдем Сергея. Я не переживу этого.
Читайте также: «Только танки смогли остановить его»: украинский герой с позывным «Апостол» ценой жизни спас побратимов и уничтожил 30 оккупантов
— А куда вы ходите, чтобы почтить память мужа?
— У нас в городе поставили так называемые кубы, там разместили фотографии. Нет-нет, а потом у меня как начнется истерика… До крика, до боли. Иду туда, становится немного легче. Несу цветы. А недавно дома с детьми украшали елку, а Ванечка спрашивает: «А папе?». Купили игрушки и понесли под кубы. Сын даже запомнил, где куб с фотографией Сергея, уже сам бежит туда впереди… Когда мужа не стало, Иванку было два с половиной года. Мне очень больно, что он не запомнил своего отца. Но я делаю все, чтобы он никогда его не забыл. В квартире много портретов, на которых он и мы вместе. И я показываю сыну Сергея. Сын знает, что папа на небе, что он звездочка. Иногда нашкодничает, так я говорю Ивану: «Папка с неба тебя пальчиком ругает». После чего Иванко обещает, что будет слушаться отца. Сын очень похож на Сергея. Не помня папу, он становится в те же позы, что и он… И так же любит вкусно поесть, как и папа, не перебирая едой. Особенно любит вареники, Сергей их тоже обожал. Сыночек часто просит поносить его на ручках, в эти моменты сердце буквально разрывается. Димочка тоже постоянно плачет за ним. Я понимаю, как детям не хватает отца.
1414Читайте также: «Подошли побратимы на кладбище и спросили, могут ли спеть»: на могиле 20-летнего добровольца выполнили его последнюю волу
Читайте нас в Facebook