«Полицейский перестал отрицать очевидное и признал, что сбил Альбину на переходе»: новые подробности резонансного дела
28 февраля Альбине Харченко исполнилось бы 16 лет. Именно в этот день в Харьковском районном суде Харьковской области состоится заседание по делу об аварии, в результате которой девочка погибла. 2 августа 2023 года Альбину насмерть сбил полицейский из Киева. Трагедия произошла вечером, когда Альбина возвращалась домой после занятий в театральной студии.
Разговаривая с «ФАКТАМИ» сразу после инцидента, родители Альбины высказывали опасения, что дело могут замять, в том числе из-за того, что полицейскому не было сообщено о подозрении в совершении преступления. За следующие полгода многое изменилось. После ряда экспертиз подозрение полицейскому все же предъявили, а благодаря свидетелям стали проясняться обстоятельства трагедии. «ФАКТЫ» узнали новые подробности резонансного дела.
«Полицейский мог затормозить. Но почему-то этого не сделал»
Альбина Харченко с родителями и младшими братом и сестрой жила в поселке Коротич Харьковской области. В тот день, 2 августа, она на велосипеде возвращалась из соседнего Песочина, где находится театральная студия. Отец Альбины Анатолий говорит, что дочь всегда возвращалась одной и той же дорогой и примерно в одно и то же время — около половины восьмого вечера. Но тем вечером не вернулась.
— Жена начала ей звонить, но дочь не брала трубку, — рассказывает «ФАКТАМ» Анатолий Харченко. — Мы сразу заподозрили, что что-то произошло. Альбина была очень ответственной девочкой и, если по какой-то причине задерживалась, всегда об этом предупреждала. Она знала, что мы с женой волнуемся — особенно сейчас, когда в стране война… Поняв, что что-то случилось, я на мотоцикле поехал ей навстречу — тем самым маршрутом, которым Альбина обычно ехала в студию и обратно. И я был первым из нашей семьи, кто увидел аварию…
Когда я подъехал, там уже стояли две машины патрульной полиции и «скорая». Я сразу понял, что на месте аварии наша Альбина. Подошел к полицейским, сказал, что я отец… Они сказали не подходить к телу и ничего не трогать. Сложно описать мое состояние в тот момент. Мне сказали, что Альбину насмерть сбила машина. Врачи «скорой» дали успокоительные. Водителя, сбившего дочь, я в тот момент не видел. Да я и не пытался его искать. Потом приехала жена… Единственное, на что мне хватило сил в том состоянии, это позвонить адвокату. Он тут же приехал и присутствовал при первых следственных действиях.
В половине восьмого вечера в августе еще светло на улице, а погода в тот день была ясной и солнечной, поэтому видимость на дороге была хорошей, говорит Анатолий. Почему водитель не затормозил, неизвестно. О том, что Альбина переходила дорогу в положенном месте — по пешеходному переходу, который хорошо виден водителям приближающихся авто, — Анатолий говорил еще в августе. Сейчас это уже официально подтверждено экспертизами и свидетельскими показаниями.
— Дочка шла пешком, велосипед катила рядом, — рассказывает Анатолий. — Очевидцы, которых было несколько, сказали, что она шла по пешеходному переходу. К сожалению, этот переход не попадает в зоны видимости установленных неподалеку камер видеонаблюдения. Но благодаря камерам полицейским удалось отследить проезжавшие в тот момент мимо автомобили и опросить их водителей. Все они сказали одно и то же: авария произошла непосредственно на «зебре». Мужчина, ехавший позади полицейского, был первым, кто вызвал полицию…
Сам полицейский во время следственных действий сначала говорил, что Альбина якобы была рядом с переходом, но не на нем, и «внезапно выскочила на дорогу». Но следственный эксперимент с участием свидетелей и того самого автомобиля Toyota Land Cruiser, который сбил дочь, показал, что версия полицейского никак не может быть правдой. Очевидно, поняв, что бесполезно отрицать очевидное, полицейский согласился с фактом, что Альбина была непосредственно на пешеходном переходе.
Отдельно проводились экспертизы самого автомобиля, проверялось, исправны ли тормоза. Они вполне исправны, значит, полицейский мог затормозить. Но почему-то этого не сделал.
В полиции сказали, что он не был пьян — драгер не выявил промилле в его крови. Анализ крови тоже ничего не показал, хотя его взяли не сразу, а лишь в четыре часа утра следующего дня. Что касается скорости, с которой двигался автомобиль, то тут версии расходятся. Полицейский утверждает, что его скорость была в пределах допустимой — 70 километров в час. Свидетели говорят, что значительно выше. Я не могу ничего утверждать, так как меня там не было. Но не исключено, что именно скорость могла стать причиной того, что он не смог вовремя затормозить.
«Для человека, по вине которого погиб ребенок, на мой взгляд, это слишком мягкая мера»
Несмотря на резонанс в прессе, в августе 2023 года полицейскому не было предъявлено подозрение в совершении преступления, что породило опасения, что дело могут замять. Не дать этому случиться правоохранительные органы призвали общественные активисты, а также родственники и знакомые погибшей Альбины.
— Полицейскому предъявили подозрение после того, как появились результаты экспертиз, — говорит Анатолий Харченко. — Мера пресечения — ночной домашний арест. Не могу сказать, что я с этим согласен: для человека, по вине которого погиб ребенок, на мой взгляд, это слишком мягкая мера. Он сам, как известно, из Киева, и на первых два судебных заседания, которые состоялись 3 и 31 января, приезжал. Но на следующее уже не приедет, так как в прошлый раз он подал ходатайство о возможности присутствия по видеосвязи. Мотивировал это тем, что сейчас без работы (он отстранен от должности), а ездить из Киева в Харьков и обратно — очень дорого. Прокурор возражений не имел, и ходатайство удовлетворили.
Также нам непонятно, почему на судебных заседаниях сторону обвинения представляет не прокурор Харьковской областной прокуратуры, ведь именно областная прокуратура занималась этим делом, и там хорошо знают все ее нюансы. Следующее судебное заседание состоится 28 февраля — как раз в день рождения нашей Альбины. Я очень надеюсь на объективный суд. Но тот факт, что подсудимый теперь может вообще не приезжать на заседания, кажется мне, мягко говоря, странным.
Читайте также: Смертельное ДТП под Ровно: полицейский насмерть сбил женщину на переходе
До аварии подсудимый работал в Департаменте внутренней безопасности Национальной полиции Украины. Как удалось узнать «ФАКТАМ» из собственных источников, через несколько недель после трагедии он женился и сейчас его жена (тоже сотрудник полиции) ждет ребенка.
Родители Альбины намерены не пропускать ни одного судебного заседания. Они подчеркивают, что их не интересуют денежные компенсации и «мирные договоры». Единственное, чего они хотят, — справедливого суда. Их поддерживают жители села, для которых гибель Альбины стала настоящим потрясением. Жители Коротича вспоминают погибшую как добрую и отзывчивую девочку, а руководители театральной студии в Песочине — еще и как талантливую начинающую актрису.
— Театр был ее любовью, — говорит Анатолий. — Дочка называла его своим вторым домом. Когда два года назад, в начале полномасштабного вторжения, я отправил жену с детьми (у Альбины еще есть родной младший брат и младшая сестра, которую мы взяли под опеку) в Черновцы, Альбина очень переживала из-за разлуки с друзьями из студии, все время старалась быть с ними на связи. Жена с детьми вернулись через два месяца, когда нашем в поселке стало немного спокойнее… В мае 2023 года Альбина с отличием закончила девятый класс. У нее было много планов: театр, кулинария (в прошлом году она выиграла конкурс, который проводили в местном техникуме на Масленицу), английский (дочка прошла специальный курс и уже была готова преподавать английский детям дошкольного возраста). Сложно поверить, что в одно мгновение всё оборвалось.
Сразу после трагедии, когда мы еще даже не забрали тело дочки, на нашего адвоката вышла жена полицейского (в то время еще гражданская). Сказала, что «готова приехать и решать вопрос». Мы ответили, что ничего ни с кем «решать» не будем. Потом от них было еще одно предложение — с намеком на заключение «мирного договора». Я сказал, что мне не нужны их деньги, потому что жизнь дочери я за них купить не смогу. Нам не о чем разговаривать с этими людьми. Единственное, чего я сейчас хочу, — справедливого наказания для человека, по вине которого нашей Альбины больше нет.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о другом смертельном ДТП, виновником которого оказался полицейский.
2070Читайте также: «Получили информацию о попытке „решения“ дела»: в деле сбившего нацгвардейца судьи Тандыра более месяца нет результатов алкотестов
Читайте нас в Facebook