Женщина, причитавшая, что не уйдет с места трагедии, пока не найдет сына, вместе с 18-летней дочерьюпогибла от взрыва находившегося рядом дома
4 февраля «ФАКТЫ» сообщали о трагедии в Луганске. Из-за поврежденного газопровода взорвались два дома. Первый взрыв прогремел в начале седьмого вечера 2 февраля, а незадолго до этого жильцы частного дома вызвали газовщиков. Не найдя ничего опасного, специалисты газовой службы уже собрались уходить, как вдруг на их глазах разлетелись и вспыхнули два этажа в расположенном напротив здании учреждения «Промсвязьмонтаж».
«Торчавшая из груды камней голова женщины от огромного слоя пыли была похожа на клубок ниток»
- Нас вызвали газовщики, — рассказывает заместитель начальника Главного управления МЧС Украины в Луганской области Игорь Савельев. — Строение старое, перекрытия деревянные, поэтому вспыхнуло все мгновенно. По нашим данным, под завалами находились семь человек, их надо было спасать. Пришлось одновременно тушить пожар и разбирать груду камней, оставшуюся от дома. Возникли огромные проблемы. Конструкции дома настолько старые, что попытки использовать домкраты ничего не давали. При малейшем давлении все превращалось в строительную пыль. Оставалось одно — разбирать руками.
Сразу пожарные-спасатели вызволили из-под обломков 40-летнего Игоря Якунина, 23-летнего Алексея Датченко, 19-летнюю Инну Железную, 37-летнего Игоря Кравченко. В течение последующих трех часов удалось освободить еще троих пострадавших: 25-летнюю Татьяну Волончук, 47-летнего Сергея Мирошниченко, 31-летнего Сергея Звездина.
- У одной женщины из-под камней торчала только голова, — продолжает Игорь Савельев. — Волосы несчастной были покрыты таким количеством пыли, что я в первый момент подумал, что это какой-то клубок ниток. Темно ведь, не разглядишь. Наклонился и вижу, что из этого «клубка» на меня смотрят два глаза. У женщины сил уже не было звать на помощь. А один мужчина так кричал, что жутко становилось. Я дал команду ему немедленно обезболивающее вколоть. Вроде попустило. У него оказались поломаны таз и ноги. Когда мужчину несли на носилках в машину, он все время повторял: «Спасибо вам, ребята, спасибо, спасатели».
Операция по освобождению последних троих человек, зажатых между плитами, оказалась особенно сложной. Все время была угроза обрушения крыши, что могло погубить этих людей. Только после того, как прибывший кран снял нависающий остаток крыши, удалось вызволить пострадавших.
Со слов спасенных стало известно, что под руинами находится еще одна женщина, 35-летняя Наталья Сыроватко. Пострадавшую вытащили из-под завала, но она, к сожалению, была уже мертва. К этому времени выяснилось, что под руинами могут оставаться еще два парня.
В мгновение ока частный дом был сметен с лица земли
По первоначальной версии, в доме, который взорвался, была утечка. Поэтому и перекрыли газ. На самом деле ситуация оказалась гораздо сложнее. Причиной аварии стало повреждение газопровода среднего давления из-за промерзания грунта на глубину один метр. Природный газ проник в подвальные помещения двух строений. Обнаружить его оказалось очень сложно — выходя на поверхность, он фильтровался через почву, теряя таким образом специфический запах, который специально добавляют в газ, чтобы контролировать, нет ли утечки. Газ увидели, лишь когда начало гореть взорвавшееся здание.
- К температурным нагрузкам добавились динамические, — говорит руководитель луганского отделения «Межрайгаз» Виктор Жбанов. — Газопровод проходит под дорогой. Пока грунт был податливым, на трубах это не сказывалось, а когда он полностью замерз, превратившись в монолит, вероятнее всего, произошел разрыв стыка.
- Иду, а у меня под ногами огненные выхлопы, — говорит Игорь Савельев. — Тогда я послал газовиков проверить соседние дома. Тут-то и возникла версия, что поврежден основной трубопровод, проходящий под дорогой возле домов. По расщелинам в земле газ мог просочиться куда угодно.
Так оно и случилось. Работы по ликвидации пожара и спасению людей продолжались, когда в 0 часов 58 минут в 25 метрах от места трагедии прогремел второй взрыв. В одно мгновение с лица земли был сметен частный дом. В это время возле разрушенного «Промсвязьмонтажа» стояли родственники и друзья пострадавших, работники горгаза, спасатели. Четверо из этих людей погибли, 10 получили ранения осколками, разлетевшимися во все стороны от взрыва частного дома. Сотрудник МЧС получил травму головы.
- Я стоял спиной к дому, в котором прогремел взрыв, — вспоминает пожарный-спасатель Евгений Рягузов. — Вдруг почувствовал сильнейший удар, в глазах потемнело Быстро пересчитали своих — вроде все на месте. Я сразу кинулся к месту нового взрыва, там пламя, дым. Ребята стали выводить людей, освобождать тех, кто попал под завал. Мне становилось все хуже, голова начала кружиться, на ногах еле стоял. Товарищи усадили меня в «скорую» и отправили в больницу. Оказалось, сотрясение мозга. Мне еще повезло. Спасла каска.
Трое жильцов, находившихся во взлетевшем на воздух доме, сильно пострадали, но остались живы. Их доставили в больницу. Это они вызывали газовщиков еще перед первым взрывом.
Когда здание напротив превратилось в развалины, хозяйка дома Светлана Хмаренко, давая интервью пресс-службе областного ГУ МЧС, рассказывала, что в их доме чувствуется запах газа. Проверить этот дом решил газовщик Михаил Шевченко. Не успел он войти, как прогремел второй взрыв, который стал для 55-летнего мужчины роковым. В настоящее время с травмами различной степени тяжести госпитализированы 17 человек.
- Давать прогнозы пока рано, — говорит заместитель главного врача Луганской областной клинической больницы Сергей Бабенко. — Состояние большинства пациентов оценивается как тяжелое. У людей ожоги, обморожения (некоторым пришлось провести под завалом не один час), механические повреждения кожи, черепно-мозговые травмы. Жильцам соседних домов предложили покинуть помещения на время ликвидации последствий ЧП.
- Из многоэтажного дома нас выселили в соседнюю школу, — рассказывает одна из очевидиц трагедии. — И хотя у нас электрические плиты, нам объяснили, что газ по трещинам в земле мог попасть в подвал, что привело бы к взрыву.
«Николай Иванович работал в ночную смену и до утра не знал, что у него уже нет семьи»
Главное управление МЧС Украины в Луганской области и «Луганскмежрайгаз» обратились через средства массовой информации к жителям района города, где произошла трагедия, с призывом не пользоваться газовыми и электроприборами, не закрывать форточки и внимательно следить за дальнейшими сообщениями.
- Когда прогремел первый взрыв, мне показалось, что у нас обвалилась крыша, — рассказывает жительница частного дома 74-летняя Любовь Кузюбердина. — Я к окну, а там зарево. Выбежала на улицу. Там творилось страшное! У меня муж парализованный, надолго его оставлять нельзя, поэтому вернулась домой. Прошло часов пять. Смотрю — уже людей поменьше. Видно, остались лишь родные тех, кто мог быть под завалом. Одна женщина причитала, что не уйдет, пока не найдет сына.
Как выяснилось, это была мама оставшегося под завалом 21-летнего Андрея Бирюкова Людмила Борисовна, а с ней 18-летняя дочь Алена. Вторым парнем, которого искали спасатели, оказался 18-летний Юрий Маяцкий. Возле руин стоял его отец Сергей Павлович.
- И тут буквально через полчаса слышу страшный грохот, и зарево уже фактически у меня во дворе, — продолжает Любовь Кузюбердина. — Пришли спасатели и сказали, что в доме находиться опасно. Ведь никто не знал, когда может еще взрыв произойти. Нас с мужем отправили в больницу, даже собраться толком не успели. Мы тут давно живем. Наша улица стоит на карьере. Здесь лет шестьдесят назад добывали мергель (осадочная горная порода. — Авт. ), а потом засыпали и застроили домами.
Кстати, газопровод проходит прямо под домом, который взорвался вторым. Его прокладывали лет сорок назад. А потом выстроили дом, под ним, оказывается, даже фундамента не было. По словам специалистов, опасность повторных взрывов существовала несколько дней. Мергель — материал пористый, он может накапливать в себе газ.
- Буквально накануне Андрей жаловался, что приходится допоздна сидеть на работе, — рассказывает близкий друг Андрея Бирюкова Виктор Москалев. — Он учился в художественном училище, а по вечерам подрабатывал в проектной организации. Занимался торговым центром, строящимся на одной из центральных улиц. Андрей заканчивал работу и в час ночи, и в два, когда уже и автобусы не ходят. А жил на окраине Луганска.
- Мы, пятеро друзей, неразлучны со школьной скамьи, — рассказывает Дима Белущенко. — Узнали о взрыве раньше, чем родные Андрея, и сразу же кинулись туда. Специально занимали телефон Аленки, чтобы никто ей не позвонил и не сообщил, что Андрей находится под завалом. Надеялись на спасение друга.
- Это действительно ДРУГ, — говорит Виктор. — На него можно было всегда положиться. Сейчас мы собираем его картины, хотим сделать выставку. Андрей был очень спокойный, рассудительный, а его сестра абсолютная противоположность. Всегда улыбчивая, веселая, жизнерадостная. Тоже творческая личность. Великолепно играла на пианино, мечтала открыть свою фотостудию, училась в институте культуры. Мы ушли с места взрыва, чтобы проехаться по больницам и узнать, не было ли среди раненых нашего друга. И в этот момент кто-то прорвался по телефону к Бирюковым домой и сообщил о случившемся. Мама Андрея и Алена сразу же поехали на место, где работали спасатели. Потом нам рассказали, что второй взрыв накрыл их именно там, где мы стояли с ребятами буквально двадцать минут назад. Папа Андрея Николай Иванович до самого утра не знал (он работал в ночную смену), что погибла вся его семья. Сейчас мы ищем возможность, чтобы поместить его в какой-нибудь реабилитационный центр.
По распоряжению губернатора Луганской области Геннадия Москаля будет выделено по 5 тысяч гривен семьям погибших и по 2,5 тысячи гривен пострадавшим от взрывов. Также принято решение о выделении Луганскому горисполкому 500 тысяч гривен на ликвидацию последствий аварии. В больницах, по указанию губернатора, пострадавших обеспечат необходимыми медикаментами.
Областная прокуратура уже возбудила по данному факту уголовное дело. Создана государственная комиссия, которая установит причины произошедшего.
291Читайте нас в Facebook