«Посуда с райской птицей, которая приносит удачу, считается прекрасным подарком», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк
Птицы — один из любимых образов художников всего мира. В частности, в фарфоре. Для украинских фарфористов эта тема тоже является особенной.
В интервью «ФАКТАМ» коллекционер, исследовательница истории отечественного фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк, которая ранее рассказала о фарфоровых писанках и специальной посуде для праздничного пасхального стола, поведала о самой изысканной посуде с птицами.
«Считают, если весной девушка увидит аиста в небе, то в этом году выйдет замуж»
— Вероятно, самая популярная в росписи отечественных сервизов — сказочная райская птица, которая является символом счастья и благополучия, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Птицы — традиционный мотив внесенной во всемирное культурное наследие ЮНЕСКО петриковской росписи, которая отражает духовное единство человека и природы. Очень красивые работы мастера петриковской росписи Марфы Тимченко, народного художника Украины, лауреата премии имени Екатерины Билокур и Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. Около тридцати лет она работала над росписями фарфора на разных предприятиях Украины, в частности с 1954 по 1977 год на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе. Росписи сервизов, тарелок и ваз различных размеров — от «монетки» до больших выставочных — занимают особое место в творчестве мастера.
— Красота!
— Райская птица, по поверьям, приносит удачу, счастливую судьбу, любовь. Поэтому посуда с ее изображением считается отличным подарком на новоселье, свадьбу, день рождения. В ней как будто заложен месседж с пожеланием удачи и богатства. Примером такой посуды является набор для напитков керамистки Ангелины Ждановой «Новоселье». Птица изображена с фруктами, дарящими вечную молодость.
Также ею был выполнен декор графина для ликера. Очаровательная райская птица стала и украшением тарелки, расписанной Аллой Хитько.
Нельзя не восхищаться сервизом, созданным в тандеме фарфористами Коростенского фарфорового завода Василием Ущаповским и Аллой Хитько. Он так и называется «Волшебный».
А вот жар-птица в росписи набора чайников, созданного мастерами Довбышского фарфорового завода Николаем Коломийцем и Анастасией Медведковой-Панчук.
— Что символизируют разные птицы?
— В украинском искусстве издавна изображали птиц как символ судьбы. Например, аиста считали покровителем детей и в целом семьи. Эта птица символ семейного благополучия и любви к родной земле. Счастлив тот дом, где во дворе поселились аисты. Считается, если весной девушка увидит аиста в небе, то в этом году выйдет замуж, а если в гнезде — то еще по крайней мере год будет оставаться в родительском доме.
Жаворонок — символ единства земли и неба, земледельческого поля и небесной лазури… Он приносит весну.
— Как считаете, почему птицы так популярны в декоре сервизов во всем мире?
— Их пение поднимает настроение. Они предвещают весну, воспевают прекрасное лето… А еще яркие птицы прекрасны, как цветы. Именно поэтому они столь популярны в росписи посуды. Птицы смотрят на нас не только с сервизов и ваз, но и с обивки мебели, текстиля, предметов декора…
— Создавали ли украинские мастера посуду в виде птиц?
— В 1980 году художница росписи фарфора Анна Погребная выполнила в виде птиц солонки «Красавица», «Новая», «Птичка». Такие емкости для соли не только удобны в повседневном использовании, но и становятся украшением стола.
— Какая ваша любимая посуда с птицами?
— Мне нравится сервиз для кофе «Снегири», созданный на Полонском фарфоровом заводе. Он очень изысканный и красивый. Утонченной красоты сервиз для кофе «Снегири» когда-то я подарила маме на день рождения. Годы он стоял у нее в серванте. Сейчас он в моем доме и является моим любимым. Автор формы — известный художник фарфора Виталий Овчаренко, который разрабатывал новые образцы прикладной посуды и их полихромного декорирования для массового производства. Его произведения хранятся в Национальном музее декоративного искусства Украины (Киев), Сумском художественном музее, Хмельницком областном краеведческом музее, Полонском историческом музее, Каневском музее народного декоративного искусства, Миргородском художественно-промышленном колледже им. Н. Гоголя. Расписал сервиз Леонид Потравный.
— Какие украинские заводы и фарфористы были ведущими в этой теме?
— Ведущим в теме декора сервизов птицами, вероятно, был Коростенский фарфоровый завод. Мастерам мануфактуры удалось совершить настоящий переворот в искусстве художественного фарфора, вывести завод на уровень одного из лучших в Европе и удерживать пальму первенства в Украине в течение длительного периода, вплоть до закрытия предприятия в 2008 году. В настоящее время редкий коростенский фарфор экспонируется в самых известных музейных коллекциях мира. Среди коростенских художников выделяется в этой тематике среди талантливых скульпторов и художников, долгое время работавших в художественной лаборатории предприятия, создавших на его ресурсной и технологической базе знаковые для украинского декоративного прикладного искусства высокохудожественные произведения, — Нина Пилипчук.
— Когда смотришь на эти работы, мысленно переносишься в лес и слышишь пение птиц.
- Нина и Николай Пилипчук — супруги, которых объединила любовь друг к другу и к искусству. Николай Максимович (1951−1991) родился в городе Луцке. А Нина Ивановна (род. 1949) — в известных своим народным искусством Петриковцах Днепропетровской области. Базовые знания по живописи, композиции, скульптуре, истории искусств он получил в Луцкой художественной школе, она — в филиале Днепропетровской, в Петриковке. Петриковку можно назвать поселком художников, ведь рисуют здесь все — по дереву, разрисовывают стены, печи, мебель, посуду. После окончания школы Нина под руководством заслуженного мастера народного творчества Федора Панка работала мастером петриковской росписи на фабрике подлаковой росписи «Дружба», где создавала композиции декора. Взлетали с лакированных тарелок, шкатулок, панно и открыток сказочные жар-птицы, созревала алая калина, расцветал купальским цветом буйный папоротник. Именно здесь она постигла настоящие тайны петриковской росписи.
Учились Николай и Нина в Национальной Львовской академии искусств, а дипломные работы выполняли на Коростенском фарфоровом заводе под руководством известных фарфористов Николая и Валентины Трегубовых. Валентина Михайловна и пригласила молодых специалистов на работу в художественную лабораторию на предприятии. Березовые рощи, сосны, ручейки с прозрачной студеной водой, живописные солнечные поляны с травами и цветами, многоголосое и слаженное пение птиц: соловьиные трели, брачный переклик дятлов, флейтовый посвист иволги — все это вдохновляло художников. Здесь вовсю раскрылось творческое дарование супругов Пилипчук. Их работы известны не только в Украине, но и других странах мира.
Ранее коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк рассказала о самой красивой посуде для варенья и о самых изысканных фарфоровых туалетных наборах.
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк
В заглавии: Я. Козлова, М. Тимченко. Чайник ливневый. Киевский ЭКХЗ. 1972
705Читайте нас в Facebook