«Фарфоровые вазы и сервизы с видами Киева — настоящие шедевры», — коллекционер Людмила Карпинская-Романюк
А еще Киев невозможно представить без искусства. Оно повсюду: в архитектуре, скульптуре, живописи…
Сегодня тема особенная — киевские мотивы в творчестве украинских фарфористов. О самых интересных работах отечественных художников в интервью «ФАКТАМ» рассказала коллекционер и исследователь истории украинского фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк.
«Цветущий каштан является символом благополучия, плодородия и долголетия
— Последнее воскресенье мая для празднования Дня Киева было выбрано не случайно, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Ведь именно в этот период цветут каштаны, которые являются одним из символов столицы Украины. По одной из версий, этими деревьями решили украсить город накануне приезда царя Николая I в 1842 году. Это была инициатива тогдашнего генерал-губернатора Бибикова. Каштаны были завезены с Балкан. Деревьями засадили главную аллею, по которой монарх должен был въехать в город. Однако императору каштаны не понравились. За ночь все деревья были выкорчеваны, вместо них посадили пирамидальные тополя. А выкорчеванные каштаны киевляне высадили в своих дворах. И таким образом их сохранили.
По другой версии, каштаны были украшением киевских монастырей еще
— Утонченная красота!
— Каштаны ассоциируются с уютом и красотой природы. Весной можно бесконечно любоваться свечами белого и розового цвета, а осенью — с большим удовольствием собирать блестящие, словно лакированные плоды. Примером совершенства росписи является изысканный рисунок на белых поверхностях чайного сервиза «Каштан», созданный художницей Зинаидой Олексенко.
«Практически все украинские фарфоровые мануфактуры имели в ассортименте изделия, посвященные Киеву»
— Фарфоровые работы являются настоящей одой Киеву…
— Это правда. Например, таковы декоративные вазочки, расписанные мастерицей петриковской росписи Марией Тимченко. Пластика, сочные краски, точный мазок — все это превращало изделия в настоящие художественные жемчужины. Художница рисовала с вдохновением, будто песню пела. Когда мастерица брала в руки волшебные кисточки, касалась ими фарфоровой поверхности, на ней вспыхивал яркий цветок — такой красивый, что глаз не оторвать. Проводила еще раз кисточкой, и казалось, что роса скатилась с лепестка, оставив влажный след. А кисть так и плясала, так и кружилась на округлых поверхностях кружки или чайника. Букет сказочной красоты, посвященный Киеву.
Практически все украинские фарфоровые мануфактуры имели в ассортименте изделия, посвященные Киеву. Довольно часто на них изображены достопримечательности: Софийский собор, Киево-Печерская лавра, Андреевский спуск, Владимирская горка…
— Какие работы можно назвать выдающимися?
— Настоящие шедевры — декоративные вазы высотой более метра, созданные в тандеме фарфористами Константином Олейником и Александром Шевченко. Этими работами можно любоваться до бесконечности.
Каждая деталь поражает совершенством исполнения. Любуясь пейзажами на вазах, будто путешествуешь по Киеву, который, кстати, невероятно красив во все времена года. Эти вазы с ручной росписью выполнялись под заказ.
Автор формы декоративной вазы — Константин Олейник. Его работы экспонировались на художественных выставках в Германии, Аргентине… Произведения Константина Олейника находятся на хранении в Сумском областном художественном музее им. Н. Онацкого и Музее изобразительных искусств им. А. Белого г. Черноморска. В настоящее время он проживает в Коростене.
Расписавший вазы художник — специалист широкого творческого диапазона и необычайного таланта Александр Шевченко.
Невероятные сервиз и ваза «Киев навсегда» (фото в заглавии), расписанные художницей-иконописицей Еленой Нестеровой. Автор форм — Константин Олейник. Елена Нестерова окончила иконописное отделение духовной семинарии. С 1999 года занимается любимым делом — иконописью и росписью храмов. В 2018 году прошла обучение по росписи фарфора в Италии. Участвовала во многих выставках как персональных, так и коллективных в Украине, Европе и США. Елену отличает высокая целеустремленность в воплощении идей и замыслов, современное понимание дизайна и декора, а также неисчерпаемая любовь к фарфору.
— Какая сувенирная продукция создавалась на фафоровых заводах?
— Разнообразные воплощения нашла история о братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре Лыбедь. Одна из лучших работ — фляга «Рельефная» работы Оксаны Жникруп.
Очень изысканный рисунок куполов церквей, колоколен и Софийского собора на декоративной вазочке «София», которую выпускал Коростенский фарфоровый завод. На ней выполнена надпись золотом по кобальтовой ленте «София-Киев». Эта работа Валентины Трегубовой просто сказочная.
На Довбышском фарфоровом заводе по киевскому заказу выпускались небольшие настенные тарелочки с киевлянкой среди каштанов.
— Есть ли коллекционеры, которые собирают исключительно фарфор с киевскими мотивами?
— В основном этими раритетами дополняют собрание фарфора. Работы, посвященные Киеву, пользуются большим спросом у ценителей красоты Киева и фарфора. С каждым годом найти такие сервизы, вазы и статуэтки на вторичном рынке все сложнее. Обычно такие вещи представляют собой украшение интерьера.
— Интересно, какому городу в Украине посвящено больше всего работ в фарфоре?
— Конечно, Киеву — столице Украины. Но многие произведения посвящены и другим городам. Ведь каждый город прекрасен и неповторим.
Читайте также: «Фазан является символом новых возможностей и успеха», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк
Фото в заглавии: В росписи Елены Нестеровой декоративная ваза формы коростенского скульптора Константина Олейника в композиции «Киев навсегда». Лубны. 2023 — 2024
840Читайте нас в Facebook