«внезапно у меня отказали руки и ноги, а когда я оказалась в больнице, остановилось дыхание»
«Еще летом меня одолевала сильная слабость, но я не обращала на это внимания»
Татьяну привезли в Украинский центр лечения сепсиса, который находится в Киеве, два месяца назад: у женщины парализовало ноги и руки, перестали работать легкие. Причиной таких тяжелых нарушений оказалось заражение крови. Если бы женщине вовремя не назначили правильное лечение, она бы погибла.
- Татьяне повезло, что она попала в наш центр, где ей поставили правильный диагноз и назначили лечение, — говорит врач Украинского медицинского центра интенсивной терапии сепсиса Тамара Ратушная. — Но женщина могла и не оказаться на грани жизни и смерти, обратись она за помощью к врачу хотя бы на несколько месяцев раньше.
- Я еще летом себя неважно чувствовала, — вспоминает 51-летняя Татьяна. — Меня одолевала сильная слабость. Однако считала, что надо взять себя в руки, нельзя раскисать. В то время делала ремонт, ходила на работу, так что считала усталость нормальной. А в декабре у меня в один миг отказала правая нога, и я обратилась в больницу. Врач решил, что это грыжа позвоночного диска, порекомендовал операцию. К счастью, другой специалист направил меня в центр сепсиса. Когда меня сюда привезли, я уже не могла пошевелить ногами и руками, а на следующий день остановилось дыхание. Если бы это случилось не в больнице, я бы погибла.
- У женщины был сепсис — заражение крови золотистым стафилококком, — продолжает Тамара Ратушная. — Эти бактерии есть в организме у многих людей, но их рост подавляется иммунитетом. У Татьяны сепсис развился на фоне сахарного диабета, о котором она узнала, когда попала к нам. Дело в том, что из-за диабета снижается иммунитет. Защитная система не всегда может справиться с инфекцией в организме, и она с током крови разносится по всему телу. У Татьяны золотистый стафилококк попал в шейный отдел позвоночника, поразив спинной мозг. Это вызвало паралич конечностей, нарушение дыхания. Женщина была в тяжелейшем состоянии. Пока мы боролись с инфекцией, Татьяна три недели была подключена к аппарату искусственного дыхания. Лечение сепсиса в основном заключается в грамотном назначении антибактериальных препаратов. При выборе лекарств важно не только определить чувствительность микробов к ним, но и знать, какие препараты эффективнее действуют в разных органах. Поэтому важно выяснить, где именно в организме находится очаг воспаления. При нашем центре есть биохимическая, иммунологическая и бактериологическая лаборатории. Мы в течение суток проводим исследования, которые позволяют подтвердить диагноз и контролировать процесс лечения. Если анализы показывали, что у Татьяны развивалось привыкание к антибиотику, мы его сразу заменяли. Одновременно больной начали лечить сахарный диабет. Каждый час у нее измеряли уровень сахара в крови и вводили инсулин. К счастью, у пациентки не инсулинзависимая форма диабета, сейчас она принимает таблетки, снижающие уровень сахара. Из центра Татьяна уже выписалась, но пока проходит реабилитацию в неврологическом отделении: ей нужно заново учиться сидеть, ходить.
«При сепсисе у больных часто перестают работать органы»
- Наш центр единственный на всю страну, существует он более 18 лет, — рассказывает директор Украинского центра интенсивной терапии сепсиса кандидат медицинских наук Леонид Харченко. — Раньше таких больных лечили разные специалисты — в зависимости от того, какой орган поражала инфекция. Но зачастую правильный диагноз врачи ставили не сразу, поэтому смертность от сепсиса была очень высокая. Так возникла идея открыть специализированный центр и собрать специалистов, которые будут грамотно применять методы диагностики и лечения заболевания. Наши врачи выезжают в лечебные учреждения разных городов и сел Украины и консультируют тяжелых больных. Тех, кому невозможно проводить лечение на месте, забирают в Киев. При сепсисе у больных очень часто отказывают органы, пациентов нужно подключать к аппаратам, которые «работают» за них. У нас в центре есть пять «искусственных почек», мы принимаем больных, у которых острая почечная недостаточность развилась не только на фоне сепсиса.
Если есть необходимость, назначаем плазмаферез. Специальный аппарат выводит из крови плазму, так как в ней скапливаются болезнетворные микроорганизмы. А затем костный мозг вырабатывает «чистую» плазму. У нас есть две барокамеры, куда помещают пациентов с анаэробными инфекциями, погибающими под воздействием кислорода.
Основной симптом, по которому можно заподозрить сепсис, — температура 39-40 градусов, которая не снижается в течение 7-10 дней. Бывает и так, что больного, кроме лихорадки, ничего не беспокоит. Это повод обратиться к специалисту. Многие пациенты, а иногда и медики, при ознобе и жаре назначают антибиотики. Этого категорически делать нельзя. Во-первых, эти препараты угнетают иммунитет, вызывают дисбактериоз. Их применяют в исключительных случаях. Во-вторых, неграмотное назначение антибиотиков сделает флору нечувствительной, а тогда будет очень сложно подобрать эффективные препараты.
Симптомы сепсиса могут быть схожими с проявлениями других заболеваний; это зависит от того, в каком органе очаг инфекции. У нас была пациентка, не переносившая продукты красного цвета. У нее появлялись высыпания на коже, несколько раз был отек Квинке. Обследовав девушку, мы обнаружили у нее в желчи очаг инфекции — причину аллергии. После курса лечения антибиотиками девушка выздоровела.
Каждого третьего пациента с тяжелым сепсисом спасти не удается. Половина тех, у кого не выявили заболевание или вовремя не назначили лечение, погибают. Это тяжелый недуг, поэтому мы просим медиков направлять к нам на консультацию больных, если есть малейшее подозрение на сепсис.
14668Читайте нас в Facebook