«я сразу почувствовал запах газа и понял, что в любую секунду мы можем взлететь на воздух», -говорит водитель упавшего в кювет автобуса, в котором ехали 40 пассажиров
Рано утром 27 февраля на трассе недалеко от Козельца, пытаясь избежать лобового столкновения с грузовиком, автобус сорвался в кювет и фактически сгорел дотла. На этом месте стоят три памятника, какие обычно устанавливают вдоль дороги в память о погибших. Шестнадцать лет назад трое двадцатилетних парней из Козельца решили поспорить, у кого крепче нервы, и помчались на большой скорости навстречу другу другу — мол, кто первым свернет. Сдаваться не хотел никто. После того как мотоциклы столкнулись, стало ясно, что победителя в этом споре не будет. Все трое погибли на месте.
Возможно, в скором времени здесь в память о недавней трагедии появятся еще три памятника. Правда, на этот раз на них будут написаны имена женщин, заживо сгоревших в салоне автобуса.
«У меня такая привычка: когда еду на велосипеде, никогда не оглядываюсь»
Водитель сгоревшего автобуса Владимир Донец и на следующий день после автомобильной катастрофы находится в сильном шоке. Я застал его возле Козелецкого районного управления милиции, куда мужчина пришел, чтобы дать показания. Бледное лицо, ссадина на лбу, дрожащие руки и не совсем уверенная речь говорят сами за себя.
- Нескоро, наверное, сяду за руль, если вообще сяду, — признается Владимир Донец. — Я теперь даже на заднем сиденье автомобиля боюсь ехать. А ведь пятнадцать лет проработал водителем без единого грубого нарушения правил дорожного движения.
- Да уж, не дай Бог такое пережить Хорошо помните, как все произошло?
Немного задумавшись, нервно поглядывая в сторону, Владимир начал рассказ:
- Этих людей, которых я вез в автобусе, многих знаю. Я возил их на работу и с работы. По дороге еще несколько попутчиков взял. Не помню, сколько у меня было пассажиров, где-то около сорока. В основном, это рабочие с фабрики «Дымерка». В восемь у них начинается рабочий день. А трагедия случилась где-то в начале восьмого. Я подъезжал к Козельцу, когда увидел впереди грузовик ЗИЛ. Дорога в этом месте узкая, но две наши машины вполне могли бы разъехаться. Да и разъехались бы, если бы не велосипедист, который ехал перед грузовиком.
- Я почувствовал, что меня догоняет какой-то автомобиль, — вспоминает электрик Владимир Притыченко. — У меня такая привычка: когда еду на велосипеде, никогда не оглядываюсь. Я остановился и слез с велосипеда, подойдя ближе к обочине, и вдруг увидел, как автобус, который шел мне навстречу, помчался прямо на меня. Я так и застыл на месте, растерялся. Только почувствовал, как ЛАЗ задел заднее колесо велосипеда, и упал. Еще немного — и меня бы снесло. А так колесо напрочь оторвало
- Вы поняли, что стали невольным виновником аварии?
- Я тогда в шоке был и ничего не понимал. ЗИЛ же этот, который меня хотел обогнать, выехал на встречную полосу. Я обернулся посмотреть, что там: грузовик, наверное, от резкого торможения юзом пошел, развернулся вперед кузовом и автобус в бок ударил. А ЛАЗ, чтобы уйти от столкновения, резко влево сдал, да так и полетел в кювет, едва не задев памятник погибшему мотоциклисту, что там стоит. Буквально в сантиметре, наверное, прошел. Как пошел в кювет, так сразу же и на бок завалился. А потом, где-то через минуту, загорелся.
Владимир Притыченко говорит, что бросился к автобусу, чтобы помочь вытащить оттуда раненых, даже вывел кого-то, но потом ему сказали, мол, ты маленького роста, а тут крепкие люди нужны.
- А водитель грузовика тоже помогал выносить раненых?
- Да нет. Он перепугался не меньше моего, стоял в стороне ни живой ни мертвый. Едва из перевернувшегося автобуса успели выскочить первые пассажиры (это были молодые ребята), как они кинулись с кулаками на водителя грузовика. Не знаю, что было бы, если бы не приехала милиция. Разняли их, одним словом
«На женщине сгорела вся одежда — я ее голую из автобуса выносил»
В это время фактически в одиночку Владимир Донец пытался вытащить из своего автобуса, который в любую секунду мог взорваться, тех, кто был не в состоянии самостоятельно покинуть салон.
- Как только мы перевернулись, на меня упал мужчина и придавил своим весом, — вспоминает водитель автобуса. — Не знаю как, но я вытолкнул его наружу. В автобусе начиналась паника. Ведь мой ЛАЗ на газе работает. На крыше — восемь больших баллонов. Я сразу почувствовал запах газа и понял, что в любую секунду мы все можем взлететь на воздух. Выскочив из кабины, попытался закрутить вентиль на баллоне, но он упирался в землю, и сделать это не удалось. Скорее всего, газ выходил наружу из поврежденной трубки, которая подходит к баллону. Находиться вблизи становилось все опаснее.
- И что же вы сделали?
- Вернулся в салон. Увидел, что несколько мужчин, которые первыми выскочили из автобуса, отбежали подальше и стоят с бледными лицами. Я понял, что на их помощь можно не рассчитывать. А в салоне лежащего на боку автобуса стонали люди.
- Многих удалось вынести?
- Я не считал. Наверное, человек шесть.
Первый мужчина попался очень тяжелый. Ох и намучился я с ним! Вынес его, вытолкал на землю и обратно внутрь. Вытащил женщину, и в этот момент раздался первый небольшой взрыв, потом еще один. Автобус загорелся. Я знал, что через пару минут от него ничего не останется, но снова полез внутрь.
- Не страшно было?
- Тогда об этом не думал. Последних двух женщин вынес незадолго до того, как автобус полностью выгорел. На одной женщине одежда сгорела так, что остался лишь воротник от платья. Я ее голую и выносил. А последняя, которую вынес, Надя ее, кажется, зовут, почти вся черная была от огня.
- Так вы почти всех вынесли?
- К сожалению, нет. Там внутри оставались еще три человека. Их я спасти не успел. У самого куртка загорелась. Автобус уже пылал так, что и близко не подойдешь. Вот эти три женщины и погибли
«Ни переломов, ни серьезных ушибов у пассажиров не было. Только ожоги»
- Это была очень тяжелая смена, — рассказывает главный врач Козелецкой районной больницы Александр Сорочук. — В больницу привезли семнадцать человек (еще девять были доставлены в военный госпиталь Десны. — Авт. ). Давненько такого не было. Пять лет назад под Козельцом автобус столкнулся с КрАЗом, который вез арматуру, тогда тоже была страшная авария: многим руки, ноги поотрывало, а некоторым и голову. Тоже несколько человек погибли. И вот сейчас, когда один за другим начали поступать потерпевшие, я сразу же те события вспомнил
Как бы то ни было, нам нужно было думать о живых, о том, чтобы спасти как можно больше людей. Для этого с утра до вечера работали почти все врачи больницы.
- Что за травмы были у пострадавших?
- Только ожоги. Ни переломов, ни серьезных ушибов. У людей обгорели лица, руки. Из семнадцати человек (одна из пострадавших женщин беременна), трое поступили к нам в очень тяжелом состоянии. Все три — женщины. Одной 20 лет, другой — 35. А у третьей в тот день, когда произошла трагедия, был день рождения. Ей исполнилось 45 лет. Из всех оставшихся в живых эта женщина пострадала больше всех. У нее ожоги 97 процентов поверхности тела. Когда она поступила в больницу, находилась в сознании, а потом начала угасать. 28 февраля ее отправили в ожоговый центр в Киев. Ведь у нас в больнице нет специалистов по ожогам. В настоящее время все, кто не нуждался в медицинской помощи, разъехались по домам, а остальных мы отправили в Черниговскую областную больницу.
Из трех погибших женщин пока удалось опознать лишь одну. Одно тело обгорело настолько, что эксперты даже не могут сказать, женщина это или мужчина.
Говорить о том, кто виноват в случившемся, еще рано. По факту возбуждено уголовное дело, ведется следствие, работают эксперты. Побывав на месте происшествия, вместе с фотокорреспондентом Сергеем Даценко мы попытались воссоздать картину.
Скорее всего, водитель ЗИЛа слишком резко затормозил, когда попытался объехать велосипедиста, но, увидев приближающийся автобус, в последний момент отказался от этого маневра. Торможение на скользкой дороге (в те дни оттепель сменилась легким морозом) привело к тому, что ЗИЛ пошел, что называется, юзом, развернувшись кузовом вперед и заглохнув посреди проезжей части. Шедший на скорости автобус уже не мог объехать грузовик справа и повернул влево. Но груженная пассажирами машина не удержалась на дороге и слетела в кювет. Место там крутое, просто так человеку вниз не спуститься. Да еще автобус ударился о дерево. Скорее всего, именно ветка этого дерева и повредила трубку газового баллона, откуда началась утечка.
Сотрудники правоохранительных органов пока неохотно комментируют эти трагические события.
- Есть правила дорожного движения, там все написано, — говорит начальник 6-го межрайонного отдела ГАИ МВД Украины Черниговской области Виталий Красник. — Но еще нужно будет провести ряд технических экспертиз. Необходимо узнать, в каком состоянии были автомобили. Только тогда можно будет делать какие-либо выводы.
P. S. Автор выражает благодарность УГАИ МВД Украины в Черниговской области за помощь, оказанную в подготовке материала.
397Читайте нас в Facebook