ПОИСК
Общество и люди

«Притча о клоуне не может не тронуть», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк

20:45 16 сентября 2024
фигурки клоунов
Цирк — это встреча с чудесами, потому его так любят дети и взрослые. Это фантастический мир, где невозможное становится возможным. Это одна из самых ярких страниц детства, которую потом люди вспоминают всю жизнь.

Цирк «Фернандо», открывшийся в Париже в 1873 году, был одним из излюбленных мест досуга французской аристократии. Среди завсегдатаев был известный художник. Он ходил на представления фактически ради единственного номера, когда девушка на тросе с канатом в зубах взлетала к куполу цирка и балансировала как птица. Это было невероятное зрелище.

Художник всматривался в каждую деталь, ведь писал исключительно по памяти. Это был легендарный Эдгар Дега. Цирку, который он очень любил, художник посвятил, как ни странно, только одну картину. Она называется «Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо». Так изобразить акробатку в движении — настоящее искусство! Зритель будто оказывается под куполом цирка и наблюдает за выступлением девушки.

В искусстве тема цирка — одна из любимых…

В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница истории украинского фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк, которая ранее раскрыла тему моды в фарфоре, рассказала о воплощении цирковой темы в работах украинских фарфористов.

«Одна из лучших работ Владислава Щербины — «Сердце клоуна»

— Цирк дарит зрителям яркие эмоции, радость и смех, и поэтому его так любят взрослые и дети, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Цирковая тема была одной из любимых и у украинских художников-фарфористов. В 1960 годы, когда было создано немало работ на эту тему, приезд цирка в город являлся событием из событий, ведь не в каждом доме тогда был телевизор. Новые впечатления переполняли зрителей. Поэтому и фигурки клоуна, акробата, фокусника еще долго напоминали о цирковом представлении. «Цирк — это то, какой должна быть настоящая жизнь, — как-то отметила принцесса Монако Стефания, под патронажем которой проходит самый престижный в мире Международный цирковой фестиваль в Монте-Карло и собирает лучших цирковых артистов из разных стран. — Это искренность, чувства, эмоции… В цирке нет лжи. Там артисты работают вместе, чтобы дарить улыбку. Это мир, где люди помогают друг другу. Это единственное шоу, где семья, все — от детей до их бабушек и дедушек — могут сидеть вместе и развлекаться одним и тем же».

— Действительно. Она и в Киев приезжала и была в восторге от киевского цирка. А кто из украинских фарфористов разрабатывал эту тему в своем творчестве?

— Это и Владислав Щербина, и Оксана Жникруп, и Ольга Рапай… Владислав Щербина говорил, что цирк — его любимая тема.

РЕКЛАМА

Например, в его серии «Бирюзовый цирк» видим артистов разных жанров. Есть у Владислава Щербины и глубокие философские работы — например, «Сердце клоуна». Каждый раз выходя на манеж, клоун дарит свое сердце зрителям. На сцене он смеется и смешит. Но такая ли уж веселая жизнь у него самого? Что чувствует он за кулисами театра, оставаясь наедине с собой?

В. Щербина. "Сердце клоуна". Киев. 2009.

РЕКЛАМА

— Существует притча. В кабинет известного психиатра пришел мужчина. Пациент жаловался на депрессию. Врач посоветовал вечером пойти в цирк на спектакль знаменитого клоуна. «Настроение точно изменится, вот увидите», — сказал психиатр. «Так я и есть тот клоун», — грустно ответил пациент.

— Эта притча о клоуне не может не тронуть. Кстати, среди коллекционеров фигурок клоунов немало актеров. И не только комедийного жанра. Ведь эта профессия очень похожа на клоунскую: какое бы настроение ты не имел, какие бы события не происходили в твоей жизни, должен выходить на театральную сцену или площадку, где снимается фильм, и улыбаться и шутить, даже если душа плачет.

РЕКЛАМА

— Тема цирка полна философии. Например, американский сценарист Бен Хект, первым в мире награжденный премией «Оскар», писал: «Время — это цирк, который всегда собирает вещи и уходит»…

— Да, это так. А вот фигурка клоуна скульптора Городницкого фарфорового завода Раисы Марчук. Романтический воротничок, яркие щеки, на голове — колпак с кисточкой. Раиса Марчук воссоздала образ клоуна в момент завершения сценического номера. Отставленная гитара, в ответ на аплодисменты с благодарностью прижатая к сердцу ладонь… На лице клоуна мы видим эмоции волнения и радости. Признание публики и есть секрет счастья артиста. Эта статуэтка была очень популярной на протяжении многих лет.

Р. Марчук. "Клоун". Городницкий ФЗ. 1939. Клеймо 1949 – сэр. 1950. А. Шевченко. Настенная тарелочка «Мим». Коростенский ФЗ. 1985

Тема цирка нашла воплощение и в росписи посуды. Вот настенная тарелочка «Мим» Александра Шевченко. Мим с зонтиком — яркий образ. Очень популярен был и детский сервиз «Цирк» Татьяны Дрозд.

Т. Дрозд. Чайник из детского сервиза "Цирк". Сумской ФЗ. 1997

«В творчестве Ольги Рапай есть фигурки, посвященные известным актерам»

— Тема цирка, насколько известно, была одной из любимых у Оксаны Жникруп и Ольги Рапай.

— Да. Их работы отличались грациозностью и пластикой. Скульпторы создали немало ярких образов цирковых артистов. Волшебный мир цирка никого не оставлял и не оставляет равнодушным. Триптих Оксаны Жникруп «Клоунада» (фото в заголовке) — это сидящий клоун, лежащий клоун и клоун, жонглирующий стоя. Каждый из них выполняет свою задачу, но всех троих объединяет совместное действо. При созерцании композиция вызывает искреннюю улыбку. Работа редкая. Настоящее произведение искусства представляет собой скульптурная композиция Оксаны Жникруп «Цирк», созданная ею в 1965 году. В композицию вошли три миниатюрные скульптуры. Одна из них — акробатка на шаре.

О. Жникруп. «Акробатка на шаре» из скульптурной композиции "Цирк". Киевской ЭКХЗ. 1965

Миниатюрные фигурки отличаются грациозностью, а роспись легко дышит на белом фарфоре. Композиция создает атмосферу уюта, придает настроение, наполняет пространство радостью бытия. Эти статуэтки приятно подержать в руках. Скульптурный ансамбль рассматривается как единое целое. Работа редкая и существует в одном варианте росписи. В творчестве Ольги Рапай есть фигурки, посвященные известным актерам. Один из них — легендарный французский мим Марсель Марсо. Его называли «мастером тишины». Он был известен своим несравнимым стилем пантомимы. Марсель Марсо умел прикасаться к человеческим душам, не произнося ни слова. Это принесло ему всемирную славу. Работа Ольга Рапай в тонкостях передает состояние актера. Марсель Марсо, кстати, приезжал и в Украину.

О. Рапай. "Бип". Киевский ЭКХЗ. 1965

— Интересно.

— С Ольгой Рапай мне посчастливилось общаться лично. Это был 2011 год. Я позвонила ей. Художница была не прочь рассказать о своих работах. В последние годы жизни она тяжело болела. Проживала в Израиле. До последнего дня она продолжала создавать новые работы.

Кстати, приглашаем также читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!

Ранее исследовательница истории украинского фарфора Людмила Карпинская-Романюк рассказала о выставке «Белая магия. Фарфор», где можно увидеть работы звездных отечественных художников.

Читайте также: «Эта удивительная порода собак названа фарфоровой неслучайно», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк

Фото из альбома Людмилы Карпинской_Романюк

Фото в заглавии: Триптих «Клоунада. Сидящий клоун. Жонглер. Клоун лежащий». КЭКХЗ. 1967

1163

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров