Пострадавший от нападения разбушевавшихся заезжих молодчиков в вагоне столичного метро азария менакер: «пневматический револьвер я приобрел после того, как возле синагоги на меня напал мужчина с криками: «я тебе устрою вторую
Завтра в Печерском суде Киева продолжится слушание резонансного дела об избиении группой молодчиков двоих студентов иудейского университета (ешивы) при столичной синагоге. В результате нападения один из пострадавших — Мордехай Моложенов — впал в кому: кости черепа вдавились ему в мозг. В настоящее время он находится в клинике в Израиле. На второго же пострадавшего незадолго до начала суда опять было совершено нападение — уже третье за последние полгода.
Задержанные за избиение студента ешивы считали себя борцами за освобождение Украины от «инородцев и иноверцев»
Напомним, как развивались события. Сообщение о том, что в подземном переходе возле дома Ь 6 на улице Бассейной лежит раненый, поступило в дежурную часть Печерского райуправления милиции Киева в воскресенье, 28 августа, в 23. 40. Выехавшие на место правоохранители обнаружили в переходе окровавленного студента ешивы 32-летнего Мордехая Моложенова, из разбитой головы которого текла кровь. Потерпевшего госпитализировали в реанимацию больницы скорой помощи с открытой черепно-мозговой травмой, ушибом мозга, многочисленными переломами. По словам товарища пострадавшего, 28-летнего Азарии Менакера, они вместе вышли из торгового центра «Мандарин-Плаза», направляясь в сторону улицы Шота Руставели (на углу улиц Руставели и Рогнединской расположена городская синагога). Возле подземного перехода попивала пиво компания (около десяти человек) 16-18-летних подростков с бритыми головами и в ботинках с высокой шнуровкой. Когда молодые люди, чьи одежда и внешность выдавали в них иудеев, спустились в переход, компания вдруг кинулась за ними и начала бросать в них бутылки. Младший из подвергшихся нападению выбежал из перехода за помощью, старший, Моложенов, упал после попадания ему бутылкой в голову. Подоспевшие прохожие какое-то время поддерживали голову мужчины, чтобы он не захлебнулся кровью.
Следственным отделом Печерского РУВД было возбуждено уголовное дело по факту хулиганства, совершенного группой лиц (позже к ней добавилась еще и статья «Нанесение тяжких телесных повреждений»). Среди прочих отрабатывалась и версия о том, что нападавшие были организованными скинхедами. Столичные правоохранители начали оперативно-розыскные мероприятия по установлению личностей нападавших и их задержанию. Уже на следующий день, 29 августа, были задержаны трое подозреваемых (двое киевлян 18 и 20 лет, а также 21-летний приезжий из Херсонской области). Они сознались в том, что напали на студентов. Подозреваемые утверждали, что все произошло случайно: мол, увидев направлявшихся в подземный переход двоих молодых иудеев, несколько человек из компании решили от нечего делать их избить. Четвертый из напавших, 17-летний киевлянин, только окончивший школу, был задержан через три дня. Сначала он отказывался общаться с правоохранителями, но вскоре сознался в своем участии в избиении. Пятого нападавшего правоохранители ищут до сих пор.
Главный раввин Киева Моше-Реувен Асман напрямую связал это нападение с антисемитским движением. В ходе расследования стало известно, что один из задержанных в 2004 году состоял в организации скинхедов, а другие водили с ними знакомство. К тому же, по словам допрашивавших их милиционеров, задержанные считали себя борцами за освобождение Украины от «инородцев и иноверцев». Впрочем, позже, во время встречи с послом Израиля тогдашний заместитель министра внутренних дел Геннадий Москаль отрицал антисемитскую подоплеку произошедшего.
Тем временем тяжело пострадавший в результате нападения Мордехай Моложенов, несмотря на проведенные в киевской больнице операции, не выходил из комы. Посольство Израиля в Украине выразило обеспокоенность произошедшим, консул этой страны посетил больницу скорой помощи — выяснял, можно ли переправить Моложенова в Израиль. Прибывшие в Украину специалисты по интенсивной терапии из тель-авивской клиники «Ихилев» (считается одним из лучших медицинских учреждений Израиля) сделали вывод, что состояние больного критическое и его необходимо доставить в их клинику. Они подготовили пациента к перелету, а «Аэросвит», по просьбе еврейской религиозной общины Киева, бесплатно предоставил «Боинг-737» для чартерного рейса в Тель-Авив. Вечером 5 сентября самолет с так и не вышедшим из комы Мордехаем приземлился в Израиле. Подъехавшая к трапу машина скорой помощи сразу же увезла раненого в клинику, где его взял под личный присмотр ведущий специалист-реаниматолог этой страны Патрик Соркин.
Президент Украины Виктор Ющенко назвал инцидент возле «Мандарин-Плазы» «вопиющим фактом жестокости». «Произошедшее поразило меня в самое сердце. Мы должны сделать все необходимое, чтобы подобные случаи стали невозможными. Мы осуждаем расизм, ксенофобию во всех ее проявлениях», — подчеркнул Виктор Ющенко. Глава государства поручил тогдашнему министру здравоохранения Николаю Полищуку лично проконтролировать процесс лечения и реабилитации пострадавшего, а министру внутренних дел — проведение тщательного расследования.
Из досье «ФАКТОВ»
То, что произошло 28 августа 2005 года, было далеко не первой антисемитской акцией в столице Украины. Так, вечером 13 апреля 2002 года группа молодых людей забросала камнями синагогу Бродского на улице Шота Руставели в Киеве. Несколько находившихся там человек получили телесные повреждения. (Кстати, незадолго до этого произошли нападения на синагоги в Луцке, Львове и Николаеве. ) Киевские правоохранители тогда не подтверждали версию участия в погроме скинхедов, утверждая, что таковых в столице нет. А совершили нападение, мол, футбольные фанаты. Ответственным же за погром синагоги Бродского суд признал «болельщика» Демьяна — одного из представителей «взрослого» скинхедовского движения столицы. В прошлом году он вышел на свободу после отбытия срока.
В 2004 году на столичном Крещатике были избиты двое темнокожих сотрудников иностранных диппредставительств. В 2005 году возле станции метро «Нивки» до полусмерти избили сотрудника миссии ООН по делам беженцев в Украине — выходца из Ирака. А на Андреевском спуске неизвестные избили прогуливавшегося там с друзьями американского дипломата афроамериканского происхождения (его белокожих друзей нападавшие не тронули). В этом случае обновленное руководство столичного милицейского главка не стало отрицать наличия в Киеве движения бритоголовых. Как рассказал тогда «ФАКТАМ» начальник ГУ МВД Украины в Киеве Виталий Ярема, скинхеды в столице действительно есть, и правоохранители их периодически задерживают (в основном — за административные правонарушения). Благодаря таким задержаниям, а также оперативным мероприятиям милиционеров нарабатывается база-»каталог» участников скинхедовского движения.
Итак, нападения скинхедов (или же внешне похожих на них) на представителей других рас и верований продолжаются, правоохранители же упорно возбуждают дела по «хулиганской» статье, совершенно игнорируя явную расистскую и антисемитскую направленность действий хулиганов. Неужели для того чтобы признать наличие расовых проблем (кстати, антиеврейские и антироссийские лозунги выдвигают и некоторые маргинальные украинские политики) в стране, правоохранительным органам надо дождаться настоящих погромов? Впрочем, под статью «Хулиганство» попадают даже массовые побоища (например, прошлогоднее избиение «правыми» скинхедами участников и зрителей антифашистского концерта или массовые драки славян и китайцев в общежитиях одного из киевских университетов).
«Парни в вагоне насмехались надо мной: «Смотрите, они здесь разрешают жидам ездить в метро!»
Последнее нападение на человека еврейской внешности в Киеве состоялось в воскресенье, 5 марта. Как рассказал «ФАКТАМ» начальник Центра общественных связей ГУ МВД Украины в Киеве Владимир Полищук, в десятом часу вечера работники Управления охраны метрополитена на станции метро «Выдубичи» задержали 29-летнего Артура Менакера, ранившего из пневматического пистолета
24-летнего жителя Луганска Александра С. По информации милиции, Александр и двое его 26-летних земляков, спровоцировав конфликт с Менакером, нанесли ему телесные повреждения. Тому пришлось отстреливаться (эти данные подтвердили двое свидетелей произошедшего). Милиция взяла объяснения у всех участников происшествия и отпустила их. Пострадавшего луганчанина госпитализировали с ранением орбиты глазного яблока (по словам Полищука, врачи считают, что этот глаз может ослепнуть, отец перевез Александра из столицы в Луганск). Стрелявший также находится в больнице с жалобами на головную боль. Уголовное дело возбуждено по факту хулиганства с применением оружия, и кому придется быть подсудимым, следователи еще не решили. Правоохранители ждут медицинских заключений и предполагают, что под судом могут оказаться как луганчане (по статье «Хулиганство»), так и А. Менакер (за превышение пределов необходимой обороны) — в случае, если ранение Александра С. признают средним или тяжким телесным повреждением.
Отстреливавшийся Артур оказался тем самым Азарией (еврейское имя Менакера), который 28 августа прошлого года вместе с Мордехаем Моложеновым пострадал в подземном переходе у «Мандарин-Плазы». В настоящее время он госпитализирован в нейрохирургию столичной больницы скорой помощи, где с ним и встретился корреспондент «ФАКТОВ».
- В тот вечер я зашел в вагон метро на станции «Золотые ворота», на следующей должен был выходить, чтобы идти в синагогу, — вспоминает Азария. — Тогда же в вагон зашли трое парней, двое сели, а третий стал у двери и начал громко кричать: «Киевляне — суки!», «Ющенко пи с!», на них обратили внимание все пассажиры. Потом один из этих парней заметил меня: «Смотрите, жид!». Его друзья повернулись ко мне и начали насмехаться. (По словам очевидцев, одной из насмешек была фраза: «Смотрите, они здесь разрешают жидам ездить в метро!» — Авт. ). За меня вступился один из пассажиров, но с матом его ударили в лицо. Мужчина пытался отбиваться, к нему на помощь пришел еще один пассажир, но хулиганы быстро всех разбросали, а один из них — здоровенный такой — переключился на меня, стал душить. Потом к нему присоединился его приятель. Я вытащил пистолет и закричал, чтобы убрали руки и сели. Второй отошел, а тот, который душил, отпустил меня и начал кричать: «Ну давай, стреляй!»
Я попытался отойти к середине вагона, когда здоровенный взял меня за шиворот и ударил головой в лицо, — продолжает небольшого росточка Азария. — Я выстрелил в пол, но нападавший стал еще более агрессивным, как будто озверел. Опять стал меня душить и валить на пол. После того как я выстрелил ему в область живота, он отошел, но на меня набросился второй парень — еще более крепкий — и свалил на пол. Кто-то стал бить меня ногами по ребрам, а один из нападавших сидел на мне и душил. Уже задыхаясь, я выстрелил ему в лицо, но он продолжал бить меня кулаками по голове, потом — головой об пол. Пришлось стрелять несколько раз, пока он меня не отпустил. Затем я столкнул его и начал убегать, но один из них опять погнался за мной и остановился, лишь когда я снова навел на него пистолет и предупредил, что буду стрелять. В вагоне началась паника, но никто за меня не вступился.
Тут открылись двери (свою станцию я уже проехал), я выбежал на платформу и, увидев, что вокруг нет ни милиционеров, ни кого-то, кто сможет меня защитить, перебежал в соседний вагон. Там мне уступили место, дали салфетки вытереть кровь, я попросил, чтобы вызвали милицию. На следующей станции появились милиционеры, которым я и рассказал все, как было. К счастью, мои слова подтвердили свидетели, и после допроса меня отпустили. На следующий день меня тошнило, болела голова, и я зашел в больницу на Подвысоцкого. Врач меня осмотрел и рекомендовал лечь на обследование. Прямо оттуда «скорая помощь» увезла меня в БСМП — врачи подозревают сотрясение мозга.
Из досье «ФАКТОВ»
Пневматические револьверы «Armenius» — довольно серьезное «гражданское» оружие, разрешенное к свободной продаже. «Armenius HW-4», из которого стрелял Азария, — короткоствольный, четырехмиллиметровые свинцовые дробинки крепятся каждая в своем капсюльном беспороховом патроне Флобера и вылетают из него не под действием сжатого газа из баллончика, а при взрыве заряда капсюля. При этом слышен небольшой хлопок, как при выстреле из настоящего, но «слабого» огнестрельного оружия.
- Некоторые специалисты утверждают, что ваше оружие (пневматический револьвер «Армениус») — страшной убойной силы. Вы же выстрелили несколько раз, а ранение получил лишь один из нападавших
- Возможно, те специалисты имели в виду другие модели этой же марки, например, длинноствольные револьверы. У меня же — «Армениус HW-4», короткоствольный карманный револьвер. Я его приобрел после второго нападения на меня. Вскоре после того как на нас с Моложеновым напали на Бессарабке, возле синагоги на меня опять напал какой-то мужчина с криками: «Я тебе устрою вторую «Мандарин-Плазу». Тогда у меня был с собой газовый баллончик, и я смог отбиться. После чего решил не откладывать поход в оружейный магазин. Что же касается убойной силы, то она у моего револьвера не самая большая — в магазине я стрелял из него в ДСП, и некоторые шарики входили в плиту, а другие отскакивали. Кроме того, все зависит еще и от зарядов — из некоторых капсюлей шарики просто выпадают до выстрела. Поэтому одни выстрелы могли не пробить одежду (мне казалось, что я все время попадал), другие — сработать вхолостую.
- Правоохранители предполагают, что вас могут привлечь к ответственности за превышение пределов необходимой обороны. Почему вы не стреляли по ногам, например?
- У меня сначала не было мысли стрелять, я хотел лишь напугать нападавших. Даже после первого удара я выстрелил в пол — надеялся, что звук выстрела их образумит. Когда же я лежал на полу и вокруг было много чьих-то ног, я же не видел их четко и мог перепутать ноги нападавших с ногами пассажиров, которые находились неподалеку от нас. Кроме того, практически все, что я видел, — это голова и шея избивавшего меня человека. Вот в них и стрелял. У меня другого выхода не было — иначе со мной могло быть то же, что и с Мордехаем. Я до сих пор не могу отойти от воспоминаний о том, как в меня в подземном переходе летели четыре бутылки.
- А вам известно что-нибудь о состоянии Моложенова?
- Сейчас он находится в реабилитационном центре в Израиле, понемногу учится ходить. Состояние — как у маленького ребенка.
- Вы участвуете в суде над нападавшими на вас парнями? А как вы оцениваете их действия — как хулиганские или антисемитские?
- Да, я признан потерпевшим. Скоро должно состояться очередное заседание суда. В своих показаниях подсудимые признались, что они напали на нас потому, что мы евреи. Свидетели показали, что когда эта компания увидела, как мы входим в магазин, один из них спросил товарища: «Что будем делать с евреями?» И тот ответил: «Забивать». После этого компания спустилась в переход, чтобы набрать валявшихся там бутылок, а потом дождалась нашего выхода и — напала.
Очередное нападение на еврея в Киеве не осталось незамеченным отечественной и международной общественностью. Так, народный депутат Украины Александр Фельдман, на днях вернувшийся после рабочего визита в США, заявил, что «влиятельные американские политики были шокированы фактами антисемитизма в Украине, а также тем, что в Украине безнаказанно действуют политические силы, которые не только ведут ксенофобскую пропаганду и отрицают Холокост, но и откровенно провоцируют гражданские конфликты на национальной и религиозной основе». А эксперты Международного центра толерантности считают, что накануне выборов в Киеве, а также в западных и южных регионах Украины уровень проявления ксенофобии и антисемитизма заметно повысился. По их мнению, прежде всего это последствия использования грязных политтехнологий. Результатом же такого пропагандистского воздействия на сознание зачастую становятся хулиганские выходки на антисемитской и расистской почве. Сегодня в столице Украины Международный центр толерантности намерен начать кампанию социальной рекламы, призывающей к взаимному уважению и межэтническому согласию. Так, в Киеве в местах, где недавно происходили нападения на представителей нацменьшинств Украины и на студентов-иностранцев из стран Азии и Африки, будут расклеены листовки с цитатами известных политиков, философов, писателей и художников о таких уродливых явлениях, как антисемитизм и ксенофобия.
P. S. «ФАКТЫ» поинтересовались у правоохранителей, есть ли у них показания мужчин, которых до избиения Азарии били заезжие преступники. Нам ответили, что свидетельские показания есть, но всех, кто может пролить свет на то, что происходило в вагоне метро, когда началась стрельба, просят звонить по телефону 02. Редакция, в свою очередь, просит свидетелей произошедшего связаться с нами по телефонам (в Киеве) 486-54-30 или 484-44-17.
782Читайте нас в Facebook