На многих автомобилях подушки безопасности могут сработать в самый неожиданный момент, но ни владельцы машин, ни мастера в автосервисе об этом не догадываются
«Если вы принципиально не пристегиваетесь ремнем, подушки безопасности лучше отключить»
- Марк, многие водители считают: если в машине есть подушка безопасности, они полностью застрахованы
- Это палка о двух концах. Подушка может серьезно травмировать человека — и лицо разбить, и привести к сотрясению мозга. В то же время «эйрбеги», как многие лекарства, — горькие, но помогают. Кстати, и ремень безопасности в некоторых ДТП лишь усугубляет положение водителя. Когда машина падает в воду и начинает тонуть, человек в панике редко успевает отстегнуться. А при пожаре покрытие замков оплавляется, и от ремня просто невозможно освободиться. Во время лобового столкновения ремень нещадно ломает ключицы, ребра. Но здесь приходится исходить из принципа: «зато остался жив, есть из чего собирать». Правда, людям, которые принципиально не пристегиваются, подушки безопасности лучше вовсе отключить. «Эйрбег» без ремня — это гораздо страшнее, чем если бы вы вообще не имели никаких систем безопасности. Удар о подушку у непристегнутых водителей часто приводит к травмам, не совместимым с жизнью. Помню случай, когда мой знакомый на своем автомобиле попал в аварию. После удара его машину боком отбросило на грузовик. Сработавшая подушка буквально выдавила товарища в разбитое окно водительской двери и затылком надела на буксирный крюк, торчавший у грузовика спереди
- Почему подушки иногда не срабатывают?
- Для начала разберемся, что собой представляет система «эйрбег». Конструкция довольно проста: сама подушка — это перфорированный (то есть с большим количеством отверстий. — Авт. ) мешок из синтетического материала либо стеклоткани, уложенный подобно парашюту. В середине мешка — пиропатрон, в него вставлен запал. Чтобы запал сработал, на него с мини-компьютера должен прийти сигнал.
- Как мини-компьютер поймет, произошла авария или нет?
- Для этого за бампером на кузовных элементах автомобиля устанавливаются датчики отрицательного ускорения. Они реагируют на очень резкое замедление машины, которое может произойти лишь в том случае, когда автомобиль столкнулся с препятствием. При столкновениях подушка гарантированно должна срабатывать, если вы врезались, к примеру, в дерево на скорости минимум 30 километров в час. То, что рассказывают, мол, стоит ударить ногой по бамперу, и «эйрбег» сработает, — чепуха. Имитировать аварию возможно, лишь ударив по датчику деревянным молотком. И то, если правильно рассчитать направление. Учтите, датчик, когда он правильно установлен, «чувствует» лишь фронтальные, то есть лобовые удары. Плюс-минус отклонение на небольшой угол от продольной оси автомобиля. Удар сверху, сбоку или снизу не приведет к срабатыванию подушек. Но и при фронтальном ударе «эйрбег» может не выстрелить, если есть неполадка в системе.
- Как об этом узнать?
- Очень просто: вы завели автомобиль, на приборной панели загорелась и погасла лампочка Airbag — значит, система исправна. Если лампочка продолжает гореть или мигает — есть какие-то неисправности, подушки не работают. Вам нужно ехать в автосервис. Часто, проводя экспертизу, сталкиваешься с проблемой: а вдруг водитель еще до аварии видел горящую аварийную лампочку, но на СТО не поехал. Однако доказать что-либо после ДТП, когда автомобиль предоставляется для исследования практически «по частям», довольно сложно.
- А если все было исправно?
- В каждом случае надо проводить анализ. Но одной из наиболее вероятных причин несрабатывания подушек, когда система исправна, может быть неверная установка датчика ускорения, о котором я вам рассказывал.
- Завод-производитель допустил брак?
- Почему же именно завод? На СТО могли проводить какие-то ремонтные работы — мастера колдовали под капотом, кто-то взялся за кронштейн и случайно поменял положение датчика. Теперь он сработает при ударе снизу, например, когда машина влетит в яму на дороге, а во время лобового столкновения подушки не выстрелят! Таких случаев немало. Мой знакомый ехал на своем «БМВ» с большой скоростью, не заметил, что впереди на дороге лежит еще один слой асфальта, и врубился в эту «ступеньку». Сработали все четыре подушки, но он, молодец, сумел затормозить и никуда не врезаться. Выполз из машины в шоке, весь в тальке, на лице сыпь Помню и другой инцидент, с куда более страшными последствиями: автомобиль попал в выбоину — подушки выстрелили, и водитель, потеряв управление, врезался в другую машину. Погибли люди.
«После ремонта автомобиля попросите мастеров СТО проверить, не нарушено ли положение датчиков ускорения»
- Значит, чтобы быть уверенным в своей безопасности, надо ехать на СТО и просить проверить, правильно ли стоят датчики?
- Когда найдете человека, который доподлинно знает, как должны стоять датчики, — позвоните мне. У меня компьютерная информационная база не хуже, чем в специализированном сервисе, однако в программе указывается лишь место(!) установки датчика. Как его правильно развернуть, не ясно. Единственный путь — сравнивать, как стоят датчики на новых и старых машинах. В любом случае, мой совет водителям: если вы попали в мелкую аварию, подушки остались целы, но вам меняли бампер, фары, решетку радиатора, обязательно попросите специалиста хотя бы попытаться проверить, не нарушено ли положение датчиков ускорения. Обычно этого никто не делает!
- Знаю, многие автоторговцы научились обманывать покупателей, говоря, что подушка есть, а на самом деле вместо нее «пустышка»!
- Вы правы, подушка безопасности стоит довольно дорого, и в Польше давно научились ставить на подержанные автомобили взамен панели с выстрелившим «эйрбегом» точно такую же, но уже без него. Причем эти кулибины делают так, что сигнальная лампочка на приборной панели работает, будто «эйрбег» на месте: при включении зажигания она загорится, потом погаснет. Обнаружить обман можно лишь при компьютерной диагностике на СТО.
19678Читайте нас в Facebook