«никто из «оборотней» ни за что не хотел переходить на работу в другие подразделения, даже с повышением»
Только в последнее время в трех городах Крыма — Ялте, Бахчисарае и Керчи — за торговлю и распространение наркотических веществ были задержаны те, кто по долгу службы обязан искоренять это зло, — сотрудники отделов милиции. О некоторых подробностях преступной деятельности семи керченских наркодельцов в милицейских погонах, которые стали известны в ходе начавшегося расследования, а также о других не менее громких делах читателям нашей газеты рассказал главный милиционер Крыма Владимир Хоменко.
«В год в Крыму продается наркотиков примерно на 2 миллиарда гривен»
- Владимир Петрович, вы полагаете, что годовой доход дельцов наркобизнеса в Крыму равен нынешнему бюджету автономии. Это не преувеличение?
- Считайте сами: согласно статистическим данным, в республике на учете состоят девять тысяч наркоманов, но реально их в десять раз больше. Если исходить из суточной потребности наркозависимого человека в зелье, по самым скромным подсчетам, в год в Крыму продается наркотиков примерно на 2 миллиарда гривен!
Керченские «оборотни» под руководством своего главаря — начальника горотдела милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН), подполковника, между прочим, — фабриковали фальшивые уголовные дела, зачастую подставляя ни в чем не повинных людей. К примеру, всовывали им в руки шприц с наркотиком или подбрасывали зелье. Поэтому показатели работы керченских «борцов» с распространением дурмана были одними из лучших в ведомстве. Они, кстати, всегда отказывались от помощи сотрудников других отделов, специалистов главка, доказывая, что своими силами прекрасно справляются с незаконным распространением наркотиков в Керчи. Второе направление их преступной деятельности сводилось к тому, чтобы самим занять места наркодельцов и таким образом зарабатывать огромные деньги.
Что касается прекурсоров (используются при производстве и изготовлении наркотиков, психотропных веществ. — Авт. ), то не исключено, что в их незаконном распространении осознанно или по незнанию (это покажет следствие) участвовали некоторые работники аптек. «Оборотни» организовали канал поставки тяжелых наркотиков, в основном героина и прекурсоров, из России в Украину через паромную переправу Керчь-Крым. В ходе расследования стало известно, что один из членов этой группировки поехал за наркотиками в Россию, а когда возвращался назад, украинские таможенники обнаружили у него героин. Но поймать его на горячем в тот раз не удалось: он заявил сотрудникам таможни, что, мол, их отдел проводит контрольные поставки героина для выявления путей его попадания в Крым и дальнейшего распространения.
- Для преступников в милицейских погонах сам факт их задержания был, наверное, как гром среди ясного неба?
- Все они, особенно руководитель, — очень дерзкие и наглые. Даже в момент задержания главарь «оборотней» был уверен, что ему все сойдет с рук, и давал указания следователю по поводу того, как протокол надо составлять: писать, а не набирать на компьютере
- Неужели никто из коллег «оборотней» не догадывался, чем они промышляют?
- Знали многие, но боялись. Керчь — это, наверное, один из самых криминогенных городов не только Крыма, но и Украины. Однако со сменой руководства городской милиции ее честные, добросовестные работники и местные жители поверили, что ситуацию можно коренным образом изменить, и стали давать показания. Сигналы о преступной деятельности наркодельцов в погонах начали поступать к нам. Кстати, нас давно настораживало то, что никто из этих семерых не хотел переходить на работу в другие подразделения, даже на повышение не соглашались. Хотя, например, руководитель группировки занимал свою должность с 1999 года. Очистить ряды милиции от «оборотней» мы пытались не раз. Законным путем это не удавалось. Как только на коллегию выносился вопрос об освобождении начальника горотдела милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков от должности, он уходил на больничный. В общей сложности он не работал 160(!) дней. И в это время писал заявления, в том числе и на имя министра внутренних дел, в которых жаловался, что его, профессионала, дескать, незаконно крымский главк притесняет.
Несмотря на то что все «оборотни» соблюдали конспирацию, многие жители Керчи знали, что живут эти люди не на одну зарплату. Например, главарь группировки был из тех, о ком в народе говорили «крутой», «деловой». И помощников он себе подбирал таких же. Когда мы начали анализировать ситуацию, почему так получилось, что столь многочисленная группа преступников в погонах так долго и безнаказанно действовала, то выяснили, что в структуре управления ОБНОН тоже были «кланы», которые, вместо того чтобы бороться с незаконным оборотом наркотиков в Крыму, занимали преступную нишу наркоторговцев в целях личного обогащения. Конечно, нельзя всех, что называется, грести под одну гребенку. Есть среди сотрудников этого подразделения порядочные, честные профессионалы. Их большинство.
- Владимир Петрович, не получится с керченскими дельцами так, как это, увы, бывало раньше: задерживают «оборотней», потом их задним числом увольняют, они спокойно уходят на пенсию и живут припеваючи?
- Это исключено. На совести этих людей тысячи загубленных наркотиками человеческих судеб. Более того, за тем, как развиваются события в Керчи, следят не только горожане, но и добросовестные работники правоохранительных структур всего Крыма. Не оправдать доверие этих людей мы не можем.
«За совершенные преступления все равно придется отвечать, независимо от их срока давности »
- Осталось несколько дней до выборов, тем не менее вы не стали, так сказать, блюсти честь мундира, а сами сообщили о фактах преступной деятельности своих подчиненных.
- Хотя, похоже, керченские «оборотни» очень надеялись на то, что до выборов их не тронут. Но я глубоко убежден: невзирая на политическую ситуацию, ряды крымской милиции должны очищаться. И каждый должен отвечать за совершенные преступления, независимо от их срока давности. К слову, на днях в Симферополе, в районе улицы Лермонтова, был задержан правая рука главаря организованной преступной группировки «Сейлем» Воронка, некий Крюк. Они проходили по одному делу о вымогательстве, Воронок был осужден, а Крюк, бывший в то время депутатом Симферопольского горсовета, находился в розыске. Так вот, Крюк очень возмущался тем, что его якобы незаконно задержали, и предъявил паспорт гражданина США на имя Сергея Калетти.
Чуть раньше был задержан и бывший руководитель печально известной корпорации «Елена» — мошенник, обогатившийся за счет финансовой «пирамиды», от которой пострадали сотни крымчан. При нем было 20(!) удостоверений кандидата в депутаты советов различных уровней. Он, наверное, думал, что о его проделках уже все забыли, поэтому появился в Крыму в форме генерала казачьих войск. И, по-видимому, очень рассчитывал попасть в депутаты, чтобы получить неприкосновенность. Не вышло. На своем сайте мы разместили списки тех, кто сегодня хочет получить депутатский мандат, но в прошлом имел конфликт с законом, независимо от их партийной принадлежности.
- Еще работая в налоговой милиции Крыма, вы вели бескомпромиссную борьбу с теневым оборотом спирта, а сейчас?
- В Крыму, особенно в курортный сезон, потребление спиртных напитков резко возрастает, а своего спиртзавода в республике нет. Для теневого производства водки тоже нужен спирт, поэтому его завозят, используя различные преступные схемы. Денежные обороты тех, кто занимается незаконными поставками спирта, сумасшедшие, не меньше чем в наркобизнесе, это точно. Чтобы хоть как-то навести порядок в этой сфере, мы усилили контроль на въезде в Крым, но на объемах теневого спирта, попадавшего в республику, это практически не отразилось. Тогда мы начали работать по ликеро-водочным предприятиям: доказываем подпольное производство водки, незаконное получение и использование акцизных марок. Недавно по одному нашему заводу провели расследование и уголовное дело направили в суд. Между прочим, сегодня многие ищут «концы», как договориться с Хоменко, чтобы дело закрыть и снова начать производство водки (смеется). Обещают мне 10-15 копеек с каждого литра!
На еще одном заводе мы задержали 70 тысяч бутылок незаконно изготовленной водки. Но оказалось, что это предприятие «крышуют» некоторые сотрудники СБУ, УБОПа и даже нашего Управления внутренней безопасности. И здесь мне обещают 10-15 копеек с каждой бутылки, а завод в месяц производит несколько миллионов. Только, говорят, не трогай. При этом те, кто «крышует» предприятие, всем заявляли, что, мол, с Хоменко, уже «договорились». Очевидно, рассчитывали, что будут водить меня за нос и дальше решать свои вопросы. И что мне оставалось делать?! «Разбомбить» оба эти завода. Вызвал к себе начальника одного из отделов главка, который «крышевал» теневые поставки спирта в Крым. Накануне мы задержали крупную партию незаконно ввезенного спирта, а он его отдал обратно за 10 тысяч долларов. Мне же доложил: спиртовых теневиков побороли. С тех пор этот человек пропал, не вижу его уже полгода. Недавно по факсу он прислал мне сообщение, что находится в Москве на лечении. Я сделали запрос — нет такой клиники, не существует. Второй милиционер, у которого в числе учредителей водочного завода — жена и теща, на мой вопрос, как их фамилии, сначала клялся, что его семья не причастна к данному предприятию, а затем назвал другие фамилии. Чуть позже я узнал настоящие, вызвал этого сотрудника снова и говорю: «Разве это по-мужски?! Ты же фактически отказался от самых близких людей, тебя Бог накажет!»
Так что я не уверен в том, что и сегодня некоторые подчиненные, прикрываясь моим именем, не «крышуют» теневых спиртодельцов. Поэтому, пользуясь возможностью, всем говорю: если вам заявляют, что, мол, «Хоменко в курсе», спросите об этом сначала меня лично. Потому что те, кто вам это сообщает, прекрасно знают: со мной «договариваться» бесполезно.
323Читайте нас в Facebook