Щедрый вечер в канун Нового года: что нужно сделать 31 декабря, чтобы исполнились праздничные пожелания мира, здоровья и благополучия
Так сложилось, что Новый год на украинских землях встречают зимой, а когда-то его праздновали весной — с пробуждением природы. С появлением у нас григорианского календаря (с 25 февраля 1918 года, согласно большевистскому декрету) перешли на новое летоисчисление, прибавив 13 дней, а церковь жила по старому календарю (старому стилю): церковные праздники и Новый год продолжали отмечать по юлианскому календарю. Вышло так, что у нас Рождество перешло с 25 декабря на 7 января, вечер (Щедрый, или Маланки) в канун Нового года — с 31 января перескочил на 13 января, и его назвали Старым Новым годом, а между Рождеством и Крещением праздновали календарный Новый год.
Праздники вобрали в себя обрядовость и религиозно-культовое содержание, накопленные в народе. Поэтому у нас в ночь на 1 января праздновали Новый год, а с 13-го на 14 января — Старый Новый год, 14 января — Василя (Святого Василия). С прошлого года приняли новоюлианский календарь, по которому Сочельник с Богатой кутьей наступает теперь в канун 25 декабря, Маланка дебоширит 31 декабря (под Новый год), а с Нового года (1 января) зимние Святки (от слова святить, прославлять Христа) продолжаются до Крещенского Сочельника (5 января — Второй Сочельник).
В канун Нового года наступает превеселый праздник, вобравший в себя традиции предыдущих поколений: стол со щедрой кутьей и разнообразной едой, баловство Маланки, «вождение Козы». «Маланка» была почти во всех регионах Украины и проходила под аккомпанемент щедривок. О наших народных обычаях в канун Нового года «ФАКТАМ» напомнила Лариса Полуянова, этнограф, научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (в Пирогово)
«Как проведешь праздник, так и весь год пройдет»
— У нашего народа с давних времен было земледельческое направление, а новый год когда-то начинался весной, — объясняет Лариса Полуянова. — Вспомним: «Щедрик, щедрик, щедрівочка, прилетіла ластівочка…» Поэтому люди брались за хозяйственные дела, как только просыпалась земля после зимней спячки. А несколько веков назад ввели празднование Нового года именно зимой. 22−24 декабря — период солнцестояния, а за ним — рождение нового Солнца. В это время с приходом христианства стали праздновать Рождество Христово (оно наступало 25 декабря). По григорианскому календарю (с 1918 года) у нас даты сбились (к каждой добавили 13 дней). На постсоветском пространстве
Так вот, что касается праздников. 31 декабря — день преподобной Мелании Римлянки, а в народе праздновали Маланку (Меланки, Миланки). Вечер в канун Нового года называли Щедрым, или Маланкиным, а 1 января отмечают Васильев день (день Святого Василия). Все, что делалось на Новый год, — это попытка разгадать будущее и обеспечить благополучие и счастье на следующий год. Колядники щедровали, все переодевались и выглядели как посланники из другого мира. На протяжении праздников в быту обращались к магическим защитным действиям против зла, ведь люди считали, что в этот период в мире активизируется именно злая сторона. Поэтому было поверье: как проведешь праздник, так и пройдет весь год. С давних времен знаковыми и особенными были Святой вечер накануне Рождества, Щедрый вечер в канун Нового года и Второй Сочельник накануне Крещения.
Очень долго (еще до начала XX в.) держалась традиция встречать Святки (от Рождества до Крещения) с соломенным Дидухом, украшавшим уголок дома как символ рода. Елка у нас появилась в конце XIX ст. (обычай наряжать ее яблоками, конфетами, украшать свечами, а затем и фонариками возник в Германии). Новогоднее дерево поначалу ставили в домах обеспеченных семей. На постсоветском пространстве ставить елки начали с 1935 года. В селах Рождество отмечали еще некоторое время по старинке, а на Новый год елки массово начали устанавливать где-то после Второй мировой войны. Дерево долго не становилось атрибутом праздника, потому что в дохристианские времена оно считалось жертвенным (на него цепляли убитых животных в дар богам). С язычества из поколения в поколение передавали запрет высаживать во дворе елку (как и березу — они требовали жертвы, поэтому мог кто-то умереть). Так что эти деревья перемещали за ограду.
В период празднеств посещали богослужения, гостили у родственников, делали добро окружающим. Хозяева загадывали на урожай и приплод у животных, девушки гадали на долю. В этот период царствовала атмосфера волшебства.
Что готовили к праздничному столу
— По традициям, сформированным за определенное время, когда стали отмечать Новый год, 31 декабря наступал Щедрый вечер, — продолжает этнограф. — Готовилась щедрая кутья, подавалась разная скоромная еда, потому что потребность была большая: и себе, и для тех, кто придет щедровать. На Щедрый вечер готовили мясные, рыбные блюда, блины, вареники, жаркое, голубцы, пироги и пирожки. А в кутью (овсяную, пшеничную или гречневую) добавляли сливочное масло, в ячменную крупу — смалец. На Новый год выставляли напитки, полагалось выпить по две рюмки. «Чтобы старики жили в паре, а молодые себе пару нашли!» — приговаривали за новогодней трапезой.
На Святки во многих регионах готовили кутью дважды (новогоднюю пропускали), а в Киевской, Полтавской, Черкасской — все три (Рождество, Новый год и канун Крещения). В западных регионах обходились без кутьи, могли посевать, а, например, на Галичине, щедровали аж на Крещение (6 января). В некоторых местностях в Щедрый вечер совершался обряд, символизировавший благосостояние. Стол заставляли блюдами, а отец, прячась за пирогами-калачами, спрашивал детей, видят ли они его. А те в ответ «Нет, не видим…» Тогда отец приказывал: «Дай, Боже, чтобы и на тот год так же меня не видели»… В некоторых регионах с Рождества до Василия стоял в углу хлеб-карачун.
Традиционно на Новый год готовили щедрую кутью и много разных блюд — для себя и щедрователей.
Традиции, которых придерживались на Новый год
— Молодежь ходила по домам, пела щедривки, парни в некоторых регионах готовились к вечернему походу на «Меланку»: щедровали группами, переодетые в Цыгана и Цыганку, Черта, Женщину и Мужчину, Солдата и других персонажей, — рассказывает Лариса Полуянова. — Вечерние «обходы Маланки» проходили под пение щедривок, величальных песен, в которых прославляли хозяина, хозяйку, подчеркивали лучшие черты каждого и желали благополучия. Эти куплеты психологически действовали на человека и стимулировали к работе на благосостояние семьи. На большей части Украины в Щедрый вечер пели очень известный «Щедрик»: «Щедрик, щедрик, щедрівочка, прилетіла ластівочка. Стала собі щебетати, господаря викликати». Или запевали: «На щастя, на здоров'я, на нове літо! Роди, Боже, жито й пшеницю й всяку пашницю. Та будьте здорові і з Новим Роком і з Василем!» «Маланка» бытовала почти во всех регионах Украины, этот обряд соблюдали на Покутье, Подолье, в Прикарпатье.
Переодевание (на Гуцульщине — «переберия») вводилось для маскировки, когда парень рядился в молодицу — «Маланку». Его лицо густо разрисовывали, надевали юбку. Создавался комический персонаж такой неумелой хозяйки: то дом метет не в ту сторону, то мусор разбрасывает, то скамейки белит — делает не так, как надо. Переодевание выполняло важные религиозно-магические функции, но впоследствии превратилось в маскарад, развлечение. О забавах Маланки шутили: «Наша Маланка неробоча — на ній сорочечка парубоча. Люди ідуть на жнива, а Маланка — на пива. Люди ідуть з серпами, а Маланка — зі склянками. Люди нажали по сім кіп, в Маланка — на один сніп. Пішла Маланка на містечко, купила собі пасьминечко, пряла вона від кур до кур, напряла починків один гур…»
— Если колядки более религиозного толка, то величальные песни Щедрого вечера прославляли хозяев и желали урожая и достатка, — отмечает Лариса Полуянова. — Бывало, с вечера 31 декабря уже начинали засевать: Маланка сумками с зерном размахивала по дому, и посыпание имело аграрно-магическое действие: обряд засева у славян был нацелен на обеспечение хорошего урожая.
Кого только не встретишь в группе с Маланкой: Баба, Дед, Коза, могли быть Охотники, Журавель, Врач, Медведь, Цыганка, Плугари, Михоноша и другие персонажи: «Маланка сама не ходить, а за собою почет водить…» Музыканты обычно сопровождали группу щедрователей. Участники ватаг одевались в кожухи мехом наружу, были замазаны сажей или белой глиной, с бородами или без. Большая группа двигалась по селу и пела: «Ой, господарю-господаречку, пусти в хату Меланочку. Меланочка чисто ходить, нічого в хаті не пошкодить. Як пошкодить, так помиє, їсти зварить та й накриє… Добрий вечір…»
После заката вечерние «обходы» Маланки проходили под аккомпанемент щедривок. Начинался «Щедрый вечер, добрый вечер — добрым людям на здоровье!» (распространен на Гуцульщине, Приднепровье, Восточном Подолье). Чтобы сбылись все пожелания, о которых пелось, следовало обязательно отблагодарить щедрователей. Их угощали хлебами, колбасами, пирогами, блинами или давали деньги. Одаривая Маланку деньгами, приказывали: «Это Маланке на венок (словно невеста Василия)»… Когда платили в таком символически обрядовом измерении, то будто откупались от бед, которые могли произойти в семье. Так в древности использовалась защитная магия отвода зла от дома. Меланкари веселили, и ритуальный смех тоже прогонял зло. Собранное при щедровании можно было продать, одну часть оставляли себе на празднование, а другую направляли на церковь. Забавы продолжались допоздна.
Девушки тоже иногда «водили Маланку»: одну из них обряжали Маланкой, как невесту (надевали венок с лентами, бусы), а вторую рядили Василием (в жупан, шапку, шаровары и сапоги). Но девичьи коллективы щедровали только во дворе. Иногда верующие не пускали «Маланку» во двор, осуждая молодежь: «Маланочка світом ходить та з дороги людей зводить, та й з дороги християнства навертає до поганства…»
- Ватаги ходили по домам и поздравляли с праздником, ставили спектакли, — продолжает этнограф. — Под конец Щедрого вечера уставшую «Маланку» заменяет Коза, которую подстрелили, а затем оживили (были разные попытки Козу оживить). Обряд «вождения Козы» мог проводиться под Новый год, но в основном — на Василия. Этот обряд пришел из древности, когда праздновали рождение молодого Солнца. Наши предки знали, что мир дуален: где черное, там и белое, сладкое — горькое, день — ночь, холодное — теплое… По легенде, когда-то правили Белобог и Чернобог: один — днем, другой — ночью. У Белобога была женщина Коляда, у Чернобога — Мара. В последний день года Чернобог решил, что только он должен царствовать и владеть вселенной. Послал Мару уничтожить Коляду, чтобы та не родили новое Солнце. Коляда была вынуждена прятаться, потому что Мара ее всюду искала. И Коляда обратилась к Белобогу, чтобы тот превратил ее в животное, которое нельзя будет узнать. Коляда стала обычной козой, и ей удалось скрыться от Мары, а потом родить молодое Солнце. Мать радовалась сыночку, и голубизна ее глаз разлилась по небу… И сейчас оно красиво, когда на небе появляется солнце. А с тех времен на Щедрый вечер «водят Козу». Это установленный обряд — игра с песнями, музыкой. Умирание и воскресение Козы — символ цикличности времени и поворота солнца на лето, а также вера в бессмертие.
Как наши предки гадали на Новый год
Под Новый год девушки гадали. У ворот насыпали три кучки зерна, и если утром оно лежало нетронутым — ждет счастливая семейная жизнь. И наоборот. Перекидывали сапог через дом (куда покажет носок — туда поведет жених). С закрытыми глазами считали в плетне колышки и потом определялись: какой на вид будет жених — молодец или вдовец, стройный, богатый или бездельник. На улице узнавали имя суженого у первого встречного. Если пробежит пес, муж может быть злым, овца — к спокойной семейной жизни. Под подушку перед сном клали гребени, чтобы «суженый-ряженый пришел чесать голову».
В канун Нового года традиционно гадали. Поведение коровы указывало, какое будет лето: животное лежало — сухое, а стояло — дождливое. В праздник связывали веревками ножки стола, чтобы были пары. На Полесье проводили Щедрый вечер со второй кутьей, Маланкой и «щедрухой»: пели щедривки, делали предсказания. Хозяин выходил в садик и топором (или кочергой) стучал по деревьям, которые не давали урожай, а хозяйка перевязывала ствол соломенным жгутом, приговаривая: «Грушечко, дай грушок мішок, щоб ти була щедрою, як той Щедрий вечір». А возле неплодородных деревьев высыпали мусор, который собрали с Рождества («чтобы не вынести и своей доли»). А потом могли ссыпать на одну кучу в саду, даже поджечь, а дымом от костра окуривали деревья, «чтобы лучше родили». Смотрели и на тыквы: если в хорошем состоянии долежали до Щедрого вечера, то уродят и летом. Об урожае льна узнавали по длине соломинок, которые вытаскивали из-под скатерти: если попадется длинная, то лен уродит (будет тогда ткань, масло и прочее). По длине льняной соломинки, которую вытаскивали все члены семьи, каждый определял и продолжительность своей жизни… Также проводилось и земледельческое гадание во дворе: на ночь оставляли пучки зерновых и смотрели, что покроется инеем, — ту культуру и посеют весной.
Новогодние приметы
Замечали: какой первый день Нового года, таким будет и весь год. На Новый год определяли урожайность: если тихая и ясная ночь — удачная погода для всех культур; яркие звезды на небе указывали на грибной год и урожай гороха; если тепло, то летом будет дождь; солнце выйдет — уродит фрукты; если снег пойдет — гречки много будет; сильный мороз со снегом — жди хлеба в изобилии; если на деревьях много инея — к удачному медосбору и урожаю зерновых. Если на Меланку оттепель — к теплому лету: какая Меланка, такие летные Петр с Павлом…
Люди верили, что в новогоднюю ночь можно услышать голос Нового и Старого года. Поэтому прислушивались: звуки указывали, с чем нужно прощаться, а что остается. Нельзя было проспать новогоднюю ночь, чтобы сохранить гармоничное состояние. Также считалось, что в это время, когда открывается небо, Бог услышит все просьбы.
Ранее этнограф Нина Главацкая рассказывала о традициях Святого Вечера перед Рождеством, о запретах и верованиях для удачного года.
487Читайте нас в Facebook