ПОИСК
Общество и люди

Голодная кутья, купание в «иордани» и гадание на суженого: что надо сделать во Второй Сочельник и на Крещение, чтобы весь год быть здоровым

19:25 5 января 2025
Крещение
Святки (от «святить» или прославлять Иисуса Христа) продолжались от Рождественского Сочельника до Крещения, которое теперь по новоюлианскому календарю приходится на 6 января. Этот праздник завершает зимне-рождественский цикл. А накануне, 5 января, наступал Второй сочельник.

В это время принято придерживаться определенных традиций, которые передаются из поколения в поколение. Какие интересные обычаи и обряды существовали в Украине на Крещение, напомнила читателям «ФАКТОВ» Лариса Полуянова, этнограф, научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (в Пирогово).

Перед вечерним застольем каждый должен был выпить освященной воды

— К концу Святок, 6 января, приходит один из величественных христианских праздников, посвященный Крещению Господнему, — отмечает Лариса Полуянова. — На Крещение освящали водоемы, купели, люди набирали святую воду, постепенно начинали подготовку к зимнему свадебному сезону. Долгое время у нас Крещение праздновали 19 января по григорианскому календарю. После того как Православная Церковь Украины вернулась к новоюлианскому календарю, Крещение приходится на 6 января. А накануне, 5 января, христиане отмечают Крещенский Сочельник (или Голодная кутья, Голодный вечер).

На Второй Сочельник (первый был перед Рождеством), или Крещенский Сочельник, готовится голодная кутья (варили ее без масла и сыра), наступает короткий пост без обильного застолья. Целый день люди могли поститься, а перед вечерним застольем каждый должен был выпить по ложке освященной воды. Кроме кутьи выставляли узвар, постные капустник и голубцы, овсяный кисель, вареники с капустой, гречкой, черникой, сливой, тушеную капусту, толченики из рыбы, печеный картофель, пирожки с маком, вареный и колотый горох. После ужина все ложки клали в миску, а сверху — хлеб, чтобы дождаться урожая.

После ужина дети «прогоняли кутью», во дворе били палками об угол хаты, приговаривая: «Тікай, кутя, із покуття, а узвар — іди на базар, паляниці, лишайтеся на полиці, а дідух — на теплий дух, щоб покинути кожух!» Хозяин дома после ужина выходил с кутей во двор и «звал мороз» на кутью: «Морозе, морозе, йди до нас вечеряти, та не морозь наших коней, биків, курей, свиней, жита і пшениці!»

РЕКЛАМА

Праздник пришел к нам с христианством и его называют Крещение Господне, Крещение, Водосвятие, Иордан. Это период, когда люди вспоминают о крещении Иоанном Предтечей (Иоанном Крестителем) 30-летнего Иисуса в реке Иордан (на переправе «Вифавара»). Когда Иисус выходил из воды, небеса разверзлись, и на Его плечо опустился голубь — Святой Дух, указавший на Сына Божия. Люди увидели, что Бог в этот день явился в трех ипостасях. Поэтому праздник называют еще Богоявлением. А своим крещением Иисус подчеркнул, что не выше людей, а все равны перед Богом. После Крещения Спаситель освятил воду реки Иордан и положил начало одному из семи главных церковных таинств — крещению, через которое человек будто заново рождается. Праздник Крещения или Богоявления показывает: важен даже не тот день, в который Христос родился, а в который он крестился и освятил воду. В Крещенский Сочельник в храмах проводят церковную службу с водосвятием (воду освящают и в другие значительные церковные праздники).

На иконе из фонда музейных экспонатов в Пирогово изображен эпизод крещения Иисуса Иоанном Крестителем

РЕКЛАМА

Крещение вобрало языческие и христианские обряды, а ключевое место среди них занимали обычаи, связанные с водой. С давних времен известны обряды обливания, собирания росы. Наши предки во время празднеств надевали маски и купались, чтобы грехи смыть. А в период христианства этот обычай превратился во вхождение в иорданскую купель. Еще в дохристианские времена жрецы освящали воду, которая после «рождения» Солнца набиралась целительной силы. Чтобы ее усилить, на воде жезлами-трезубцами рисовали невидимые рунические знаки (оттуда и поговорка: «Будто по воде вилами писано»). В такой воде человек оздоравливался и даже не простужался.

Обрядовые действия, связанные с освящением воды, проводили в Крещенский вечер внутри церкви, на следующий день — на водоеме. В семье все должны были испить освященной воды, люди пытались сделать ее запасы, принести в дом, чтобы все покропить — скот, подворье. На Крещение вода из любого источника считалась святой, но именно «вечерняя», освященная на Голодную кутью, считается самой сильной (она получает целебные качества, которые не теряются в течение года). Люди набирали из проруби воду, которую считали универсальным средством защиты. В каждом доме под образами держали бутылочку с иорданской водой. В народе также верили, что защитной силой от напастей обладает и свеча, которую вместе со святой водой домой приносили со службы в Крещенский Сочельник.

РЕКЛАМА

А девушки наперегонки бежали набрать воды и как можно быстрее возвращались, потому что кто первой успеет добежать, первой и замуж пойдет.

На Голодную кутью или на следующий день «сжигали зиму»

Приготовление к крещенским действам проводили заранее, готовя на водоемах специальные проруби, которые называют «иордань». Там во льду вырубали (или пилами вырезали) крест, обливали красной краской или свекольным квасом. Изо льда возводили и престол, создавали «царские врата» — арку из елочных или сосновых веток. Под крестом в ямке заливали и замораживали гроздья калины, рядом заливали красный сок в канавки. У ледового креста после праздничного богослужения священник погружал в воду серебряный крест и три раза с молитвами совершал магические действия освящения.

на водоемах специальные проруби, которые называют «иордань»

В западных регионах освящение совершалось и крестом, и огнем с помощью горящей свечи-троицы (готовили их из воска еще до Богоявления). Во время освящения воды выпускали голубей, словно повторяя появление Святого Духа в момент крещения Иисуса.

Воду освящали также с помощью огня, используя свечу-троицу

Люди считали, что святая вода с магическими свойствами может отгонять злых духов, дарить выздоровление, поэтому хозяева все вокруг себя кропили водой: семью, дом с мебелью, конюшни, рисовали водные кресты на стенах, окнах, дверях. В западных и некоторых центральных регионах на стекла окон вывешивали сплетенные из соломы крестики. Кое-где на западе страны крестики из воска опускали в бутылки, банки со святой водой.

— Некоторые люди купаются в проруби и делают это с первой звездой уже с вечера, накануне Крещения, или на следующий день, 6 января, после утренней службы и обряда освящения воды, — продолжает Лариса Полуянова. — На украинских этнических землях купание в водоемах на Крещение получило популярность в XX —XXI вв. До того люди могли на праздник максимум умыться или осторожно войти в прорубь и быстро выйти. По свидетельствам исследователей народных традиций, в воду прыгали только самые отчаянные.

Этноведы отмечали, что погружение в иорданскую прорубь таких смельчаков замечено в центральных и восточных областях страны, также фиксировали купание в проруби на Волыни, Подолье, Среднем Поднепровье, Закарпатье и Буковине. Обряды отличались на этих территориях в зависимости от местных традиций. Выполнялось ритуальное погружение или купались в проруби только больные, другие могли постоять в воде по колено, обмыть части тела. Погружение в ледяную воду с последующим угощением у водоема и употреблением алкоголя точно не одобрялось. Такое проявление религиозности осуждают и церковники. Специалисты советуют не рисковать и соблюдать определенные правила безопасности, а лучше перед нырянием в купель посоветоваться с врачом. Те, кто заботятся о своем здоровье, должны погружаться в обустроенных купальнях под наблюдением медиков и спасателей, не нырять с головой, заходить в воду постепенно и находиться там максимум секунд 10. Перед купанием нужно сделать разминку, не употреблять алкоголь. После выхода из воды следует хорошо растереться полотенцем и переодеться в сухую одежду, выпить чаю.

На Голодную кутью или на следующий день на праздник «сжигали зиму» — вынесенного из дома Дидуха. Золу высыпали на лед, в воду или на огород (чтобы огурцы родили). А женщины, например, верили в магические качества пепла из печи: если потрясти им в углу возле печи, муж будет щедрым к теще. Собирали и топили крещенский снег, а воду эту хранили и использовали от болезней, добавляли понемногу в пищу лошадям, курам, чтобы были здоровы.

Хлеборобы гадали на урожай, а девушки — на судьбу и замужество

6 января перед завтраком члены семьи выпивали по глотку святой воды. Наливали ее и в миску с серебряными монетами, коралловым ожерельем, могли добавить туда пучок калины, чтобы девушки умывались и были красивыми и румяными. А умывая детей водой из проруби, родители приговаривали: «Щоб очі добре бачили, вуха добре чули гарні новини, а голова була мудрою». После обеда девушки могли пойти и к реке, чтобы умыться иорданской водой — «на вроду та здоров’я». Парни в это время могли шутить, подталкивая девушек к проруби, чтобы облить. Рыбаки опускали в водоем край сетки, так обеспечивая будущие уловы. Хозяева иногда лошадей поили из водоема, чтобы «хвороби не боялися та були міцними».

На Крещенский Сочельник, после обряда водосвятия, исполнялся еще один — праздничные гадания. Хлеборобы загадывали на урожай, а девушки — на судьбу и замужество. Еще кое-где в последний раз ходили колядники (а в западных регионах щедровали), пели величальные песни хозяевам хат, за что получали гостинцы и деньги. Ребята часто щедровали под окнами девушек на выданье. Девушки гадали на суженого, а еще делали привороты (используя воду и снег, которые якобы имели чудодейственную силу). Для гаданий использовали хлеб, ленты. Брали их из горшка с закрытыми глазами: если лента попадется, следует ждать сватов, а хлеб — со свадьбой надо еще подождать. Гадали и на спичках, которые втыкали в коробку, поджигали и смотрели: если склоняются друг к другу, то пара не распадется, а разойдутся, то общей жизни не будет.

Еще одна из традиций Крещения — стрельба пустыми патронами, что ставило точку в Святках. После освящения воды крестьяне из охотничьих ружей «расстреливали Коляду», чтобы ускорить приход весны, потому что «Тріщи не тріщи, а вже минають Водохрещі«…

После Крещения начиналась пора свадеб, на праздник проводили обряд выбора невест. Нарядная молодежь из соседних сел собиралась на водосвятие и праздничную службу. парни и девушки присматривались друг к другу, а смотрины проводили уже после обеда. Девушки становились недалеко от проруби или у церковной ограды, а парни ходили между ними. «Рассматривали» девушек и их родители. После Крещения могли свататься и жениться — наступал свадебный сезон, поэтому и щедривки имели более свадебное содержание.

До сих пор живы некоторые верования, которые вписались в быт людей. Ребенок, крещенный 6 января, станет счастливым. А когда священник опускает крест в прорубь, из реки выпрыгивает нечистая сила и гуляет до тех пор, пока какая-то женщина не выстирает в реке белье — так что в течение недели после Крещения нельзя было полоскать белье, «щоб нечистий не причепився». На праздники не рекомендовалось давать или брать взаймы, ходить утром по домам, шить, рубить, только можно по хозяйству хлопотать.

На Крещение шумно проводили время: ребята «учили молодых коней» и кропили их водой, чтобы были послушными, в западных областях катались на больших санях. Местами устраивали бои, когда ватаги парней из соседних сел мерялись силой (победителям отдавали крест возле иорданской купели). Из развлечений использовали «хургало» на льду (к конструкции веревками привязывали сани и раскручивали с бешеной скоростью).

Наблюдая за проявлениями погоды, люди особую надежду возлагали на приметы, указывающие на урожайный год:

  • если погода снежная и пасмурная, иней, то ждать плодородного года; если облачно, хлеба будет достаточно; если пойдет лапатый снег — к урожайному году;
  • снег утром — на богатую раннюю гречку, днем — на среднюю, а вечером — на позднюю;
  • во время освящения воды пойдет снег, то будут роиться пчелиные рои, колоситься хлеба;
  • если была метель, то в конце апреля жди метели;
  • день теплый — хлеб будет темный (потемнеют колосья);
  • холодная и ясная погода предвещала засушливое лето;
  • ясный день — к неурожаю.
  • полнолуние указывало на весеннее полноводие;
  • небо усыпано звездами — к урожаю орехов и ягод;
  • если день солнечный и теплый, то такая погода будет длиться несколько недель.
  • пошел дождь — будет дождь до конца месяца.

Тем временем столичные власти просят на Крещение воздержаться от массовых собраний и мероприятий, а соблюдать меры безопасности и ограничения, действующие в условиях военного положения.

КП «Плесо» для обеспечения общественной безопасности на территории Киева 6 января организует дежурство спасателей и медицинское сопровождение на 12 локациях: озере Вербном, острове Оболонском, пляжах «Детский», «Венеция», «Центральный», «Тельбин», «Троещина», «Радуга», «Пуща-Водица», «Наталка», «Галерный», «Радуга». На острове Оболонском и городском пляже «Детский» будут работать представители муниципальной охраны.

КП «Киевский метрополитен» информирует, что на станции метро «Гидропарк» временно откроют вестибюль № 2 (в направлении станции «Левобережная»). Он будет работать 6 января с 10:00 до 17:00. В то же время вестибюль № 1 будет функционировать в обычном режиме — с 05:39 до 22:34.

Также напомним, что 22 января по новому церковному календарю в Украине отмечают день памяти святого апостола Тимофея (в народе Тимофея-полузимника).

А 2 февраля — один из 12 древнейших и важнейших христианских праздников Сретения Господня.

407

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров