ПОИСК
Общество и люди

Прогоняли кутью, сжигали Дидух, освящали воду: традиции, запреты и новая дата празднования Крещения

19:45 5 января 2024
Крещение, освящение воды

Зимние Святки (от слова святить, прославлять Иисуса Христа) проходят от Рождественского Сочельника до Крещенского Сочельника (5 января). В народе долгое время встречали Старый Новый год с 13 на 14 января, а праздник Крещение аж 19 января. С переходом ПЦУ на новоюлианский календарь в Украине 25 декабря уже отпраздновали Рождество, а завершает зимне-рождественский цикл праздник Крещения. Он известен интересными традициями, которые бытовали в украинских регионах и о которых рассказала «ФАКТАМ» этнограф, старший научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово) Нина Главацкая.

- У славян один из больших церковных праздников, который приходится на конец Святок и посвящается Крещению Господнему, называют по-разному: Крещение, Иордан, Ардан, Водощи, Богоявление, — начинает рассказ Нина Главацкая. — Это один из важнейших в году православных праздников — третий и завершающий в рождественско-новогоднем цикле. В это торжество вспоминают о крещении Иоанном Крестителем Иисуса Христа в реке Иордан (на переправе «Вифавара») и его явление народу как Спасителя и Мессии. По новоюлианскому христианскому календарю православные и греко-католики отмечают теперь Крещение на 13 дней раньше — 6 января.

По библейским рассказам, Иисус Христос в 30 лет принял крещение в реке Иордан. Во время этого процесса раздался голос Бога-Отца: «Ты еси Сын мой возлюбленный, в тебе — мое благоволение», на Иисуса с неба сошел Святой Дух в виде голубя. Поэтому праздник называют еще Богоявлением. Верующие считают, что Бог в этот день явился в трех ипостасях.

Икона Богоявления (из фонда музея в Пирогово)

РЕКЛАМА

Традиционные обряды и блюда Крещения Господня

Вечер перед Богоявлением называли Голодной кутьей (готовили кутью, постные блюда). Традиционно наступал Второй Сочельник — Крещенский. В течение дня накануне Крещения соблюдали пост, еду на вечерний стол выставляли не такую разнообразную, как на Богатую или Щедрую кутью. Чаще всего это были похлебка, печеная картошка, кутья (приправленная маком и медом), пирожки с маком, вареники с капустой, гречкой, черникой, сливой, жареная рыба, капустняк, вареный и колотый горох, соленые грибочки, заготовленные овощи (а сейчас можно приготовить блюда из разнообразных свежих или замороженных овощей). Готовя пироги, хозяйка рукой с остатками теста (от замеса) шла перевязывать соломой яблони в саду, приговаривая: «Щоб на той рік родили яблука такі добрі, як це тісто».

РЕКЛАМА

После ужина брались прогонять Кутью. На дворе дети макогонами или палками молотили притолоки дома, били по ведрам или воротам, приговаривая: «Іди, кутя, з покуття, а узвар — на базар, паляниці лишайтеся на полицях, а Дідух, іди на теплий дух, щоб ми зняли кожух». Сжигая Дидуха, способствовали возвращению душ предков (которые все Святки как будто были рядом) «у вирій-рай, сонячний край» — в потусторонний мир. А еще здесь прослеживается такой важный мотив поддержки природных циклов: символически сжигали зиму. Ведь сноп отдал зерно, которое прорастет, а в соломе уже нет силы, поэтому ее сжигают, подчеркивая существование круговорота жизни в природе, веру в обновление и предоставление пространства живому.

- Крещение вобрало как языческие, так и христианские обряды, а ключевое место среди них занимали обычаи, связанные с водой, — рассказывает этнограф о главном обряде праздника. — На Богоявление освящали утром воду — она является символом праздника. Христиане верят, что освященная на Крещение вода целебна, и ее можно долго хранить. А наибольшую силу все же имеет вода, освященная именно 5 января — на Крещенский Сочельник. Такую воду могли набирать после вечерней службы и из церкви нести в дом, чтобы все покропить. Воду можно набрать из обычного источника, ведь, по преданию, в ночь на Крещение она получает сильные оздоравливающие качества и не теряет их целый год. По легендам, ночью вода в реках волнуется. Некоторые отважные ходили в полночь наблюдать это явление и набирали водички. Кто-то запасался водой на следующий день, 6 января, после того, как утром побывал на церковном обряде освящения воды. А девушки набирали ее и бегом возвращались домой — кто доберется до дома первой, и первой замуж выйдет.

Всегда в каждом доме под образами в течение года обязательно стояла бутылочка с иорданской водой. Считается, благодаря опусканию в воду серебряного креста она ионизируется, никогда не «застаивается» и долго остается пригодной к употреблению. А священники акцентируют внимание на том, что святая вода приносила пользу, если чистые мысли и поступки.

РЕКЛАМА

Обряд освящения воды

Зимы в древности были морозными, водоемы покрывались толстым льдом. Освящение воды проводили под открытым небом в специально пробитых прорубях, которые называют «иордань». Накануне Крещения на реках, озерах или прудах вырубали большой крест изо льда — это непростой процесс. Из льда в древности делали и престол. Умельцы возводили целые замки, другие сооружения, необходимые для водоосвящения. Эту праздничную композицию украшали еловыми ветвями в виде арки — «царские врата». На Полесье, Полтавщине конструкцию поливали свекольным квасом и на праздник крест делался красным (под ним размещали гроздья калины, заливали их и замораживали). На крест вешали полотенца, ветви, ленты. Рядом делались канавки, в которые тоже заливали красный сок.

Обряд освящения воды проводили возле водоема, где по древнему обычаю устанавливали крест и обливали его свекольным соком (фото из архива музея в Пирогово)

6 января после утреннего богослужения в храме процессия направлялась к водоему. Впереди несли деревянный крест, пел хор, потом шел священник, а за ним народ (шли молодые и старые с бутылками и кувшинами для воды), ребята несли голубей, а охотники — ружья. С Гетманщины жила старинная казацкая традиция: мужчины ехали на лошадях и останавливались на льду кругом, а издалека он красиво вырисовывался на белом фоне.

Во время процессии к водоему знающие люди наблюдали: если перед хоругвями пролетят воробьи — впереди несчастливый год для детей, если грачи — для молодежи неурядицы, а гуси появятся — старые люди будут болеть, а то и умрут.

Возле реки или озера после второй службы священник погружал в воду (в прорубь, иордань) серебряный крест под пение «Во Йордані хрестився ти, Господи…», и вода считалась освященной. Бытовало верование: когда крест опускали в воду, оттуда выпрыгивала нечистая сила (и впоследствии погибала). Так люди пытались объяснить, почему вода приобретает магические целебные свойства. Во многих местностях с погружением креста в воду мужчины стреляли из ружей, как будто убивая вызванную силой этого креста нечисть, которая ищет спасения в пространстве. Неистовая стрельба после освящения воды также ставила точку в Святках — «расстреливали Коляду», чтобы немного ускорить приход теплой весны. Потому что говорили в народе: «Тріщи-не тріщи, а вже минають Водохрещі». В это время из толпы подростков, стоящих за стрелками, выпускали голубей, которые символизируют появление Святого Духа в момент крещения Иисуса. В народе верили, что злая сила, выпрыгивающая из воды, остается на земле до тех пор, пока кто-то из женщин не начнет стирать белье — тогда вода теряет силу. Поэтому старшие женщины запрещали дочерям ходить стирать к водоему еще неделю после Иордана (в некоторых регионах запрет действовал еще три недели после праздника). Было еще простое объяснение — освященную воду грех пачкать.

Освящали воду не только с помощью креста, но и огня — горящих свечей-Троиц. Верующим очень важно было приготовить к Богоявлению такую свечу-Троицу (а могли нести с собой просто три свечи в тройном подсвечнике), которую делали из воска (украшали лентами, бусами, цветами, калиной, перевязывали платком). Зажженные в церкви свечи верующие святили у водоема (гасили в проруби и приносили домой). Эти свечи держали возле икон и в ключевые моменты их зажигали (отводили гром, опасность).

Воду освящали также с помощью огня, используя свечу-Троицу (из фотоархива музея в Пирогово)

Обычаи празднования

- Люди набирали из проруби воду, которую считали универсальным средством защиты, — разъясняет Нина Главацкая. — К прорубям приходили с сосудами, а иногда и с ведрами (приезжали телегами, лошадей тоже поили и кропили водой, чтобы «хвороби не боялися та були міцнішими»), также люди прислонялись к ледяному кресту. Девушки в момент окунания креста пытались умыться освященной водой (или уже дома проводили этот ритуал, бросая в воду гроздья калины или бусы). Рыбаки опускали в водоем край сети, что обеспечивало бы будущие уловы. Парни могли подтолкнуть девушек к проруби и шутя их облить. В праздник детей умывали, приговаривая: «Щоб очі добре бачили, вуха добре чули гарні новини, а голова була мудрою».

Ритуальное купание

Ритуальное купание существовало еще с дохристианских времен. Наши предки во время праздников и игрищ переодевались, надевали маски и потом купались, чтобы смыть свои грехи. А уже в период христианства этот обычай превратился в вхождение в Иорданскую купель. Существовало верование, что в рождественские праздники граница между мирами людей и потустороннего мира становится тонкой, и души предков наведывались в это время в наш мир. Ряженые за масками временно прятали свои человеческие черты и считались гостями из другого мира — гонцами, от которых зависело благосостояние и здоровье в следующем году. И когда заканчивались праздники, то ряженые должны были вернуть человеческий облик, поэтому существовало ритуальное купание. Окунались и так проходило очищение (похожие обряды проводили на Щедрый вечер при купании ряженых маланкарей, а на Новый Год очищение огнем происходило во время сжигания рождественского сена). Такой ритуал дольше всего сохранялся на Буковине и в Приднепровье.

Иорданской воде приписывали сильные целебные свойства, поэтому купались в проруби по традиции только больные, а остальные могли постоять в воде по колено, обмыть части тела. Обычно некоторые смельчаки окунались с профилактической целью. Максимум, что люди могли на праздник, так умыться или осторожно войти в прорубь, быстро выскочить и одеться, чтобы не простудиться. Массовых купаний не происходило.

Купание, которое связано с моржеванием, скорее, это приобретение советского периода. Как свидетельствуют исследователи обычаев, в некоторых местах в студеную воду купались только смельчаки. Эта традиция нашла продолжение и особенно распространилась в ХХ-ХХI вв. Считается, что такая процедура очищает душу и дарит здоровье. Обычай существует в Украине и некоторых православных странах. А специалисты советуют все же не рисковать и соблюдать правила безопасности и рекомендации врачей по купанию в холодной воде.

Магические свойства освященной воды

К магическим свойствам святой воды люди относили ее способность отгонять от дома злых духов, дарить выздоровление от различных болезней. Поэтому 6 января после похода на водоем, перед застольем, отец брал пучок пахучего зелья, погружал его в святую воду и все кропил в хозяйстве: семью, помещения, деревья, скот. На Полесье иногда считали, что нельзя кропить свиней, потому что «родилось — не милось, зросло — не хрестилось, після смерті ославилось» (на Рождество и Пасху готовят печеного поросенка). Мелом ставили кресты на дверях, балке, поставцах, образах (на западной Украине лепили крестики из воска и опускали в бутылки, банки со святой водой). Перед завтраком в семье все пили понемногу принесенной святой воды.

Веселье и развлечения празднований

- На Крещение, как заснежит, то запрягали лошадей и громко проводили время, — продолжает Нина Главацкая. — А еще ребята «учили лошадей» — ездили на молодых лошадях до тех пор, пока они не покрывались потом, тогда кропили их водой, чтобы были послушными. А в западных областях катались на санях-гринджолах (большие). Местами устраивали мальчишеские бои, когда ватаги из соседних сел (или из разных улиц одного села) собирались помериться силами. Победители получали «Крещенский орден» — крест возле иорданской купели, который вырубали к празднику. Среди развлечений использовали «хургало» на льду (изготавливали из колеса и палок, к которым крепили веревки и привязывали сани). Эта «карусель» могла крутиться с бешеной скоростью.

В праздник еще колядовали, выполняя: «Ой, на річці на Йордані золотий хрест вишиваний. Злетілися Ангелоньки, взяли Христа на крилоньки, понесли до церковці, поставили на престолці»… А еще величали хозяина, желая ему счастья-согласия: «Гей, пане господарю, в тебе в дворі як у раю: в тебе верби груші родять, в тебе дочки в золоті ходять, сини в царя служать і царевичку собі дружать, царя дочку заручили та й додому пригостили; в тебе воли половії, в тебе плуги золотії, двори все кедровії, столи калиновії». Глава группы колядников, которые получали в награду деньги на церковь, благодарил хозяина: «Як ви казали, щоб так і сталося і вам, і нам, цьому щасливому двору, всьому люду. Най вам святиться, веселиться свята Іорданськая водиця як в рік і від року в рік і на цілий рік. Дай, Боже».

После Крещения могли свататься и жениться — наступал свадебный сезон, поэтому колядки имели больше свадебный смысл. В Святки все время загадывали на здоровье, и некоторые действия с древности вписались в быт. Было принято, если ребенок родился в ноябре-декабре, то следовало окрестить малыша до Крещения — чтобы весь век был здоров: «до Йордану рождений, перед Йорданом хрещений буде самим Хрестом благословенний».

Запреты и приметы

Существовали предостережения, которых придерживались на праздник: не стирать, не давать или брать в долг, не ходить утром по домам, не шить, не рубить, только можно по хозяйству возиться (например, покормить и присмотреть за скотом). Даже весь инвентарь на праздник прятали где-то подальше, чтобы не соблазнял на работу. А после Святок уже заносили снова в дом. До Иордана (еще с неделю или больше после праздника) нельзя было стирать в водоеме, «щоб нечистий не причепився». Если не сожгли Дидух на Голодную кутью, то делали это на следующий день. Пепел после рождественских праздников не хранили ни во дворе, ни в доме (чтобы не было пожара), а вечером на Крещение его выносили на лед, воду.

На Крещение следили за погодными приметами, потому что от них зависел весь следующий год:

  • деревья покрыты инеем, то весной следует сеять яровую пшеницу — уродится, как роща;
  • ясная и морозная погода — лето будет жарким и сухим;
  • метель — в апреле тоже будет метель;
  • как день будет теплый, то следует ждать много хлеба;
  • снегопад обещал щедрый урожай;
  • солнечный день предвещал, что такая погода еще продержится несколько недель;
  • выдался солнечный день — хлеб будет чистый, а пасмурный — то колос будет темнеть;
  • если на небе много звезд, то это к урожаю орехов и ягод;
  • если во время освящения воды идет снег, то пчелиные рои будут хорошо роиться, будут колоситься хлеба.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о народных обычаях, обрядах и приметах, связанных с Крещением.

582

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров