Приобретя через интернет или по телефону товар, покупатель имеет право вернуть его продавцу в течение двух недель
Сегодня для того чтобы сделать покупку, уже не обязательно идти в магазин. Телевизор, радио, Интернет, почтовые каталоги наперебой предлагают приобретать товары, не выходя из дому. Достаточно сделать заказ — и нужная вещь будет доставлена к вашему порогу. К тому же зачастую в интернет-магазинах цены оказываются ниже, чем в обычных торговых точках.
Правда, иногда выясняется, что приобретенный заочно товар не отличается высоким качеством, а то и вовсе не тот, за который его выдают. В прессе, например, неоднократно писали, что широко рекламируемое «лекарство от всех болезней» может быть всего-навсего пищевой добавкой, имеющей только санитарный сертификат, который подтверждает, что ее можно принимать внутрь.
Более того, убедившись, что деньги потрачены зря, потребитель, как правило, не может защитить свои права, потому что претензии просто некому предъявить: фирмы, торгующие подобными товарами, обычно предусмотрительно не оставляют покупателю координат, по которым их можно найти.
К тому же закон до сих пор отдельно не регулировал правила торговли, осуществляемой на расстоянии. Поэтому найти управу на продавцов, пользующихся анонимностью для нарушения прав покупателей, чаще всего не удавалось.
Продавец обязан сообщить покупателю свой адрес, характеристики и цену товара, гарантийные обязательства и порядок расторжения договора
Новый Закон «О защите прав потребителей», вступивший в силу в нынешнем году, в числе многих других вопросов, урегулировал и торговлю на расстоянии. Рассказать об этом «ФАКТЫ» попросили заместителя директора департамента — начальника отдела потребительской политики Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики Сергея Литвиненко.
- Какие виды сделок подпадают под действие закона?
- Все договоры, заключенные на расстоянии при помощи любых технических средств, за исключением:
операций с недвижимым имуществом, кроме аренды;
операций с ценными бумагами;
финансовых услуг;
продажи товаров торговыми автоматами;
телекоммуникационных услуг;
сделок, заключенных на аукционе, в том случае, если участие в нем возможно и без использования средств дистанционной связи.
- Одним из главных требований Закона «О защите прав потребителей» является предоставление покупателю всей необходимой информации о товаре и заключаемом договоре. Причем данные должны даваться в письменном виде. Однако если распространить эту норму и на покупки на расстоянии, то их смысл потеряется. Зачем приобретать какую-то вещь при помощи Интернета или телефона, если все равно потом придется встречаться с продавцом, чтоб получить бумагу с информацией?
- Для договоров, заключаемых на расстоянии, требование о предоставлении полной информации также существует. Эти сведения могут быть даны в любой форме. А для того, чтобы исключить недобросовестные приемы, когда продавцы размещают данные таким образом, чтобы потребители по возможности меньше с ними знакомились (часто сведения печатаются где-нибудь сбоку шрифтом, который почти невозможно прочесть), в законе существует специальное положение. Факт получения такой информации должен быть официально подтвержден либо в письменной форме, либо электронным письмом.
Подтверждение является очень важным документом, поскольку именно оно свидетельствует о том, что сделка была совершена законно и продавец выполнил все требования закона. Если подтверждения нет, то это уже само по себе является нарушением прав потребителя, тогда продавца можно привлекать к ответственности. То есть реализатор обязан не только предоставить покупателю все необходимые сведения, но и получить документ о том, что тот с ними ознакомился.
Правда, есть случаи, когда подтверждение не требуется. К примеру, если речь идет об услугах, предоставляемых при помощи дистанционной связи и оплачиваемых через оператора телекоммуникационных услуг. Это положение закона распространяется, в частности, на популярные ныне услуги по закачке в мобильные телефоны мелодий, игр и картинок.
- Какая именно информация должна предоставляться потребителю?
- Сообщение продавца обязательно должно содержать:
наименование продавца (исполнителя услуг), его адрес и порядок предъявления претензий в том случае, если потребитель окажется недоволен;
основные характеристики товара;
цену, включая плату за доставку, и условия оплаты;
гарантийные обязательства и прочие услуги, связанные с содержанием или ремонтом продукции;
другие условия поставки или выполнения договора;
минимальную продолжительность договора, если он предусматривает периодические поставки продукции или услуг;
стоимость телекоммуникационных услуг, если она отличается от предельного тарифа (то есть если потребителю предлагают позвонить по телефону, чтобы получить некие услуги, например, те же мелодии, справочную информацию или проголосовать в какой-нибудь викторине, и это стоит денег, то он должен знать, что такой звонок обойдется ему дороже обычного);
порядок расторжения договора.
В случае, если информация не была доставлена потребителю, вину за это несет продавец.
- Каким образом можно вернуть не подошедший товар продавцу?
- В общем-то, так же, как и при любой покупке товаров или услуг. Потребитель имеет право расторгнуть заключенный на расстоянии договор, сообщив продавцу о своем желании на протяжении 14 дней с момента, когда он подтвердил получение информации от продавца либо с момента получения или первой поставки товара.
При условии, когда подтверждения информации не требуется (я уже говорил, что закон предусматривает такие случаи), потребитель может расторгнуть договор в течение двух недель с момента его заключения.
В том случае, если человек приобрел не услугу, а некую вещь, то он может просто вернуть ее продавцу. Закон говорит, что возврат товара является свидетельством расторжения договора.
Если продавец не позаботился о том, чтобы в законном порядке получить от покупателя подтверждение получения информации о товаре или услуге, тогда срок, на протяжении которого потребитель имеет право расторгнуть договор, составляет девяносто дней с момента получения таких сведений или, при продаже материальных вещей, — с момента получения товара.
А если все же в течение трех месяцев продавец спохватится и получит от потребителя положенное по закону подтверждение, то договор может быть расторгнут в течение 14 дней со дня получения этого документа.
Покупатель не может возвратить
приобретенные кассеты и компакт-диски, если уже вскрыл их упаковку
- Некоторые потребители пользуются не совсем добросовестными приемами. Ну, к примеру, человек покупает диск с фильмом или игрой, копирует его, а затем несет продавцу с требованием принять вещь обратно.
- Естественно, продавцы не должны страдать из-за недобросовестности покупателей. Поэтому закон обусловливает целый ряд случаев, когда потребитель не может вернуть товар.
В частности, аудио- и видеокассеты, компакт-диски и другие носители информации, которые поставляются запечатанными, нельзя возвратить, если покупатель уже вскрыл упаковку.
Также не расторгается договор на доставку периодических изданий. Ведь невозможно снова продать прочитанные кем-то несвежие журналы и газеты.
Распространяется это правило и на лотереи и другие азартные игры. Нельзя, купив билет и убедившись, что он не выиграл, потребовать свои деньги обратно.
Расторжение договора невозможно еще в таких случаях:
предоставление услуги или поставка товара посредством электронных средств связи по согласию потребителя состоялись до окончания срока расторжения договора, о чем покупателю было сообщено в подтверждении информации;
цена товара или услуги зависит от котировок на финансовом рынке и не контролируется продавцом;
договор касается изготовления или переработки товара по заказу потребителя, то есть если товар не может быть продан другим лицам или может быть продан лишь с существенными финансовыми потерями для продавца.
- Существуют ли какие-то защитные меры от практики проволочек, которую очень часто применяют торговцы, реализующие свой товар посредством телефонных заказов или Интернета? Иногда приходится месяцами добиваться получения товара.
- Закон четко оговаривает, что продавец должен поставить товар на протяжении приемлемого для обеих сторон срока, но не позднее чем через 30 дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора.
- Однако товары и условия поставки бывают разные. Некоторые заказы невозможно выполнить за месяц.
- Указанные в законе сроки могут быть и превышены, но только по согласованию сторон. При этом в договоре купли-продажи должен указываться согласованный срок поставки, и продавец обязан этот срок выдержать.
- А если нужного товара вдруг не оказалось на складе?
- Если это произошло и создалась угроза невыполнения договора в установленные сроки, продавец обязан немедленно (но не позднее чем через 30 дней с момента заключения договора) сообщить об этом потребителю. И тогда стороны могут либо согласовать другие условия договора (поставка иного товара, продление сроков), либо расторгнуть его.
Если продавцу известно, что в поставках могут быть перебои, он имеет право использовать стандартное условие в договоре о возможности замены товара в случае его отсутствия другим. Такое условие будет считаться справедливым, если:
другой товар может быть использован в тех же целях, что и заказанный;
он обладает таким же или более высоким качеством;
его цена не превышает цену заказанного товара.
Информация о наличии в договоре такого условия должна входить в состав обязательных сведений, которые продавец сообщает покупателю до заключения договора. Поэтому во избежание неожиданностей покупателям, прежде чем делать окончательный заказ, рекомендуется внимательно изучить всю информацию, имеющую отношение к товару. Это позволит ему впоследствии эффективно защищать свои права.
429Читайте нас в Facebook