Коллекционер украинской антикварной книги андрей яловой: «в особой цене сегодня прижизненные издания писателей и книги в дорогих переплетах — кожаных с позолотой, инкрустированных расписной эмалью и самоцветами»
«Библиофила я предупредил: «Ни одной мысли вслух! Ты глухонемой!»
- Старинной книгой я увлекся лет десять назад, — рассказывает коллекционер из Днепродзержинска Андрей Яловой. — И сегодня моя коллекция насчитывает около двух тысяч экземпляров. Начало положил случай. Умер пожилой человек, и его дети занялись продажей дома. Понесли на помойку всякое старье: вышедшую из моды утварь, пожелтевшие от времени книги Другой человек не погнушался — достал эти книги из мусора и решил продать. Недорого — по паре гривен за килограмм. Всего макулатуры набралось килограммов 150. Чтобы вы себе представили: 15-метровая комната была завалена ими от пола до потолка!
- И вы решили все это купить?!
- В том-то и дело: поначалу решил. А потом подумал и засомневался. Пригласил к продавцу на «смотрины» опытного библиофила, чтобы он оценил, что стоит покупать, а что нет. Вручил ему карандаш и блокнот. И сказал: «Ни одной мысли вслух! Ты глухонемой! Только записывай и отмечай». Он листал книги, что-то записывал. Все шло по плану. Но вдруг у меня зазвонил мобильный телефон. Я вышел для разговора в коридор.
А мой эксперт не смог обуздать эмоций. «Это же историк украинского казачества, знаменитый Яворницкий! — объяснил продавцу. — Прижизненное издание, да еще с автографом Алексееву — владельцу самой большой библиотеки в Екатеринославе! Знаете картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»? Так вот: изображенный на ней писарь и есть Яворницкий, а запорожец напротив него — Алексеев».
У торговца книгами от этих слов заблестели глаза, задрожали руки. «Не продаю! Ничего не продаю!» — вдруг заявил он. Меня же словно током ударило: на эти два красных тома «Запорiжжя в залишках старовини ч переказах народу» я сразу же обратил внимание — еще до библиофила! В тот момент ко мне пришло осознание утраты.
- Надо полагать, с того момента ваша жизнь разделилась на «до» и «после»
- С того дня жизнь для меня превратилась в охоту — в охоту за раритетом. Книга переходила из рук в руки, а я неустанно отслеживал ее путь. Хотел купить, предлагал хорошие деньги. Но чем больше желал, тем яростнее было «сопротивление». Книга буквально «ускользала». Личность же Яворницкого завладела мною полностью и не на шутку. Я искал его произведения в библиотеках, читал запоем и знал о нем столько, сколько люди порою не знают о самых близких родственниках! Всматривался в его портреты, и мне казалось, что он очень похож на моего деда И вот эти два заветных тома у меня. Это они! Видите?
Я охотился за ними восемь лет! (Андрей Иванович прижимает к сердцу две книги в красных кожаных переплетах. — Авт. ) Результат был нулевой. Правда, все это время было ощущение: Яворницкий рядом, совсем рядом! Будто человек-невидимка, он «преследовал» меня. Хотите пример? Рига, промышленная выставка. Я в ней участвую в качестве предпринимателя. «Вы из Украины?» — подходит ко мне незнакомец. «Да». — «А на Украине горилку пьют?» — «Да». — «Так давайте выпьем!» Слово за слово, и оказывается, что мой собеседник дружит с художником, который лично(!) знал Яворницкого. Спустя некоторое время знакомлюсь с этим человеком, завязывается переписка. К одному из праздников он рисует для меня портрет Яворницкого по памяти
- Прямо мистика какая-то!
- Нет, мистика в другом. Не надеясь уже когда-нибудь стать владельцем раритета, я решил переиздать книгу. Нашел средства. Переиздал с авторскими поправками и дополнениями, которые Дмитрий Яворницкий подготовил для второго переиздания. Этот оригинальный текст хранился в коллекции днепропетровского библиофила профессора Анатолия Фоменко, который подарил его Днепропетровскому историческому музею. Сам Яворницкий не смог текст переиздать — не нашел мецената. И что вы думаете? Яворницкий будто бы отблагодарил меня. Книгу, о которой я мечтал на протяжении почти десятилетия, смог выменять на несколько других изданий.
«Придя к коллеге-коллекционеру будто бы с целью покупки книги, собиратель «нечаянно» уронил ее в огонь»
- Какая книга в вашей коллекции самая дорогая?
- У меня есть очень редкие экземпляры. Все знают о первопечатнике Иване Федорове. А в моем собрании имеется книга, напечатанная еще до его рождения! Сколько она может стоить, не берусь сказать. Ясно одно: такие книги будут дорожать с каждым годом, с каждым десятилетием
- В Украине проходят аукционы антикварных книг?
- Масштабы книжного антикварного рынка у нас намного меньше, чем, скажем, рынка живописи. Сегодня еще то время, когда раритеты можно найти за копейки. К примеру, недавно за три(!) гривни я приобрел книгу из личной библиотеки известного книгоиздателя XIX века Идзековского, владельца самой большой сети книжных магазинов в Киеве. За три гривни! За рубежом такое невозможно.
На днях на парижском аукционе «Друо» продана крупнейшая и ценнейшая библиотека Франции. 93-летний парижский антиквар Пьер Берез собирал ее около 80 лет. В ней были рукопись «Пармской обители» Стендаля, первое издание «Мадам Бовари», подаренное Гюставом Флобером Александру Дюма, автографы и дарственные надписи Пабло Пикассо. В поисках раритетов Берез изъездил Францию вдоль и поперек, покупал книги у владельцев старинных замков и в заброшенных деревенских домах. Покупал, не жалея средств. Сегодня библиотека Пьера Береза продана за 12 миллионов долларов!
В Европе антикварной книге знают цену. Чтобы повысить ее, известны случаи, когда «любители книги» шли даже на преступления! Например, зная, что в мире остались всего лишь два экземпляра старинной книги, выпущенной ограниченным тиражом, некий коллекционер приложил все усилия, чтобы уничтожить второй. Придя к коллеге-коллекционеру будто бы с целью покупки книги, расчетливый собиратель «нечаянно» уронил ее в огонь.
- Кстати, ваши книги застрахованы от воровства, пожара, потопа?
- Хорошая идея! Нужно подумать. Хотя, откровенно говоря, я не слышал, чтобы в Украине кто-то страховал книжные коллекции. Картины — да. Книги же (пожимает плечами. — Авт. )
- Но ведь есть книги не дешевле картин. Андрей Иванович, слышала, вы инициировали создание одной из первых в Украине переплетной мастерской, где попытаются возродить искусство изготовления ценных оправ. Что это за традиция?
- О, это интересная традиция! Среди коллекционеров антикварной книги выделяется так называемый переплетный сегмент. В особой цене сегодня прижизненные издания писателей и книги в дорогих переплетах — кожаных с позолотой, инкрустированных расписной эмалью и самоцветами. В дореволюционной России подобные переплеты изготавливались по заказу государей, крупнейших церковных деятелей, представителей высшей аристократии. Стоимость некоторых из них была равна заработку, скажем, купца средней руки за несколько десятилетий.
- И что, у вас уже есть заказчики на подобные шедевры?
- Конечно! Например, недавно один из клиентов принес на реставрацию книгу, изданную в 1848 году. В ней очень дорогой переплет — цельнокроеная кожа с золотым тиснением. Реставрация такой книги — почти ювелирная работа. Кроме того, сегодня возрождается мода на так называемые фамильные библиотеки, когда владелец книг «облачает» их в единого образца переплет. Как правило, такие переплеты делаются из кожи и украшаются вензелем хозяина, семейным гербом Стоимость переплета — 70-100 долларов. Но если учесть, что у многих заказчиков огромные библиотеки, где тысячи и десятки тысяч томов, можете посчитать, во что обходится такое удовольствие.
1615Читайте нас в Facebook