В результате первого террористического акта «хезболлы» в 1983 году погиб 241 морской пехотинец сша
Писателя Терри Уэйта держали в заложниках четыре года
«Хезболла» (в другой транскрипции «Хизбалла»), или Партия Аллаха была создана в 1982 году на территории Ливана наиболее радикальными членами экстремистской организации «Амаль». Раскол в ней был вызван вторжением Израиля в Ливан. Израильская армия начала тогда оккупацию с целью защиты своей территории от атак боевиков Организации освобождения Палестины (ООП), которые базировались в Южном Ливане. План принадлежал тогдашнему министру обороны Израиля Ариэлю Шарону. Военная операция принесла положительные плоды: боевики ООП, выбитые из приграничной зоны, были вынуждены уйти вглубь страны или вовсе покинуть Ливан. В стране создали новое правительство, в которое вошли представители так называемого Фронта национального спасения, объединившего в себе политические силы, стремившиеся к миру и стабилизации обстановки. В состав фронта вошла и значительная часть членов организации «Амаль». Однако один из ее лидеров Сайад Аббас Мусауи был категорически против подобных действий и призывал продолжать вооруженную борьбу с «израильскими оккупантами». Вместе со своими сторонниками он принялся создавать новую организацию, что нашло поддержку со стороны Ирана. В Ливан отправили около двух тысяч иранских революционных гвардейцев, которые обосновались в долине Бекаа. Они выполняли прямой приказ аятоллы Хомейни «помочь шиитским братьям в их сопротивлении израильским и западным оккупантам». Действиями иранских гвардейцев на месте руководил шейх Фадлалла Махаллати.
«Хезболла» заявила, что не признает Израиль как государство и считает, что он не имеет права на существование. Палестина была объявлена мусульманской землей, оккупированной неверными. Все, кто сотрудничал с Израилем, считались врагами. Организация долгие годы получала финансовую и вооруженную помощь из Ирана, а затем и Сирии. В качестве главного метода борьбы с этими врагами был избран терроризм.
Первый крупный теракт «Хезболла» осуществила уже в 1983 году. Член организации направил заминированный автомобиль на казармы в Бейруте, где были расквартированы американские морские пехотинцы. 241 военнослужащий погиб в результате мощного взрыва.
После этого наступило временное затишье. «Хезболла» занялась созданием своих баз в Ливане и в других странах (имеются сведения о существовании ее подразделений в Африке, Южной Америке, в нескольких европейских странах, включая Великобританию), параллельно напоминая о себе громкими похищениями иностранных граждан, в основном из западных государств. Одним из самых нашумевших было похищение английского правозащитника и писателя Терри Уэйта. Он прилетел в Ливан 12 января 1987 года по поручению архиепископа Кентерберийского вести переговоры об освобождении четырех британских заложников, в числе которых был журналист Джон Маккарти. Стало известно, что заложников удерживают боевики «Исламского джихада» (еще одно название, используемое лидерами «Хезболлы»). Террористы пошли на контакт с Уэйтом. Ему сообщили, что заложники больны, и предложили встретиться с ними, гарантировав при этом личную безопасность писателя. 20 января Уэйт дал свое согласие.
2 февраля встреча состоялась, но боевики нарушили слово и взяли в заложники парламентера. Терри Уэйт был освобожден только 17 ноября 1991 года, почти четыре года спустя.
Насралла возглавил Партию Аллаха, когда ему было всего 32 года
В 1992 году израильские спецслужбы провели успешную операцию по ликвидации лидера «Хезболлы» Мусауи. 16 февраля его «Мерседес» взорвали точным попаданием ракеты, выпущенной израильским вертолетом «Апач». Преемником Мусауи стал шейх Хассан Насралла, которому тогда было всего 32 года. Он родился в южной части Бейрута в семье бедного бакалейщика, у которого было девять детей. В 1975 году, когда в Ливане вспыхнула гражданская война, семья переехала в южную часть страны. Подростком Насралла оказался в Ираке, где поступил в шиитскую семинарию. Три года он изучал Коран и политику. Там познакомился с Мусауи. В 1978 году его выслали из Ирака, и он вернулся на родину, где включился в политическую жизнь Ливана. Он стал членом организации «Амаль» и вышел из нее вместе с Мусауи в 1982 году.
Гибель лидера «Хезболлы» Насралла воспринял как личную трагедию, поскольку был связан с Мусауи узами крепкой дружбы. Возглавив организацию, он поклялся отомстить Израилю. Террористическая деятельность «Хезболлы» снова активизировалась. Уже спустя несколько недель после физического устранения Мусауи неизвестный террорист-самоубийца взорвал здание посольства Израиля в Буэнос-Айресе. Тогда в столице Аргентины погибли 29 человек и более 100 получили ранения. В 1994 году там же, в Буэнос-Айресе, прогремел новый мощный взрыв — в здании религиозно-культурного центра еврейской общины. Погибли 85 человек, более 200 получили ранения.
Израильские спецслужбы подозревали сразу, что эти теракты организовала «Хезболла». Однако только в ноябре 2005 года прокуратура Аргентины подтвердила это. Расследовавший обстоятельства взрыва еврейского центра прокурор Альберто Нисман официально заявил, что непосредственным исполнителем теракта был 21-летний ливанец Ибрагим Хусейн. Он сидел за рулем заминированного автомобиля, который 18 июля 1994 года врезался в здание центра. Есть все доказательства того, что Хусейн был членом «Хезболлы». Кроме того, прокурор выдвинул обвинения против бывшего посла Ирана в Аргентине Хади Сулейманпура и еще
12 иранских граждан, которые, по его мнению, причастны к организации теракта. Тегеран оставил эти заявления Альберто Нисмана без ответа.
Насралла сумел фактически легализовать свою организацию. В этом ему существенную поддержку оказала Сирия. Осенью 1989 года в Бейруте был подписан так называемый Таефский договор, согласно которому сирийские войска вывели из Ливана. Взамен Дамаск потребовал, чтобы «Хезболла» смогла играть более активную роль в политической жизни Ливана, в его экономике и финансовой системе.
Партия Аллаха облюбовала себе южные территории, расположенные рядом с израильской границей. Официально было заявлено, что «Хезболла» будет помогать правительству Ливана восстанавливать местную инфраструктуру после долгих лет войны, участвовать во всех социальных программах, обеспечит работой местных жителей. На деле Насралла и его единомышленники принялись создавать здесь секретные базы, подземные сооружения для отрядов боевиков, численность которых насчитывает на сегодняшний день от четырех до шести тысяч. Кроме того, несколько тысяч считаются резервистами и могут быть в любой момент призваны в ряды так называемой шиитской милиции. «Хезболла» категорически отказывается разоружить и распустить эти хорошо вооруженные и обученные формирования, хотя этого в двух своих резолюциях потребовал Совет Безопасности ООН.
Оружие боевики получали или покупали в Иране и Сирии. У них имеются в наличии сотни наземных ракетных установок и комплексов, в основном советского и иранского производства. Дальность поражения некоторых из них составляет 50 километров. Это стало очевидным только сейчас, когда «Хезболла» на протяжении нескольких дней подвергает массированным ракетным обстрелам Хайфу и другие израильские населенные пункты, достаточно удаленные от границы с Ливаном.
От торговли наркотиками «Хезболла» ежегодно получает 100 миллионов долларов чистого дохода
Экономическое восстановление Южного Ливана, обещанное Насраллой, на практике вылилось в разветвленную сеть по производству наркотиков — опиума, гашиша, героина. Все это продается в Америку и Европу. По данным израильской разведки, чистый годовой доход «Хезболлы» от торговли наркотиками составляет около 100 миллионов долларов. Выращивание опиумного мака, его переработка, транспортировка — вот единственная работа, которой организация смогла обеспечить население Южного Ливана. В местных поселках царят жесткие порядки шариата. Кстати, когда Иран помогал создавать «Хезболлу», одной из задач, ставившихся перед новой организацией, была ликвидация в Ливане светского государства и создание исламской республики, такой же, как в Иране. Однако, натолкнувшись на широкое недовольство определенных слоев населения в Ливане, «Хезболла» отказалась от этой идеи. Зато в контролируемой организацией зоне старая установка продолжает выполняться неукоснительно.
В итоге со временем правительство Ливана утратило контроль над достаточно значительными территориями в собственной стране. «Хезболла» сумела провести своих представителей в парламент. Из 128 депутатов 25 открыто сочувствуют Партии Аллаха. Шиитская милиция оказалась чуть ли не самой боеспособной вооруженной силой в Ливане. Ее бойцы вооружены и подготовлены лучше, чем правительственная армия.
До недавнего времени ливанским властям все же удавалось как-то поддерживать баланс сил. Все изменилось в феврале 2005 года, когда был убит бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири. Он, хотя уже и не был членом правительства, все же оставался влиятельной фигурой в политической жизни страны. Харири был лидером тех сил, которые противились созданию в Ливане исламского государства, выступали за более тесное сотрудничество с Западом и с Израилем в том числе.
14 февраля бывший премьер проезжал в своем автомобиле в сопровождении еще нескольких машин с охраной по центру Бейрута. Возле отеля «Сент-Джордж» прогремел мощный взрыв (около тонны в тротиловом эквиваленте). Известный политик, бизнесмен, миллиардер, сделавший многое для восстановления Бейрута, погиб на месте. Ливан обвинил сирийские спецслужбы в организации этого теракта. ООН потребовал от Сирии полного сотрудничества в расследовании совершенного преступления. Многие западные эксперты считают, что непосредственными исполнителями теракта стали боевики «Хезболлы», позиции которой в Ливане только усилились.
Шейх Хассан Насралла это отрицает. Он снова призывает ливанцев на борьбу с израильтянами. И у него много сторонников, которым нравятся не только идеи лидера Партии Аллаха, но и его образ жизни. Хотя за четверть века своего существования «Хезболла» превратилась в мощную и богатую организацию, ее руководитель продолжает жить вместе с женой и тремя детьми в обычном районе Бейрута. Он образован, начитан, разбирается в политике, экономике, умеет отстаивать свою точку зрения в споре. Уважает своих врагов. Говорят, что Насралла тщательно изучил все книги и статьи, написанные Ариэлем Шароном и Биньямином Нетаньяху. Для него борьба с Израилем давно превратилась в личное дело. Спустя пять лет после гибели лучшего друга Насраллы Мусауи в перестрелке с израильскими солдатами был убит старший сын лидера «Хезболлы» Хади, который был рядовым бойцом одного из отрядов организации. Поэтому Хассан Насралла никогда не согласится на прекращение вооруженной борьбы. Это знают и в Ливане, и в Израиле, и в Иране, и в Сирии.
592
Читайте нас в Facebook