Тем, кто не смог получить кредит в банке, автосалоны предлагают взять машину в лизинг Со скидкой десять процентов
В каталогах, где печатаются объявления о продаже машин, стали все чаще появляться предложения: «Лизинг для частных лиц». Раньше лизингом, или долгосрочной арендой с правом выкупа, пользовались в основном крупные компании, имеющие большие автопарки. Но теперь очень популярная за границей «финансовая услуга» активно пошла в массы. Многие автосалоны предлагают в лизинг любой автомобиль — начиная с ВАЗ и заканчивая Lexus. Причем стоимость машины в этом случае ниже процентов на 7-10 (продавцы объясняют это тем, что они экономят на растаможивании автомобиля, так как ввозят его на фирму в качестве иностранной инвестиции. В этом случае компания не платит ввозную пошлину, то есть 25 процентов от стоимости авто). Кроме того, в отличие от кредита, когда банки подробно изучают ваше финансовое положение, при лизинге справка о доходах хоть и требуется, однако, по словам менеджеров, только как формальность. «Принесите, чтобы была, а сколько вы там получаете, нас мало интересует: по человеку и так все видно», — сказал один из сотрудников автосалона, отвечающий за лизинг.
Условия у разных компаний, которые предлагают автолизинг для «физлиц», похожи: платишь первый взнос — 25 процентов от стоимости автомобиля, «отстегиваешь» процент нотариусу за оформление договора, покупаешь страховку (4,5-5 процентов от цены в год) и получаешь доверенность на управление автомобилем. За регистрацию в ГАИ и получение техпаспорта фирма расплачивается сама — ведь машина оформляется на нее. Оставшуюся сумму задолженности за автомобиль плюс проценты вы погашаете в течение трех лет. В одном салоне могут предложить 13 процентов годовых в долларах, в другом — 17 процентов в гривнях. В целом эти цифры вполне соответствуют средним кредитным ставкам с учетом комиссии банка (за исключением акций, когда банки и автотрейдеры заключают особые договоры о сотрудничестве и кредиты на определенные марки или модели выдаются по специальным низким ставкам — иногда и под один процент в год). Долг перед фирмой разбивается на 36 «арендных» платежей, которые, как уже было сказано, предстоит выплачивать в ближайшие три года. Сумма «переплаты» за, к примеру, «Ладу» ценой в девять тысяч долларов составит порядка четырех тысяч долларов. В конце срока машина безвозмездно передается в вашу собственность.
Казалось бы, схема довольно симпатичная, особенно для тех, кто не имеет достаточных официальных доходов: серьезная скидка при покупке, не нужно платить за оформление в ГАИ (а это 4-5 процентов от стоимости авто). Даже прохождение техосмотра — для юридических лиц он проводится ежегодно, а не раз в два года, как для частников — компания оплачивает самостоятельно. За вами только «арендные» платежи. Однако не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. Если кредитное авто является вашей собственностью, хоть и находится у банка в залоге, то при лизинге машиной владеет салон, вернее, фирма, которая через него предоставляет вам автомобиль в аренду. Формально вы являетесь нанимателем и только через три года получаете машину в собственность. Причем, по условиях контракта, если вы захотите выкупить автомобиль быстрее, то вам придется оплатить всю аренду за три года, да еще и разориться на немалый штраф. В случае с нашей «Ладой» он составит порядка полутора тысяч долларов!
На штрафные санкции, по словам продавцов (и это действительно так), их заставляет идти закон, по которому машина, ввезенная как иностранная инвестиция не может быть продана в течение трех лет. Если же компания все-таки хочет это сделать, она обязана вернуть государству ввозную пошлину, которую не заплатила с самого начала.
- Если вы захотите продать лизинговую машину, то лучше переоформить договор на покупателя, — пояснили нам в одной компании. — Тогда, по крайней мере, вам не придется платить штрафных санкций
Вторая неприятность — довольно жесткие финансовые репрессии со стороны компании в случае, если обнаружится, что вы плохо обращаетесь с ее собственностью, то есть автомобилем. Фирма может в любой момент потребовать предъявить ей машину, и если она окажется в «ненадлежащем» состоянии — готовьтесь платить штраф в размере 10 процентов от стоимости автомобиля. Также без разрешения ваших арендодателей вы не можете устанавливать дополнительное оборудование и даже РЕМОНТИРОВАТЬ МАШИНУ! Нетрудно предположить, что фирма, конечно, даст, согласие на ремонт, но при условии, что вы обратитесь на «ее станцию», где все стоит вдвое дороже, чем в обычной мастерской. И если в случае с кредитной машиной максимум, что вам грозит за «самоуправство» — это потеря гарантии на фирменной станции (которая часто — всего лишь лазейка для выманивания денег у автовладельцев), то в ситуации с лизинговым авто фирма за «несанкционированный» ремонт «вклеит» вам штраф — уже упомянутые 10 процентов от стоимости авто. Не согласитесь платить или, не дай Бог, просрочите платеж — компания вправе разорвать контракт, забрать машину, да еще потребовать оплаты всех недостающих арендных платежей за три года! Не говоря уже о пене
Таким образом, ваша судьба всецело окажется в руках сотрудников фирмы, которые подбили вас взять машину в лизинг. Возможно, они порядочные ребята и все возникающие вопросы, в том числе с выбором автотехсервиса, будут решать по совести. А вдруг нет? Так что лучше не спешить проверять на себе эту достаточно новую для частных лиц схему покупки автомобиля. Пусть это сделают другие, а время покажет
333Читайте нас в Facebook