«добро пожаловать в ад! »
В столице есть несколько объектов, где любая неполадка грозит городу и даже стране экологической катастрофой. В последнее время со страниц газет не сходят несколько тем: вывоз мусора из Киева и экологическая ситуация, сложившаяся на городской свалке. Еще об одной «горячей точке», гораздо более опасной для окружающей среды, — Бортнической станции аэрации — пишут гораздо меньше. Чтобы избежать надвигающейся катастрофы, нужны огромные средства и срочные меры, предпринятые на этих объектах.
Первый заместитель главы столичной горгосадминистрации Анатолий Голубченко, решив удостовериться в серьезности ситуации, исходил эти объекты, как говорится, вдоль и поперек.
«Это бомба замедленного действия, угрожающая благополучию всего бассейна Днепра»
Бортническая станция аэрации (БСА) построена в 1965 году, затем ее расширяли в 1975 и 1985 годах. Те сооружения, что возводились сорок лет назад, отработали свой срок и требуют немедленной замены. Именно их и осматривал первый заместитель главы Киевской горгосадминистрации Анатолий Голубченко. «Добро пожаловать в ад!» — сказал директор станции Владимир Бражник, приглашая спуститься в насосную станцию первого уровня подъема, которая подает собранные со всего города(!) нечистоты на первый этап очистки.
Смрад внутри стоит наинестерпимейший, который человек представить просто не может. Именно это сооружение как раз и находится в аварийном состоянии и ремонту не подлежит. Это бомба замедленного действия, угрожающая благополучию всего бассейна Днепра, воду из которого потребляет 32 миллиона жителей Украины!
В аварийном состоянии и некоторые системы аэрации, предназначенные для очистки грязной воды. Если реконструировать имеющиеся аэротенки, то это поможет добиться высокого качества очистки канализационных стоков города, которые затем сбрасывают в Днепр.
Еще одна острая проблема — это иловые поля, «сухим остатком» образующиеся после очистки канализационных стоков многомиллионного Киева, и переполненные в 2,5 раза больше нормы. Они уже занимают 272 гектара земли и хранят 7,2 миллиона кубометров ила, а на ближайшие годы нужно еще более сотни гектаров, чтобы его складировать.
Но это временная мера, в ближайшие годы нужно строить завод по сжиганию иловых отложений, и для большого города альтернативы нет.
- Чтобы жители Киева и Украины пили чистую воду из Днепра, чтобы надежно работала станция аэрации и киевляне не дышали смрадом от нее, нужно до 2010 года найти 900 миллионов гривен для реконструкции станции, — комментирует ситуацию Анатолий Голубченко. — Но это будет даже не полная реконструкция. Нужно еще строить илосжигательный завод. Уже выбран проект и пора приступать к срочным работам на станции. Естественно, на это дело необходимо выделять средства.
И власти столицы готовы в следующем году выделить 110 миллионов гривен, чтобы нарастить и укрепить дамбы на иловых полях, чтобы пульпа не перелилась и не затопила окружающие территории, чтобы построить новую насосную станцию вместо старой, где стены уже не выдерживают напора канализационных вод, чтобы реконструировать отстойники.
Все это будет делаться за счет бюджета. Между прочим, просчитывая новые тарифы на коммунальные услуги, мы исключили из них инвестиционную составляющую, просчитали таким образом, чтобы хватило хотя бы на самое необходимое. Впрочем, эксперты говорят, что без этой самой инвестиционной составляющей привести в порядок крайне запущенное коммунальное хозяйство, на которое, в частности в Киеве, десять лет мало обращали внимания, будет невозможно.
Через шесть лет столица может быть погребена в мусоре
После рабочего совещания, проведенного на мусоросортировочной станции «Гринко» и полигоне N 5, Анатолий Голубченко пришел к выводу, что через шесть лет столица может утонуть в мусоре.
- Главная причина, если не вдаваться во все нюансы технологий, кроется в низких тарифах, — пояснил Анатолий Константинович. — Никто не хочет вывозить бытовые отходы по действующим тарифам. Даже при их повышении, когда увеличится и плата за вывоз мусора, цены пока не удовлетворяют перевозчиков.
По словам Анатолия Голубченко, мусоросортировочная станция «Гринко» создана именно для того, чтобы сократить поступающие на полигон N 5 объемы мусора. На станции отходы прессуются и упаковываются, а потому должны занимать намного меньше места на свалках полигона. Но, как отметил Анатолий Константинович, на полигоне Ь 5 не построена площадка для захоронения спрессованного мусора. Выход из такого положения приходится срочно искать.
- На «Гринко» перестали прессовать бытовые отходы, потому что некуда их девать, — продолжает Анатолий Голубченко. — Та часть, которую должны сжигать на заводе «Энергия», не перерабатывается, поскольку завод использует свою мощность на все 100 процентов, а продукцию, что прошла стадию упаковки, уже нужно оплачивать.
Но заводу такая постановка вопроса экономически невыгодна — ему достаточно дешевой продукции, чтобы работать на полную мощность и зарабатывать больше денег. И если город хочет, чтобы завод взял «на себя» еще 100 тонн переработанной продукции, то нужно компенсировать ему затраты.
Анатолий Голубченко заметил также, что технологическая цепь вывоза, переработки и захоронения мусора разомкнута — на полигоне N 5 не построено хранилище, кроме того, необходимо построить еще хотя бы одно предприятие, на котором можно было бы сжигать еще 300-500 тысяч тонн отходов в год. И оно таки будет построено в ближайшие четыре года.
Завод «Энергия» в состоянии утилизировать лишь 220 тысяч тонн в год. То есть на новом заводе можно было бы сжигать хотя бы половину того мусора, что выбрасывается. Уже подписано распоряжение и в бюджет на 2007 год закладываются средства под технико-экономическое обоснование строительства завода по переработке и сжиганию мусора мощностью 500 тысяч тонн в год. Пока это делается за счет бюджета, но планируется привлечь инвесторов.
Полигон N 5 сможет принимать бытовые отходы еще пять-шесть лет, отметил Анатолий Голубченко, а потом их попросту некуда будет вывозить из города. Уже в декабре для эксперимента на полигоне запустят новую установку, справляющуюся с ядовитым фильтратом, что образуется в недрах свалки, а в феврале эта установка заработает на полную мощность.
- У нас еще есть шесть лет для решения этой проблемы, а лучше было бы справиться за три года, — подытожил Анатолий Голубченко. — С завтрашнего дня необходимо предпринять все для землеотвода и начать строить современный полигон. Мы уже прорабатывали вопрос с главой обладминистрации Верой Ульянченко — она намерена предложить три участка, которые даже обсудили на заседаниях сельских советов и получили согласие на отведение земли.
281Читайте нас в Facebook