ПОИСК
Происшествия

«даша плакала за закрытой дверью, из-под которой валил дым, потом прошептала: «я умираю», и замолчала… »

0:00 6 декабря 2006
«даша плакала за закрытой дверью, из-под которой валил дым, потом прошептала: «я умираю», и замолчала… »
Наталья ГАРМАШ «ФАКТЫ» (Днепропетровск)
Рискуя жизнью, сосед погорельцев, командир пожарной части в Днепропетровске Александр Хижняк, не только вынес из огня ребенка, но и предотвратил взрыв бытового газа в доме

Командир отделения самостоятельной государственной пожарной части N 3 Днепропетровска Александр Хижняк пришел в это утро домой после ночного дежурства. Смена выдалась трудная — его экипажу дважды пришлось выезжать на тушение пожаров. Но отоспаться ему не удалось: затемпературил 4-летний Артемка и, пока жена готовила завтрак, Саша вызывал для сынишки врача. Только успел сесть за стол, как позвонили в дверь. Открыв ее, жена Валя крикнула из коридора: «Саша, там пожар!.. » Эти слова на 30-летнего прапорщика, который уже семь лет несет свою службу, действуют, наверное, на уровне подсознания — даже не расспросив соседку, что да где, он в легкой футболке и тапочках на босу ногу выскочил на лестничную площадку…

Девочке стало холодно, и она развела на кухне маленький костер

Эту четырехлетнюю девочку все соседи из дома N 18 по улице Березинской жалеют — растет, словно бурьян при дороге. Мама и бабушка Даши живут тем, что собирают бутылки и всякий хлам, но вырученных денег, конечно, не хватает.

- Ребенок часто просит у соседей покушать, — с горечью рассказывает гуляющая во дворе с малышом женщина.  — Кто дает, а кто и пошлет ее подальше. Вы знаете, я ни разу не видела, чтобы Даша огрызнулась или обиделась: угостят чем-то — скажет «спасибо», не угостят — «извините». Она на наших глазах выросла, говорить начала очень рано, логика у ребенка прекрасная, но видно, что в семье о ней не заботятся. Я слышала, у нее даже метрики нет, может, поэтому органы опеки и не знают, что девочка бедствует…

Наверное, ей действительно не хватало тепла — и в прямом, и в переносном смысле слова. Проснувшись в это утро от холода, Даша пошлепала босыми ногами на кухню — никого. Свет в квартире отключен за неуплату, так что даже электрообогревателем не согреешься. И малышка вспомнила, как тепло было во дворе у костра, который разжигают иногда возле забора старшие мальчишки. На глаза попалась мамина зажигалка. А если и самой попробовать? Ведь на кухне свалены в углу какие-то картонки, газеты. И Даша, сложив их посредине на полу небольшой стопочкой, чиркнула зажигалкой. Огонь весело заплясал по газете, потом взметнулся выше и стал расползаться, пожирая разбросанный по кухне хлам: пластиковые бутылки, банку с краской.

РЕКЛАМА

Конечно, осознать, какая опасность ей грозит, четырехлетняя девчушка вряд ли могла. Но то, что за сгоревший картон и бутылки, собранные родными, ей попадет, Даша сообразила. И, бросившись к входной двери, стала стучать и звать на помощь. Огонь между тем охватил всю кухню, едкий дым стал быстро заполнять квартиру, потянулся из открытой форточки на улицу.

Живущая в соседней квартире Татьяна Викторовна услышала запах дыма часов в девять утра. Выглянула в тамбур, а из-под хлипкой соседской двери тянутся черные змейки. Постучала и сразу же услышала детский плач: «Помогите!»

РЕКЛАМА

- Дашенька, открой дверь, — стала просить ее женщина, но девочка заплакала еще громче: «Я не могу… »

Пока Татьяна Викторовна лихорадочно соображала, как поскорее помочь ребенку, и безуспешно пыталась выбить дверь, дым заполнил весь тамбур. «Даша, крути защелку», — кричала она, но девочка, прошептав: «Я умираю», больше не отзывалась. Тогда женщина побежала в квартиру, расположенную на другой стороне площадки. К счастью, сосед был дома.

РЕКЛАМА

- У Лены в квартире пожар, а там ребенок! — крикнула Татьяна Викторовна выбежавшему мужчине, и они вдвоем навалились на дверь. Но, когда та все-таки распахнулась, оба отпрянули: из кухни в прихожую уже вырвался огонь, и зайти внутрь было просто невозможно.

«Чтобы позвать малышку, приходилось ложиться на пол, где было немного воздуха»

В это время другая соседка, выйдя во двор, увидела, как из окна шестого этажа валит дым. Вспомнив, что на втором этаже живет пожарный, позвонила в дверь квартиры Хижняков. И Саша, не раздумывая, бросился вверх по лестнице. Впрочем, увидев, что вся квартира затянута черной пеленой, опять ринулся на второй этаж. Но не для того, чтобы накинуть хотя бы простую куртку, а за фонариком.

- Я понял, что счет идет буквально на секунды, ведь девочка уже не отзывалась, — говорит Александр Хижняк.  — А найти ее без света в трехкомнатной квартире, заполненной дымом, будет очень трудно.

Квартира спланирована таким образом, что кухня находится рядом с входной дверью. Поэтому пожар первым делом выплеснулся в прихожую, отрезав ребенку путь к отступлению, а соседям — дорогу к девочке. Одно дело, когда пожарные в защитных костюмах, касках, респираторах бросаются в огонь, и совсем другое — войти в горящую квартиру в майке и тонких спортивных штанах. Но Саша о своей неподходящей амуниции в тот момент даже не вспомнил. Набрав в легкие побольше воздуха, он нырнул сквозь огонь в длинный коридор, ведущий в большую комнату.

- Я по опыту знаю, что перепуганные дети прячутся или в шкафу, или под диваном, — говорит Александр (не упоминая даже, что спас от огня уже троих ребятишек).  — С этого и начал свой поиск. Чтобы позвать Дашу, приходилось ложиться на пол — там еще осталась небольшая воздушная подушка. Но девочка не отзывалась. Я понял, что долго не продержусь: дышать было нечем, дым выедал глаза. Добравшись до спальни, еще раз крикнул: «Даша», и вдруг услышал слева какой-то хрип. Слава богу, нашел! Она была под диваном и даже не отреагировала, когда я ее оттуда вытащил.

Схватив обвисшее тельце в охапку и прикрывая ее собой от огня, пожарный опять нырнул в бушующее пламя, к двери.

Отдав покрытого копотью ребенка соседям, сгрудившимся во дворе, Саша крикнул: «Вызывайте «скорую» и пожарных», а сам опять побежал в дом. Нужно было гасить огонь, чтобы он не охватил всю квартиру и не перебросился на соседнее жилье.

Единственным подручным средством защиты, имевшимся дома у Александра, был новенький противогаз, за трешку купленный на соседнем блошином рынке.

- Я, покупая его, еще подумал: пригодится, когда буду что-нибудь красить, — смеется Александр.

Конечно, противогаз не защищает от угарного дыма, но хотя бы немного оградит от раскаленного воздуха. Пока бежал по лестнице на шестой этаж, кто-то из соседей сунул ему в руки автомобильный огнетушитель. Но тот оказался непригодным.

«Еще несколько минут — и ребенок получил бы смертельную дозу угарного газа»

- Кухня уже была вся охвачена огнем, — рассказывает Александр.  — Горели навесные шкафы, стол, тумбочки, разлитая на полу краска. Тогда я крикнул соседям, чтобы несли ведра с водой, и люди со всех этажей стали набирать воду и передавать по цепочке. Вся лестничная площадка и тамбур были заставлены потом пустыми ведрами.

Выливая в огонь ведро за ведром, Саша долго не мог понять, почему не удается сбить пламя. И вдруг сквозь дым и гарь увидел, что огненная струя бьет из лопнувшей газовой трубы! Стоило скопиться в кухне хоть немного газа, и мог произойти взрыв. Этим летом прапорщик участвовал в тушении пожара на проспекте Героев, где из-за взрыва обрушились перекрытия трех квартир, — а здесь, внизу, была его семья и больной Артемка.

Тогда пожарный сквозь огонь дотянулся до газового вентиля и перекрыл его, а потом распахнул окно. Раскаленное стекло брызгами посыпалось на голову, и дым повалил наружу. Но огня уже не было. В этот момент к дому подъехала пожарная машина. На другой конец района спасатели Сашиной пожарной части домчались за каких-то десять минут, но тушить им уже было нечего.

Спасенная на пожаре Даша Дьяченко находится сейчас в 7-м отделении Днепропетровской областной детской больницы. И заведующая отделением Любовь Заболотная считает, что ребенка удалось спасти только благодаря своевременной помощи пожарного.

- Еще несколько минут — и девочка получила бы смертельную дозу угарного газа, — говорит Любовь Даниловна.  — Таким малышам немного надо. Сейчас она чувствует себя уже лучше, но мы продолжаем лечебные процедуры по очистке легких. Если родные не заберут малышку домой, переведем ее в детскую больницу по месту жительства.

А забирать Дашеньку домой, по всей видимости, не спешат. В квартиру возмущенная визитом сотрудников МЧС и журналистов мать Даши Елена нас не пустила, пригрозив неизвестно за что судом. На площадке молча стоял спаситель ее ребенка, но ни в этот момент, ни за прошедшие после пожара несколько дней родные девочки даже не удосужились сказать соседу «спасибо».

Только четырехлетний Артемий, как по-взрослому называет его отец, не устает расспрашивать: «Папа, а как ты Дашу нашел, а что она тебе сказала? А почему у тебя волосы горелым пахнут?» И без того короткий ежик Саше пришлось остричь — опалил волосы в огне. Болит нога, которой ступил в разлитую по полу раскаленную краску. Но от мысли, что маленькая Даша вновь выйдет во двор и будет как ни в чем не бывало играть с его сынишкой, у пожарного теплеет на душе.

P. S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что сейчас решается вопрос о том, чтобы лишить мать Даши родительских прав, а девочку определить в детский дом.

517

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров