«роман четверо суток просидел на бетонном полу в темноте, его не кормили, периодически избивали и заставляли писать долговые расписки»
«Было слышно, что кто-то находится рядом с сыном и подсказывает ему нужные слова»
Общаться с корреспондентом «ФАКТОВ» потерпевший Роман Козенко наотрез отказался.
- В милиции есть все данные, пусть оперативники и рассказывают, а я не хочу об этом даже вспоминать, — вежливо, но категорично ответил он на мою просьбу о встрече. — Могу лишь сказать одно: думал, что мне пришел конец.
После освобождения парень два месяца провел в Полтавской областной психиатрической клинической больнице — у него появилась мания преследования. Как будет дальше со здоровьем, неизвестно. Но вряд ли пережитое пройдет бесследно.
В четыре часа дня 28-летний Роман, как обычно, вывел своего питбультерьера на прогулку. Увы, в критической ситуации собака бойцовской породы повела себя трусливо. Когда к хозяину подошли двое и заломили ему руки, пес безропотно позволил забросить себя, как щенка, в подъезд. Вскоре соседи, испугавшись бегающего по дому пита, забили тревогу. Нашлись и свидетели, видевшие, как парня насильно посадили в синие «Жигули» и увезли в неизвестном направлении.
- В тот день я поздно вернулась домой из села, где у нас огород, — заметно волнуясь, вспоминает мама Романа, Екатерина Ивановна. — Руслан, младший сын, сказал, что якобы Романа забрали в милицию. Я тут же принялась обзванивать райотделы. Но мне ответили, что в тот день человека с фамилией Козенко не задерживали. Еле до утра дожила. Чуть свет отправилась в милицию. Там стали наводить справки, но сына нигде не нашли, он словно в воду канул. Я не знала, что делать. Думала, Ромы уже и в живых нет — мать вытирает навернувшиеся на глаза слезы. — Потом обратилась в городскую прокуратуру, где написала заявление о розыске сына.
Два дня родные Романа мучились неизвестностью. Но вдруг вечером, на вторые сутки после его исчезновения, когда вся семья в подавленном состоянии находилась в квартире, зазвонил мобильный Ромы, который он, уходя с собакой на прогулку, оставил дома.
Номер, высветившийся на дисплее, Руслану, младшему брату похищенного, был не знаком, не узнал он и голоса звонившего. «Сейчас будешь разговаривать с братом», — услышал парень.
- Если срочно не найдешь десять тысяч долларов, меня увезут в Полтаву! — через секунду раздался в трубке взволнованный голос Романа.
- Надо подождать, откуда у нас такие деньги? — ответил Руслан.
- Но ты же понимаешь, что речь идет о жизни или смерти! — с отчаянием произнес старший брат.
- Было слышно, что кто-то находится рядом с сыном и подсказывает ему нужные слова, — говорит Екатерина Ивановна. — Но мы обрадовались: Рома был жив!
Спустя несколько часов на мобильный Романа снова позвонили. Неизвестный повторил прозвучавшие ранее требования. Руслан пытался хотя бы уменьшить сумму выкупа, однако похититель стоял на своем. Что было делать? Семья стала обзванивать знакомых, просить денег в долг. К утру насобирали тысячи три долларов. Больше просить было не у кого, а требуемая сумма казалась все такой же недосягаемой.
- Когда Руслан предложил пойти в милицию и заявить о вымогательстве, я как-то сразу успокоилась, — вздыхает Екатерина Ивановна. — Почему-то была уверена, что все закончится благополучно.
«Похитители вели наблюдение за жертвой, изучая привычки и маршруты передвижения»
- Руслан подозревал, что похищение — дело рук ранее судимых Александра и Владимира Коровиных (фамилия изменена в интересах следствия. — Авт. ), — рассказывает начальник криминального отдела Кременчугского отдела по борьбе с организованной преступностью Дмитрий Ткаченко. — И его предположения подтвердились. При проверке адресов выяснилось, что по месту прописки братья не проживают. И мы начали разрабатывать план оперативных действий по поиску похищенного. Однако Роман оказался на свободе сразу же, как только этим делом занялась милиция.
- Похитителям так быстро расхотелось денег?..
- Они спасовали после того, как Руслан в разговоре упомянул братьям Коровиным, что он обратился с заявлением о похищении Романа в «шестерку» (так в народе называют шестой отдел милиции по борьбе с организованной преступностью. — Авт. ). Кстати, Роман за свое освобождение обещал злоумышленникам двадцать тысяч долларов — вдвое больше, чем у него требовали. Но, узнав, что розыском их пленника занимаются правоохранители, вымогатели согласились на две тысячи гривен в «знак дружбы».
Обстоятельства происшествия уже установлены в деталях, материалы дела находятся в суде, так что задержанным скоро будет предъявлено обвинение. Им вменяют в вину похищение человека и несанкционированное лишение его свободы группой лиц, а также вымогательство и незаконное хранение наркотических средств (у Коровиных изъяли дома почти два килограмма конопли).
- Известно, что братья Коровины вели наблюдение за жертвой приблизительно на протяжении недели, изучали привычки, маршруты передвижения, — продолжает Дмитрий Ткаченко. — Роман, ранее работавший слесарем на одной из фирм, имел совместный бизнес с Русланом (братья принимают стеклотару, ведут небольшую торговлю), так что живут они относительно неплохо. Александр и Владимир Коровины тоже занимаются частным предпринимательством, поэтому их интересы с потерпевшей стороной в какой-то мере пересекались.
За несколько дней до похищения Александр и Владимир уже предпринимали попытку схватить Романа. Руслан вспоминал, что он неоднократно видел возле дома машину «Жигули», на которой позже увезли брата неизвестные. А однажды заметил двух молодых людей, решительно направлявшихся к Роману, когда тот выгуливал во дворе собаку. Но тогда питбультерьер набросился на незнакомцев, и тем пришлось ретироваться.
Однако злоумышленникам все-таки удалось совершить задуманное. На этот раз они легко справились с собакой, нарочито громко произнесли: «Сопротивление бессмысленно, это милиция!», скрутили парню руки и затолкали в машину. Уже в салоне пленнику накинули на лицо тряпку, чтобы не видел, куда его везут. Где-то с час попетляли по городу, а затем, избив, бросили парня в подвал гаража размером полтора на полтора метра. Здесь пленник и провел четверо суток.
- Роман согласился с требованиями похитителей уже на следующий день, — продолжает рассказ Дмитрий Ткаченко. — Злоумышленники вели себя с ним довольно жестко: Роман сутками сидел на холодном полу, в темноте, его не кормили, давали только воду, периодически избивали, заставляли писать долговые расписки, всячески запугивали. Заставили признаться во всевозможных грехах и сняли это на видеокамеру, обещая передать кассету в милицию. Позже эти записи перешли в разряд вещественных доказательств и обернулись против злоумышленников. Коровины, кстати, надеялись, что в случае чего их выручит отец, помощник судьи одного из районных судов города. Однако тот не взялся «отмазывать» сыновей, и они получат наказание в соответствии с мерой своей вины.
«На запястьях у Ромы были следы от наручников, а вся спина — в синяках»
Следствие располагает данными, что предприниматели Коровины причастны и к другим преступлениям подобного рода. Однако доказать это весьма сложно. Зачастую пострадавшие стараются скрыть от коллег и знакомых факт «наезда» либо не хотят иметь дело с судебными разбирательствами. Именно это обстоятельство вселяло в Александра и Владимира уверенность в своей безнаказанности. И, судя по всему, братья не собирались оставлять свой преступный промысел. Во всяком случае, обнаруженные при обыске черные шапочки с прорезями для глаз и пистолет с резиновыми пулями указывают на специфический род их «деятельности».
Установлено, что в похищении Романа у братьев Коровиных были сообщники: собственник «Жигулей» и хозяин подвала, где держали жертву (его вина еще доказывается).
- Я ведь знала похитителей, — вздыхает Екатерина Ивановна. — Их родители родом из того же села, что и я. Не могу сказать, что мои сыновья дружили с ними, но иногда встречались. Никогда бы не подумала, что они способны на такое
- Как вы встретились с сыном после четырех суток ожидания?
- Слез у меня не было, я их выплакала до этого, — грустно улыбается женщина. — Поэтому, как только Рома около полуночи показался на пороге — живой и внешне не искалеченный, прежде всего кинулась на кухню готовить ему ужин. Ведь он был такой изможденный, измученный голодом! Думала, никогда не наестся Только после этого внимательно рассмотрела сына. На запястьях заметила следы от наручников, на спине и ребрах — синяки, один глаз заплыл Но меня поразило другое. Рома, едва оказавшись в квартире, сразу же бросился к телефону: звонить своим мучителям, что он, мол, добрался домой. «Иначе они меня убьют», — дрожал от страха. Наверное, так начиналась его болезнь Похитители выбросили Романа из машины в противоположном конце города, километров за десять от дома. Благо его заметил проезжавший мимо знакомый таксист и подобрал
После того как сына подлечили в Полтаве, его состояние нормализовалось. А раньше боялся оставаться один дома, все ему казалось, что за ним придут Даже у соседей прятался Беспокоюсь только, как бы после всего не разладились у них отношения с Аней, невестой. Девочке еще два года учиться в институте, вот и не спешили со свадьбой. А мне, как всякой матери, хочется, чтобы судьба сына сложилась счастливо.
P. S. Автор благодарит за содействие в подготовке материала пресс-офицера УБОП УМВД Украины в Полтавской области Яну Холодную.
255Читайте нас в Facebook