ПОИСК
Происшествия

«номер мобильного телефона, подключенного к взрывчатке, я набрала нечаянно», — оправдывалась на суде 31-летняя винничанка, обвиненная в покушении на жизнь партнера по бизнесу

0:00 8 октября 2005
«номер мобильного телефона, подключенного к взрывчатке, я набрала нечаянно», — оправдывалась на суде 31-летняя винничанка, обвиненная в покушении на жизнь партнера по бизнесу
Тамара МАЛИНОВСКАЯ «ФАКТЫ» (Винница)
Чудом выживший, но потерявший ноги предприниматель учится ходить заново

08s08 vzriv.jpg (17265 bytes)Мощный взрыв, прогремевший 22 декабря 2004 года в 14 часов 23 минуты у дома Ь 5 по проспекту Космонавтов в Виннице (»ФАКТЫ» рассказывали об этом происшествии 24 и 30 декабря прошлого года), многим горожанам напомнил теракты в маршрутных такси. Как оказалось, в полиэтиленовом пакете одного из прохожих взорвалось самодельное взрывное устройство, в результате несчастному оторвало обе ноги. Придя в себя, мужчина рассказал прибывшим к месту происшествия правоохранителям, что несколько минут назад встретился со своей партнершей по бизнесу, которая передала ему сверток со значительной суммой денег. Но никакой упаковки с деньгами рядом с пострадавшим не обнаружили — на окровавленном снегу лежали лишь ошметки яблок и клочки газеты. У мужчины еще хватило сил назвать оперативникам номер телефона своей знакомой…

«Вместо того чтобы погашать долг, Ирина стала брать еще больше товара»

Военного пенсионера Виталия Белецкого, занимавшегося реализацией стартовых пакетов и карточек пополнения счета для мобильных телефонов, с аптекаршей Ириной познакомил их общий знакомый. Ирина с удовольствием взялась помогать Виталию Константиновичу в этом бизнесе, тем более что небольшой опыт распространения подобной продукции уже имела. Вместе они хорошо сработались, и обоих совершенно не заботило, кто главный в их деловом тандеме.

Виталий Константинович привозил в Винницу большие партии товара из Киева, а Ирина занималась его реализацией. Вырученные от продажи средства она передавала напарнику. При этом Ирина зарабатывала около одной гривни с каждой карточки, и, учитывая объемы продаж, ее прибыль была значительной. Официальной бухгалтерии у них не велось — деловые отношения строились на взаимном доверии. Но вскоре партнер по бизнесу начал недосчитываться выручки. Он с тревогой сообщил Ирине о задолженности, составившей 99 тысяч гривен, и попросил ее поторопиться со сбором денег у клиентов. Но задолженность продолжала расти и вскоре превысила 263 тысячи гривен…

- Я успешно реализовывала карточки в Виннице и райцентрах области и радовалась, что количество клиентов увеличивается, — волнуясь, объясняла на суде Ирина.  — Моего компаньона никогда не интересовало, каким образом я распространяю карточки. Он лишь звонил и спрашивал, все ли деньги собраны за последнюю партию товара, и согласовывал дату нашей поездки в Киев за очередной партией карточек. Сообщение о задолженности стало для меня полной неожиданностью. Я просмотрела свои записи в тетрадях и никаких недостач не обнаружила! Возможно, более дорогой товар по ошибке отпускала клиентам по дешевой цене? Ведь стоимость каждой партии карточек всегда была разной. Кстати, все вопросы относительно реализации товара я согласовывала с Виталием Константиновичем…

РЕКЛАМА

- Мы с партнершей хорошо зарабатывали, — рассказывал на суде Виталий Белецкий.  — Но, как только появился долг, она, вместо того чтобы поскорее погашать его, стала брать для реализации еще больше карточек. У меня возникли нехорошие предчувствия: неужели Ира так странно ведет себя, чтобы не возвращать не только долг, но и вырученные за товар деньги? Но я привык доверять людям, с которыми работаю, доверял и Ирине. Когда же сообщил ей, что не стану отпускать карточки, пока она не рассчитается, партнерша начала меня избегать, перестала отвечать на телефонные звонки. Позже утверждала, будто я ей угрожал, требовал продать машину, квартиру, чтобы вернуть долг. Этого не было. Я предлагал лишь поскорее собрать деньги с клиентов, чтобы отдать их на фирму, где я брал товар с отсрочкой платежа, и продолжать работу в нормальном режиме. Ирина в ответ заявила, что денег нет. Мол, по требованию каких-то вымогателей отнесла огромную сумму в абонентский ящик в почтовом отделении. Я подключил знакомых — проследить, кто придет за деньгами. Узнав об этом, Ирина призналась, что придумала эту историю, чтобы я отстал от нее и перестал требовать вернуть долг…

«Сконструировав взрывное устройство, я лишь пытался успокоить жену и… сохранить семью»

Ирина всегда отличалась деловитостью и умением улаживать какие-либо споры и недоразумения. Но в этот раз, казалось, совершенно не слышала делового партнера. Более того, коллегам по работе и некоторым родственникам женщина пожаловалась, что «бессовестный компаньон «кинул» ее на огромную сумму». Сердобольные родичи начали собирать деньги, чтобы помочь Ирине. А она тем временем бросила мужа и новорожденную дочь, ушла из дому и, как рассказали на суде свидетели, поселившись в гостинице, жила на широкую ногу. Когда же поняла, что деньги «растворились», задумала избавиться от надоевшего ей напарника.

РЕКЛАМА

Вернувшись домой, Ирина со слезами на глазах рассказала мужу, что на нее начал «наезжать» деловой партнер, который требует вернуть огромный долг. Она попросила Владимира помочь ей разобраться с ним и не иначе как… застрелить! Но Владимир стал отговаривать жену от этой опасной затеи. В ответ женщина заявила, что будет вынуждена обратиться за помощью к кому-то другому, а если задуманное не удастся, выбросится из окна! Стараясь хоть как-то успокоить супругу, Владимир пообещал ей сконструировать взрывное устройство, которое она сможет использовать для… «самозащиты». Несколько лет назад в составе группы подрывников аварийно-спасательного отряда МЧС, дислоцирующегося под Винницей, он принимал участие в разминировании опасных находок — боеприпасов времен войны. И часть взрывчатки припрятал, считая, что в хозяйстве все пригодится. Кстати, впоследствии у него и его родственников в Казатинском районе было изъято около восьми килограммов взрывчатки, 65 электродетонаторов, свыше 400 патронов калибра 5,6 миллиметра.

- Конструкция взрывного устройства довольно проста, — объяснял муж Ирины на суде.  — К старой Ириной мобилке я изолентой прикрепил кусок взрывчатого вещества и электродетонатор, который приводился в действие батареей мобильного телефона. Установил там новую карточку и объяснил Ирине, что устройство сработает, как только она позвонит по этому номеру. Но предостерегал, что лучше так не делать. Я очень люблю свою жену и маленькую дочь, рождения которой мы ждали более десяти лет… Я пытался сохранить нашу семью…

РЕКЛАМА

Вооружившись взрывным устройством, утром 22 декабря Ирина позвонила Виталию Константиновичу и сказала, что готова отдать ему часть долга. Договорились встретиться возле универмага в самом центре Винницы. Но вскоре женщина перезвонила и попросила перенести встречу к памятнику героям-летчикам. Там Ирина и отдала компаньону сверток, сообщив, что в нем 76 тысяч гривен. Размер и вес пакета были соответствующими, и мужчина не стал его распаковывать, поверив напарнице на слово. В голосе женщины, ее уверенности и доброжелательной улыбке собеседник не заметил ничего, что могло бы насторожить и предостеречь его от смертельной опасности.

- После взрыва, немного придя в себя, я увидел, что все мои вещи разбросаны, — продолжает Виталий Константинович.  — Незнакомый парень (как впоследствии выяснилось пожарный Александр Сушинский) накладывал жгуты на мои травмированные ноги. Он еще успел узнать мою группу крови, реакцию на обезболивающее. Когда же мне сообщили, что пакета с деньгами нет, сомнений уже не оставалось — вместо долга партнерша подсунула мне взрывчатку… Сотрудникам милиции я сообщил номер ее телефона. Еще успел подумать, что, если бы положил тот страшный сверток в карман куртки, вряд ли остался жив. Слава Богу, положил его в свой черный полиэтиленовый пакет с яблоками… Очнулся уже в реанимации…

Виталий Константинович чудом остался жив. Взрывной волной мужчине оторвало обе ноги, но оказавшиеся на месте происшествия пожарный Александр Сушинский и участковый инспектор милиции Андрей Кушко своевременно и правильно оказали ему первую медицинскую помощь. А медики Винницкой городской клинической больницы Ь 2, восполнив кровопотерю тяжелейшего больного, поддержав работу его сердца, почек, других жизненно важных органов и сделав операцию, вернули его к жизни. Правая нога мужчины ампутирована на уровне нижней трети бедра, левая  — на уровне средней трети бедра. Виталий Константинович благодарен всем неравнодушным людям, пришедшим к нему на помощь, и говорит, что выжил благодаря заботе о нем родных — жены, сыновей… Теперь вот учится ходить на протезах.

Попросив прощения у потерпевшего, подсудимые не признали своей вины и в содеянном не раскаялись

На суде Ирина, опустив голову и глотая слезы, твердила, что ни в чем не виновна, ее, мол, подставили. Она не имела намерений лишать жизни своего делового партнера, хотела лишь «напугать» его.

- Вручив сверток Белецкому, я пыталась поговорить с ним, но он сказал, что общаться со мной не желает! — оправдывалась женщина, вспоминая о встрече у памятника героям-летчикам.  — Он так торопился! Я сделала шаг, чтобы пойти следом, но догнать его было невозможно! Как только Виталий Константинович удалился примерно метров на сто, я совершенно случайно позвонила по тому опасному номеру, заменив перед этим телефонную карточку в своем мобильном. А когда услышала, что прохожие на улице говорят о пострадавшем во время взрыва мужчине, тут же вызвала «скорую» на проспект Космонавтов… Я ведь была уверена, что муж изготовил муляж взрывного устройства, а оно, надо же, оказалось настоящим!

А вот муж Ирины, бывший подрывник, сетовал, что даже не предполагал, к каким страшным последствиям может привести изготовленное им устройство. Когда супругов спросили, отдавали ли они себе отчет в том, что пострадало бы много людей, если бы взрыв прогремел в магазине, троллейбусе или другом общественном месте, подсудимые ответили, что такие варианты не просчитывали и о возможных жертвах не думали…

Апелляционный суд Винницкой области, рассматривавший это уголовное дело, расценил нежелание признать свою вину подсудимыми как попытку уйти от ответственности. К тому же Ирина постоянно меняла показания. Так, сразу после задержания она твердила, что ничего никому не должна и ни о каких долгах ей не известно, а потом вдруг заявила, что это Виталий Константинович… должен ей 295 тысяч гривен.

- В последнем слове подсудимые попросили прощения у потерпевшего и его родственников, но в содеянном так и не раскаялись и вину свою признали лишь частично, — говорит прокурор отдела поддержания государственного обвинения в судах прокуратуры Винницкой области Максим Альчук.  — Ирина утверждала, что происшедшее — результат несчастного случая и у нее не было умысла лишать жизни партнера по бизнесу. Владимир же признавал вину в незаконном хранении взрывчатых веществ и изготовлении взрывного устройства. Мы пытались разобраться, почему Ирина, казалось бы, имевшая все для счастливой жизни — семью, работу, прибыльный бизнес, — пошла на тяжкое преступление. И дело, видимо, не только в деньгах. Скорее в особенностях ее характера, в отношении к окружающим. Согласно выводам судебной психолого-психиатрической экспертизы, практичность и рационализм осужденной в сочетании с ее недоверчивостью, желанием всегда быть в центре внимания и резкими колебаниями настроения могли толкнуть ее на преступление.

Суд квалифицировал содеянное подсудимыми как покушение на умышленное убийство, совершенное способом, опасным для многих людей, из корыстных побуждений и по предварительному сговору группой лиц. Ирина и Владимир приговорены к пятнадцати годам лишения свободы каждый с конфискацией всего принадлежащего им имущества. Суд удовлетворил гражданский иск потерпевшего, согласно которому осужденные должны выплатить ему 100 тысяч гривен морального ущерба. Столичная фирма, которой потерпевший задолжал 203 тысячи 109 гривен, ни с какими исковыми заявлениями в суд не обращалась…

391

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров