42-летняя жительница ялты светлана, рост которой всего 108 сантиметров: «я хотела родить много детей, но удалось вырастить только красавицу дочку сабрину! »
«Я ничем не отличаюсь от других женщин, просто рост у меня крошечный!»
Эту женщину можно увидеть на центральной улице Ялты. Сидя на раскладном стульчике, она продает сушеную рыбу. Рост продавщицы чуть больше метра! Каково же было мое удивление, когда возле нее остановилась девушка и произнесла: «Мама»
- Это ваша родная дочь? — не удержалась я от вопроса.
- Да. Ей 16 лет, — отвечает 42-летняя Светлана.
У стройной девушки огромные широко распахнутые глаза, которые невольно привлекают к себе внимание.
- Но вы же такая крошечная, — удивилась я. — Как смогли выносить ребенка?
- Нормально, — улыбнулась в ответ Светлана. — Как и остальные женщины. Ну чем я отличаюсь от других? Просто рост у меня маленький.
Чтобы поговорить, мы устроились в открытом кафе. Светлана угостила меня кофе.
- Вы — наша гостья, — гордо произнесла женщина. — Я вполне могу позволить себе за вас заплатить.
Как оказалось, Светлана родилась вполне здоровой. А в том, что она не выросла, виновата болезнь, вернее, тяжелое ее осложнение.
- Наша семья жила в Самарканде, — говорит женщина. — Родители часто уезжали на заработки, чтобы прокормить пятерых детей. Мне было четыре года, когда я заболела гриппом. За старшую с нами тогда оставалась 12-летняя сестра. Ну что она могла сделать, разве знала, как лечить? Вирусное заболевание дало редкое осложнение, которое отражается на формировании костей. Когда приехала мама, которую вызвали телеграммой, я была при смерти. Мама не знала уже что делать, как в наш дом вошла старенькая бабка. «У вас девочка болеет? — спросила она. — Ее можно спасти. Если ты сделаешь, как я говорю, твоя дочка будет жить и принесет тебе счастье. Три раза в день давай ей по одному яйцу и столовой ложке кагора. Рядом с кроватью поставь солонку». Старуха ушла. А мама, видимо, от отчаяния, последовала ее совету. Через три дня мне стало значительно лучше. Я макала в солонку пальчик и облизывала его. Видимо, в организме не хватало соли. Через месяц начала подниматься. Мама хотела найти ту женщину, чтобы поблагодарить. Расспрашивала жителей городка, ведь все друг друга знали, но никто старуху с палкой, в шалевом платке, не видел. Слова ее сбылись. Когда мои сестры и братья выросли и разъехались, с родителями осталась только я. Помогала им, ухаживала. Мама умерла у меня на руках, когда мне исполнилось 17 лет
- Когда стало заметно, что вы не растете?
- К пяти годам деформация уже была видна. Когда мама меня одевала, руки и ноги болели так, что я плакала. Я практически не росла. Диагноз мне поставили, но как помочь, никто не знал. Врачи вообще сказали, что при таком осложнении гриппа мало кто выживает.
«В молодости мне делали предложение два иностранца — грек и ливанец»
Светлана окончила в Самарканде школу и швейное училище. Занималась наравне со своими сверстниками. На то, что она слишком маленькая, мало кто обращал внимание.
- В Средней Азии практически все женщины невысокие, — продолжает Светлана. — Я была чуть ниже остальных, поэтому не чувствовала своей ущербности. Дома работала наравне с другими. А вниманием противоположного пола никогда обделена не была. Я очень общительная, считаю себя красивой. Думаю, если бы попала в Голливуд, произвела бы там настоящий фурор. Мужчинам всегда нравилась, да и сейчас нравлюсь. В молодости, когда я была на лечении в Москве, мне делали предложение два иностранца — грек и ливанец
- С помощью операций вам не пытались исправить дефект костей?
- Мне сделали только одну операцию. Под левым коленом образовался костяной нарост, который при ходьбе упирался в сустав. Московские хирурги удалили нарост. Тогда со мной, двадцатилетней девушкой, в Москву поехала сестра. Она и задала вопрос лечащим врачам: «А можно ей замуж выходить?» «Да запросто, — ответили доктора. — У нас были такие маленькие пациентки. Они и детей рожали. Заболевание-то у Светы не врожденное, а приобретенное. Значит, ребенку не передастся».
Отец Сабрины ухаживал за Светой пять лет. И когда его любимая забеременела, был рад этому.
- Всю беременность я порхала как птичка, — вспоминает Светлана. — Чувствовала себя прекрасно. В это время открыла дома швейный цех. Работы много, нужно было зарабатывать деньги. А за месяц до родов мне еще и квартиру выделили, правда, неотремонтированную. Пришлось по стремяночке лазить с пластмассовым ведром с белилами. Хотелось обустроить квартиру к появлению на свет дочери. Я знала, что жду девочку. Когда была на шестом месяце, мне приснился сон, в котором мужчина сказал: «У тебя родится девочка. С ней все будет хорошо». Через несколько дней на УЗИ врач спросил: «Хотите знать, кого носите?», я ответила: «И так знаю. Девочку». Доктор с удивлением подтвердил это.
- А муж не помогал делать ремонт в квартире?
- В то время он вместе со своими родными переезжал в Крым. Муж приехал ко мне в роддом после рождения Сабрины. Очень рад был дочери. Купал ее, пеленал. Но через полтора месяца уехал в Крым, и с тех пор мы с ним не виделись
- Помните, какой была дочка при рождении?
- Она появилась на свет с длинными темными волосами. Худющая и длинная. Весила 2 килограмма 700 граммов, рост — 52 сантиметра.
- Вы ее грудью кормили?
- Да. У меня было много молока. Жирное, питательное. Я, кстати, пока находилась в роддоме, кормила еще одного ребенка — сына 56-летней женщины, у которой не было молока вовсе. Врачи роддома называли меня малышкой, опекали. После того как муж уехал, стало, конечно, труднее. Сабринка оказалась очень беспокойной, капризной. Ее с рук нельзя было спустить. Поэтому мой швейный цех пришлось забросить. Чтобы заработать, несколько раз вместе с дочкой на руках летала в Москву за спортивными костюмами «Адидас», которые пользовались тогда бешеным спросом. А когда Сабрине исполнился годик, мы переехали с ней к моему старшему брату в Ялту, где он обосновался с семьей. С тех пор здесь и живем.
Сабрина с интересом слушала рассказ мамы.
- Неужели с папой ты так ни разу и не виделась? — удивилась я. — Он же живет в Крыму, где-то недалеко от вас
- Ни разу, — ответила девушка. — Хотя мне бы хотелось с ним познакомиться.
«Мои постоянные клиенты — Роман Карцев, дочь Алисы Фрейндлих»
- Трудно было вырастить дочку самой, без мужского плеча? — задаю вопрос Светлане.
- Ну, у меня мужчина рядом был, — отвечает она. — Мы прожили вместе двенадцать лет, недавно он умер. Его отец, мой свекор, очень любил Сабрину. Семья мужа много для нас сделала. Помогал мне и брат. К сожалению, он ушел из жизни три года назад
- Сабрина, ты никогда не стеснялась того, что у тебя такая маленькая мама?
- Нет. Моя мама — лучшая в мире. Я ее очень люблю. Все мои друзья с уважением к ней относятся.
- Выходя в город, наверное, часто ведешь маму за руку, чтобы ей было удобнее
- Не всегда. Только когда маме явно нужна поддержка. Но она настолько самостоятельна, что обходится без посторонней помощи. У нее в руках каждый день две тяжелые сумки с рыбой. Я бы и рада ей помогать, но мама не разрешает мне носить тяжести. А в последнее время у нее ноги все чаще болят
- Знаете, я всегда хотела иметь много детей, — говорит Светлана. — Уверена, что смогла бы родить и второго ребенка. Но не сложилось.
Продажа сушеной рыбы приносит женщине небольшую прибыль, которая становится весомой прибавкой к пенсии инвалида второй группы. Но работа эта нелегкая.
- Приходится сидеть на сквозняке, — говорит Светлана. — Вот, хочу провериться у врачей. Беспокоит меня здоровье. Чтобы хоть немного защититься от ветра, уже много лет хожу только в трикотажных лосинах. Даже не помню, когда в последний раз надевала юбку.
- Психологически не сложно работать продавщицей? Вы же все время на виду
- Нужно зарабатывать деньги, чтобы растить дочь. Да я и не стесняюсь показываться на людях. Постоять за себя всегда смогу, если кто-то обидит. Кстати, многие люди, купив у меня один раз рыбу, становятся постоянными клиентами. Приезжая на отдых через год, радостно приветствуют. Кстати, у меня бычков покупали Роман Карцев, дочка Алисы Фрейндлих, многие другие известные люди, которые любят отдыхать в Ялте.
Когда я начала расспрашивать Светлану о приспособлениях, помогающих ей дома дотянуться до высоких шкафов, она весело рассмеялась:
- Для меня не существует таких проблем. Если нужно, доберусь до самых высоких антресолей. А специально приспосабливать мир под себя Я никогда этим не занималась. Сама под него подстроилась. Дома всегда самостоятельно перестановки делала, шкафы двигала.
- Но чтобы приготовить еду, вам же нужно дотянуться до плиты
- Сейчас, в основном, готовит Сабрина. Да и вообще, плита у меня удобная, я прекрасно достаю до конфорок. В магазинах все продавцы меня знают, часто обслуживают без очереди. Да что вы все обо мне да обо мне? Вы лучше расскажите о моей Сабрине. Она учится в училище на повара-кондитера, прекрасно поет, снялась в эпизоде фильма «Марко Поло». Мечтает поступить в театральный институт. Но образование сейчас платное, а у нас нет таких денег. Я никогда ни у кого не просила помощи и не собираюсь. Администрация города всегда меня поддерживает, если обращаюсь с просьбой. Вот если бы кто-то обратил внимание на мою дочку, помог ей пробиться в жизни, я была бы счастлива. Очень не хочется, чтобы она зарабатывала так же тяжело, как я, хотя каждое лето она подрабатывает. Сабрина у меня умница!
- Не хвали меня, — засмущалась ясноглазая девушка.
Глядя на удаляющуюся по вечерней ялтинской улице пару, я невольно думала: «Пусть этим двум женщинам всегда сопутствует удача. И встречаются только хорошие люди, способные помочь». Им это нужно
301Читайте нас в Facebook