«благодаря валюше я стал самым старым в украине папашей, так что пришлось делать ей официальное предложение»
Рождение маленького Толи стало сенсацией не только в селе Качкаровка Бериславского района на Херсонщине. «Ну и удивили вы нас!» — поздравляли соседи 87-летнего Григория Лахновского, когда он в середине лета 2003 года привез из райцентра новорожденного сына (»ФАКТЫ» тогда писали об этом). Женщина втрое моложе новоиспеченного папаши, мама малыша, и сам старик в один голос утверждали: Толик их общий ребенок «Приезжайте! Тут у нас свадьба!» — пригласила на днях корреспондента «ФАКТОВ» председатель сельсовета.
«Отсутствие желаний и есть старость»
- А-а! Помню-помню вас, заходите, — открывает калитку бодрого вида улыбчивый хозяин. — Вот только запамятовал из какой газеты?
Что удивительного? В Качкаровке за два последних года столько корреспондентов перебывало, что нетрудно запутаться в названиях журналов, телеканалов, газет. Дед Гриша пишущую братию уважает. Если, говорит, какую-то проблему не может решить с местной властью, звонит репортерам. Осечки не было ни разу! Может, поэтому, а может, в силу своего гостеприимства Григорий Иосифович тут же просит хозяйку ставить чайник и принимается доставать из кладовки мед. Мед — его фирменное угощение.
- Сколько себя помню, всегда пчелами занимался, — улыбается пенсионер.
- Теперь-то уж я больше возле ульев, чем ты, — уточняет Валя.
Эта реплика явно не по душе старому пасечнику, он хмурит брови, но пропускает ее мимо ушей.
- Знаете, все вокруг уверены, что именно мед является причиной моей долголетней мужской силы, — продолжает дедушка. — Я тоже так считал до последнего времени. А теперь думаю: нет, причина все же в ином — в желаниях. Их отсутствие и есть старость.
Что касается желаний немолодого уже Лахновского, то над ними до недавних пор по-доброму посмеивалось все село. Похоронив первую супругу, с которой дед Гриша счастливо прожил всю жизнь, он вынужден был сам вести хозяйство. А так как слыл мужиком зажиточным, денежным, немало вдовушек посматривало в сторону его двора. Но стареющий пенсионер искал не просто хозяйку в дом, а хотел испытать настоящие чувства. Как в юности. Так в его хате появилась 35-летняя Валентина.
- Все бы ничего, но Валя любила выпить, — рассказывает председатель Качкаровского сельсовета Тамара Мельник. — Иосифович хотел сделать из нее образцовую жену и хозяйку. Возил женщину лечиться, не жалея на это денег. Но разве можно вылечить человека, если он сам этого не хочет? Какие скандалы случались в хате! Мне часто приходилось выступать судьей в их разборках. То Лахновский прибегает в сельсовет и кладет мне на стол заявление такого содержания: «Спасайте меня немедленно от злостного и систематического алкоголика, сам я ее не могу выгнать, отказывается уходить». То следом Валя мчится и оставляет расписку с обещанием исправиться: «Люблю дедулю, пусть не прогоняет, хочу быть с ним. Даю слово взять себя в руки и больше не срываться». А вот еще одно Валино объяснение: «Не пью! Клянусь, что не пью! Это Грише кажется». Я эту их переписку до сих пор храню в своем рабочем столе в отдельной папочке.
Когда Валя стала расхаживать по селу с округлившимся животиком, никто не верил, что отец ребенка — Лахновский. Даже когда Иосифович признал малыша, за его спиной шушукались, мол, решил чужой грех прикрыть своим именем. Что же касается лично меня, то я им, может, не сразу, но поверила. Понимаете, это же село, и, если бы был обман, он обязательно раскрылся бы. А теперь, когда Толику два года и они с Иосифовичем похожи как две капли воды, в селе замолчали.
«Мы с Толиком — одно лицо. Только слепой сходства не заметит!»
- Да я и сам был удивлен, когда почти к 90 годам обнаружил в себе такие запасы любви и прочих мужских достоинств, — откровенно хвастается дедушка Гриша.
Сидящая рядом Валентина стеснительно отворачивается и, смеясь, говорит, что ничего не имеет против старого мужа.
- Старый муж — верный муж, — энергично кивает головой Лахновский. — Но, знаете, возраст возрасту рознь. Кому-то и в шестьдесят подруга нужна лишь для того, чтобы рассказать про боли в левом плече и про то, что снилось ночью. Я же пока только на память жалуюсь. Так из какой вы, говорите, газеты? А, я уже спрашивал
Меня, знаете, многие пугали, что Валентина на третий день сбежит. Какое сбежит? Я выгнать ее не мог, хотя, признаюсь, такое желание иногда возникало. Когда замечал, что она навеселе. Думаете, почему так долго в загс не вел? Только по этой причине.
- Но, знаете, разные мнения существуют по поводу такой поздней женитьбы на столь молодой женщине, — не сдаюсь я. — Вот академик Опарин женился в 72. Дожил до 96 лет. Дожил бы до 150, утверждают его друзья, если бы не женился.
- Так у него, наверное, этот последний брак бездетным был? — живо интересуется старик. — Когда я наблюдаю за маленьким Толиком, столько радости на душе! Учить малыша ходить — какое счастье! Эта радость, наверное, и держит меня на белом свете. Наслаждайтесь, восхищайтесь жизнью, и время вас не коснется!
- Наш дедуля — самая лучшая в мире нянька, — присоединяется к разговору Валентина. — Он дрожит над малышом. Если какие раздоры между нами возникают, так это только из-за сына. Не дай Бог, Толик упал — сразу я виновата. Не досмотрела. И чего, спрашивается, кричать? Говорю: дети без синяков не вырастают. Нет, вырастают, упрямится он. Недавно нам предложили оформить ребенка в детский садик, так он и слышать не захотел. Какой садик? А мама с папой зачем?
Дед Гриша говорит, что ни одной минуты не сомневался: у Вали под сердцем его ребенок, хотя ее беременность и для него самого стала сюрпризом. А если бы заподозрил обман, не постеснялся бы задать ей пару вопросов, которые то и дело задавали ему соседи.
- Может, кому-то и приходили в голову сомнения, — горячится дедушка. — Так пусть сейчас на нас посмотрят: мы же с Толиком — одно лицо. Только слепой сходства не заметит.
А раз так, зачем наследнику носить клеймо незаконнорожденного ребенка? Вот и решил дед Гриша нынешней осенью жениться.
- К тому же Валентина давно просит меня узаконить наши отношения, — говорит мужчина. — А ведь именно благодаря ей я стал самым старым в Украине папашей. Так что пришлось делать ей официальное предложение. Хотя многие считают, что мне надо не в загс идти, а готовиться к другой жизни — смеется пенсионер.
- Расписывали мы пару неделю назад в сельсовете, — рассказывает Тамара Мельник. — На свадьбу съехались сыновья Григория Иосифовича, его дочка. Старшему ребенку деда Гриши уже за шестьдесят, а своих внуков и правнуков он даже сосчитать не берется. Говорит, что это займет много времени. Рядом с дедом Гришей и Валей на свадьбе стоял очаровательный мальчишка. Толик как будто чувствовал торжественность момента и даже не баловался.
Потом гости отправились к Лахновским: пели, гуляли, веселились чуть ли не до утра
«Секрет долголетия — в семейном благополучии и в труде на свежем воздухе»
Показывая мне свадебные фотографии, Валя с удовольствием комментировала каждую, а на мою просьбу подарить какой-нибудь снимок с готовностью откликнулась, пока не увидела, что все фотографии на обороте подписаны корявым почерком мужа: «На память самому дорогому гостю на этой свадьбе — сыночку Толику. Твой родной папка». Э-э, нет, пошла на попятную хозяйка, если отдам — муж меня убьет.
- Лет пять назад, когда проводилось распаевывание местного колхоза, — рассказывает директор Качкаровского сельскохозяйственного предприятия «Южное» Владимир Авраменко, — Лахновский от своей доли имущества и земли наотрез отказался. Зачем, говорит, мне эти хлопоты в 85 лет, когда я к дочке в Херсон собираюсь переезжать. Мы не настаивали. А нынешним летом пришел ко мне и завел уже совсем другой разговор: отдайте мои законные 7 гектаров земли! Вот как у человека отношение к жизни поменялось! Ну, мы отдали, конечно.
- Дети и в самом деле собирались забирать Иосифовича к себе в город, — подтверждают соседи Лахновского. — Ведь тяжело старику одному оставаться. Кто же мог знать, что судьба так круто повернет?
После рождения Толика соседи немного посудачили, а потом убедились, что ребенок и в самом деле копия деда Гриши. И потянулись старички на соседское подворье за опытом к новоиспеченному папаше. Люди простые в чудеса охотно верят.
- И какие же советы вы даете своим ровесникам? — интересуюсь у деда Гриши.
- Да что тут секретного! — машет он рукой. — Влюбляться хорошо в любом возрасте. Если кровь становится холодной, хвори тут же и цепляются. А уж про рождение малыша и не спрашивайте! Это такая прививка от старости! Теперь планирую дожить до того времени, как Толику семь годочков исполнится, чтобы в школу его повести. Словом, свои сто лет надо встретить в хорошем здравии.
А еще секрет долголетия — в семейном благополучии. Мы с первой хозяйкой жили, как два голубка. С Валей были мелкие шероховатости, но теперь все хорошо. Ну, еще в труде на свежем воздухе, может, секрет. Я вот все время с молотком да гвоздями по усадьбе хожу. Вернее, молоток за мной теперь Толик носит И, опять же, пчелы. Сыночек боится их — раз восемь его уже кусали. Осенью пчелы злые, но он все равно от меня ни на шаг! Смелый парень растет! Я вообще последние годы постоянно в таком настроении, что хоть стихи пиши. Жаль, не умею.
В отличие от супруга, Валентина менее откровенна с журналистами, а о тихом семейном счастье говорить, похоже, и вовсе стесняется. Зато охотно рассказывает, что семья их в последний год увеличилась: Валя забрала к себе дочь от первого брака, 19-летнюю Таню.
- Раньше она жила в соседнем селе с родителями моего первого, уже покойного мужа, — говорит женщина. — Но они оба выпивают. Так что пришлось повесить дедуле на шею еще и Таню. Все вчетвером живем на его пенсию в 460 гривен. Мало, конечно, но голодные не сидим. Свой огород у нас, кое-какая живность. Таня учится в училище на повара, весной уже на практику поедет, как-то дотянем до апреля.
Жаль, что пчел у нас мало осталось. Меда едва себе хватает, не то что на продажу. Тем более что дедуля, кроме меда, почти ничего теперь не ест. Аппетита, говорит, нет. Он стал плохо видеть, так что возле ульев все больше я сейчас.
- Не забивай гостье голову жалобами на меня, — шутит Иосифович. — Лучше покажи то, ради чего она приехала, — наш документ. А еще лучше прочти вслух, что в брачном свидетельстве написано!
- Что написано да что написано — ворчит хозяйка, доставая из ящичка свидетельство. — Написано, что разлучить нас с тобой теперь может только смерть.
Из-за неудачной шутки Вали на мгновение улыбка исчезла с лица мужчины. Но только на мгновение.
1249Читайте нас в Facebook