Очередной этап борьбы за никопольский завод ферросплавов может закончиться новыми отставками среди высших государственных чиновников
Перманентный конфликт из-за Никопольского завода ферросплавов стал естественным фоном политических событий последних четырех месяцев. НЗФ — это всерьез и надолго. Насколько всерьез — лучше всех прочувствовала Юлия Тимошенко, которая из-за активного участия в «ферросплавном» скандале получила отставку с поста премьер-министра.
Конфликт сегодня состоит не в том, кому завод принадлежит, а в том, кто в действительности является регистратором акций предприятия
Министры приходят и уходят, а завод остается. Конфликт за ферросплавы — тоже. Анонимный источник в Секретариате Президента сообщил УНИАН, что Виктор Ющенко с помощью Генеральной прокуратуры сейчас «входит в тему» по делу крупнейшего ферросплавного предприятия Украины. События вокруг НЗФ Генпрокуратура обрисовала в таком свете: регистратором и хранителем акций завода является компания «Славутич-Регистратор», Киевский апелляционный хозяйственный суд в июле признал приватизацию предприятия незаконной, Высший хозяйственный суд в августе это решение подтвердил, а Верховный суд в сентябре отклонил жалобы владельцев завода. Как одна из версий происходящих событий поданная Генеральной прокуратурой информация имеет право на существование. Однако не лишним будет напомнить, что точно такие же позиции в деле НЗФ отстаивала Юлия Тимошенко. За что и лишилась премьерского кресла.
Весь «ферросплавный» конфликт сегодня состоит даже не в том, кому завод принадлежит, а в том, кто в действительности является регистратором акций предприятия. История проблемы началась с приватизации завода в 2003 году. На НЗФ претендовали две бизнес-группы — «Приват» (Игорь Коломойский) и «Интерпайп» (Виктор Пинчук). В итоге у Пинчука оказалось 73% акций, у Коломойского — 26% (еще 1% достался неизвестным общественности мелким собственникам). Такой неравноправный дележ был обусловлен как высокими родственными связями Пинчука (зять президента Кучмы), так и нежелательностью ферросплавной монополии «Привата», который еще до приватизации НЗФ скупил все остальные ферросплавные объекты в Украине.
Группа «Приват» результатов приватизации завода не признала и сохранила на руках у своей компании «Славутич-Регистратор» старый реестр акционеров завода, в котором у Пинчука 23% акций, у Коломойского — 26%, а контрольный пакет (50% + 1 акция) принадлежит государству. Реестр «Славутича» пролежал долгое время в сейфе, а на свет был извлечен, когда у Пинчука начались проблемы с новой властью. Поскольку правительство выбрало собственность зятя бывшего президента как основную мишень для реприватизации, под сурдинку борьбы за интересы государства «Приват» вполне мог изъять ферросплавный завод у своего конкурента.
Некоторое время все к тому и шло. У «Привата» была сильная поддержка в лице Тимошенко, поэтому «Славутич-Регистратор» был признан законным держателем и хранителем акций, а на собрании акционеров директором завода был назначен человек из корпорации «Приват». Однако Тимошенко неожиданно потеряла пост премьера. У государства появились другие планы на НЗФ. Глава Фонда госимущества Валентина Семенюк нарисовала заводу такое будущее: регистратор Пинчука компания «Альфа-Инвест» передает акции НЗФ на счет государства, потом Фонд госимущества как владелец контрольного пакета организовывает собрание акционеров. Валентина Петровна сама назначит руководство завода. В любом случае «Приват» с его 26% акций оказывается не у дел.
Выставлять на повторный конкурс НЗФ не будут?
По-хорошему, предложенный Валентиной Петровной вариант выглядит более законным, чем работа через «Славутич-Регистратор». С точки зрения здравого смысла, если забирать завод у Пинчука, то логично, что за акциями НЗФ обращаться будут именно к нему как к бывшему владельцу. А наличие акций, которые принадлежат Пинчуку, в сейфе его конкурентов вызывают некоторые сомнения. Кроме здравого смысла, есть еще и решение Верховного суда Украины, который в 2003 году постановил: «Славутич-Регистратор» должен передать реестр акций НЗФ компании «Альфа-Инвест». А решения Верховного суда, как гласит наша Конституция, являются окончательными и обсуждению не подлежат.
Тем не менее обсуждения идут полным ходом. Министр юстиции Роман Зварыч 14 сентября выступил на пресс-конференции, на которой упрекал главу Фонда госимущества в том, что она не хочет действовать через «Славутич-Регистратор». Вместе с Генеральной прокуратурой, которая, как указано выше, информирует Президента в нужном направлении, министр юстиции, похоже, продолжает линию Юлии Тимошенко. То есть борьбу за государственный пакет НЗФ в «приватном» управлении.
Поскольку для Юлии Тимошенко откровенное лоббирование интересов бизнес-группы Игоря Коломойского закончилось весьма печально, с большой долей вероятности такую же судьбу можно предрекать министру юстиции Роману Зварычу и Генеральному прокурору Святославу Пискуну. Если их отставка будет достаточно быстрой — что вполне возможно, учитывая склонность Виктора Ющенко к импульсивным действиям, — в деле НЗФ будет реализован сценарий Валентины Семенюк. Причем выставлять завод на повторный конкурс уже не будут. Валентина Петровна неоднократно заявляла, что резать кур, несущих золотые яйца, не собирается, точно так же, как и продавать прибыльные предприятия. В деле «Криворожстали», даже если главу Фонда госимущества заставят проводить конкурс по продаже комбината, Валентина Петровна заломит за него такую цену (а по должности она имеет на это право), что ни один покупатель на «Криворожсталь» не придет.
Если же борьба вокруг НЗФ затянется, судьба завода может быть несколько иной. Чтобы развенчать позиции сторонников варианта «Славутич», Валентина Семенюк, возможно, при поддержке Ющенко, будет вынуждена «бить» по Киевскому апелляционному хозяйственному суду, который признал «Славутич» законным регистратором. Последствия могут быть какие угодно. Вплоть до того, что постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда о незаконности приватизации НЗФ будет пересмотрено, а дело отправят в другой суд. А возвращать завод в государственную собственность еще раз будет весьма проблематично. Юридические позиции Пинчука очень сильны: приватизация НЗФ была признана незаконной только благодаря огромному, скажем так, авторитету Юлии Тимошенко. Может так получиться, что, пока сторонники различных путей реприватизации будут ставить басню Крылова «Лебедь, рак и щука», воз, то есть завод, останется у прежнего владельца.
359Читайте нас в Facebook