ПОИСК
Происшествия

Лишение украинского автопрома налоговых льгот может привести к подорожанию народных автомобилей «таврия», ваз, «сенс» и «ланос» на 25-30 процентов

0:00 23 марта 2005
Лишение украинского автопрома налоговых льгот может привести к подорожанию народных автомобилей «таврия», ваз, «сенс» и «ланос» на 25-30 процентов
Тарас ТКАЧУК «ФАКТЫ»
По оценкам экспертов, итогом принятия парламентом изменений в государственном бюджете может стать существенный рост цен производимых в стране машин, закрытие предприятий и сокращение десятков тысяч рабочих мест

На днях в Верховной Раде будет рассматриваться законопроект правительства «О внесении изменений в государственный бюджет Украины на 2005 год». Предложения Кабмина предусматривают отмену льгот по уплате налогов, в том числе и для украинских автомобилестроительных заводов. Если законопроект будет принят, это вызовет подорожание на 25-30 процентов практически всех недорогих автомобилей, которые выпускаются на флагмане отечественной автоиндустрии ЗАЗе, ведь стоимость издержек при их производстве возрастет. Покупатели «Таврий» и ВАЗов — люди небогатые, считающие каждую копейку, поэтому резкий скачок цен, по мнению аналитиков, приведет к обвальному падению спроса на недорогие авто. В результате производство снизится на 85-90 процентов, что опять-таки вызовет подорожание машин «для народа». Как полагают эксперты, отечественное автопроизводство в итоге может стать вовсе нерентабельным. Таким образом, украинские автолюбители рискуют остаться без новых автомобилей стоимостью до десяти тысяч долларов.

Под угрозой планы ЗАЗа по созданию производства нового двигателя

За весь 1997 год украинский автопром произвел всего… две тысячи машин! Отечественная автомобильная промышленность в конце девяностых пришла в полный упадок. Помочь ее воссозданию должны были иностранные инвестиции и закон «О стимулировании производства автомобилей в Украине». Согласно этому документу предприятия с большими иностранными вложениями, а также программами развития производства имели право на определенные налоговые льготы. Среди получивших преференции (именные льготы) сроком на десять лет был и ЗАЗ, привлекший 150 миллионов долларов инвестиций. И уже через пару лет отечественный автопром начал вставать с колен. В 2003 году Запорожский завод произвел 69 тысяч машин, а в 2004-м — 126 тысяч (доля выпущенных ЗАЗом автомобилей составляет почти 70 процентов от общего автомобильного производства в стране). Продолжился и приток новых инвестиций. В прошлом году только в ЗАЗ вложено более 400 миллионов гривен. В нынешнем году предприятие должно получить еще около 900 миллионов.

Планы у ЗАЗа обширные: создание производства двигателя для легковых автомобилей, отвечающего нормам евро-3 и евро-4, запуск полномасштабного производства автомобиля представительского класса, а также организация выпуска собственных комплектующих, что увеличит локализацию производства и приведет к снижению цен на автомобили Запорожского завода. (Нынешнее снижение цен на «Ланосы» — наглядный тому пример. ) Короче говоря, через год-два ЗАЗ окончательно бы стал на ноги и смог бы почти на равных конкурировать с мировыми автоконцернами. За лидером, возможно, подтянулись бы и другие украинские автозаводы — КрАСЗ, ЛуАЗ, также зарегистрировавшие свои инвестиционные программы. Уже сегодня только один ЗАЗ, даже с учетом налоговых льгот, дает государству почти миллиард двести миллионов гривен годовых отчислений. Через пару лет эта сумма могла бы возрасти в несколько раз. Но вот неожиданно украинский автопром оказался перед угрозой… вернуться в 1997 год.

Преждевременное лишение преференций противоречитзаконодательству Украины

Как считают многие специалисты, в случае отмены льгот успешные автозаводы могут превратиться в банкротов, а десятки тысяч рабочих, получающих неплохую зарплату, — в безработных. Сегодня на ЗАЗе работает более двадцати одной тысячи человек, свыше ста тысяч рабочих трудятся на предприятиях смежных отраслей, поставляющих для завода комплектующие. (За прошлый год число работающих на ЗАЗе выросло почти на полторы тысячи человек, в планах до 2007 года — взять на производство еще около четырех тысяч рабочих. ) Отмена льгот может вытолкнуть этих людей на улицу…

РЕКЛАМА

Эксперты утверждают, что предложения правительства ударят и по среднему автомобилисту: в первое время недорогие машины, которыми снабжает страну ЗАЗ, просто подорожают, а потом, когда производить их станет невыгодно, народные автомобили могут и совсем исчезнуть. Если льготы автопрому отменят, в стране настанет трагикомическая ситуация: сгнившие старые «Жигули» будут перепродаваться за очень приличные деньги, так как производство новых недорогих машин, по сути, может исчезнуть.

В свою очередь, возмущенные инвесторы, вложившие сотни миллионов в наш автопром, потеряют к Украине доверие. Ведь решение об отмене налоговых льгот, по мнению специалистов, одним махом нарушает сразу три закона — «Об инвестиционной деятельности», «О режиме иностранных инвестиций» и «О стимулировании производства автомобилей в Украине». Эксперты прогнозируют: преждевременная (до конца 2007 года) отмена льгот и преференций приведет к множеству судебных процессов, и государство будет просто обязано компенсировать иностранным инвесторам, вложившим средства в украинские заводы под определенные программы модернизации производства, понесенные ими многомиллионные убытки. Самое печальное, что все это может произойти именно сейчас, когда ведущие автоконцерны все активнее переносят свои производства в страны с более дешевой рабочей силой. Наша страна с ее квалифицированными рабочими и очень динамично развивающимся рынком новых машин вполне могла бы привлечь к себе внимание автомобильных гигантов. Однако с таким отношением государства к обязательствам перед инвесторами перспектива Украины стать автомобильной державой вряд ли осуществима.

РЕКЛАМА

265

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров