Открыт сезон охоты на владимира литвина?
Новая украинская власть у руля чуть более двух месяцев, однако уже сейчас наблюдаются явления, о которых нельзя не говорить вслух. И, к сожалению, все чаще и чаще говорить о них приходится не только в позитивном контексте. Прежде всего потому, что новая власть так и не смогла избежать соблазна наступать на те же «грабли», за которые критиковала власть предыдущую.
Самым ярким тому подтверждением, пожалуй, следует считать даже не дело Гонгадзе, в котором и Президент Виктор Ющенко, и Генпрокурор Святослав Пискун, и министр внутренних дел Юрий Луценко уже успели наломать дров. Нет. И даже не как минимум спорные превращения Администрации Президента в Секретариат, который теперь в сокращенном виде звучит вообще странно — СП и провоцирует вопрос: что это за совместное предприятие? СП двух Александров — Зинченко (главы предвыборного штаба В. Ющенко) и Третьякова (по сообщениям в СМИ — финансиста предвыборной кампании нынешнего Президента)? Или как-то иначе? Нет.
Самое яркое — усиливающаяся борьба против наиболее сильного потенциального соперника главных представителей нынешней власти на ближайших парламентских выборах — спикера Верховной Рады Владимира Литвина. Итак, наиболее пессимистичные предсказания политологов о возможных политических войнах путем использования накопленного предыдущей властной машиной «компромата», видимо, становятся реальностью. Впрочем, обо всем по порядку.
Президент пообещал, что правительство отменит запрет на реэкспорт нефти, хотя позже премьер публично отказалась это делать
Впервые нападки на Владимира Литвина, а точнее на людей, входящих в его партию, в частности на Игоря Еремеева, прозвучали еще 17 февраля. Напомним, накануне — 16 февраля — Кабинет министров 21 голосом «за» против одного голоса министра юстиции Романа Зварыча запретил реэкспорт нефти, спровоцировав тем самым заявление министра юстиции о его возможной отставке. Уже 17 февраля стало известно, что такие действия министра были обусловлены лишь одним фактором — запрещенная правительством операция непосредственно касалась бизнеса, в котором задействована его жена — Светлана Зварыч. От запрета на реэкспорт пострадала пока только одна компания — ООО «Ойл-транзит», в которой С. Зварыч занимает почетное место заместителя генерального директора. Тогда же, 17 февраля, Р. Зварыч в интервью «5-му каналу» заявил о том, что уходит из правительства, потому что есть люди, связанные с нефтяным бизнесом, которые «пытаются вмешиваться» в его деятельность как министра, а также «склоняют» членов его семьи к «теневым» схемам.
Немного позже в открытом письме Светланы Зварыч к премьер-министру Украины Юлии Тимошенко была названа и конкретная фамилия того, кто пытался «давить» на ООО «Ойл-транзит» — Игорь Еремеев, народный депутат Украины, член парламентского Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности и, по некоторым данным, владелец 43 процентов акций НПК «Галичина». При этом необходимо учесть, что И. Еремеев является лидером фракции Народной партии, глава которой — спикер парламента Владимир Литвин. В середине февраля скандал власти удалось замять благодаря вмешательству самого В. Ющенко. При этом Президент пообещал, что правительство отменит запрет на реэкспорт нефти, хотя позже Ю. Тимошенко публично отказалась это делать, отметив, что правительство не допустит коррупционных схем в экономике.
Скандал затих, но, как выяснилось, не затух. Уже в начале марта С. Зварыч направила два обращения к Игорю Еремееву с просьбой обратиться к правоохранительным органам о расследовании деятельности НПК «Галичина» Кроме того, по данным С. Зварыч, в 2003-2004 годах дочернее предприятие «Деловое сотрудничество» госпредприятия «Деловое сотрудничество и услуги», созданного Управлением делами Верховной Рады Украины, вроде бы занималось экспортом нефтепродуктов, произведенных на НПК «Галичина» И это далеко не все факты, изложенные в обращениях С. Зварыч. Не правда ли странно, откуда у замгендиректора достаточно малоизвестной фирмы такие подробные данные о других субъектах предпринимательской деятельности? Не менее интересным кажется и то, что все эти данные изложены в обращениях к народному депутату, при этом с упоминанием статей законов «Об обращениях граждан» и «О статусе народного депутата Украины», согласно которым парламентарий должен дать ответ на поставленные вопросы.
Заодно попало «на орехи» и премьер-министру. После того как Юлия Тимошенко публично заявила, что три миллиона тонн нефти, предполагавшиеся для реэкспорта, входили в квоты в рамках межправительственного соглашения между Украиной и Россией, С. Зварыч обратилась с открытым письмом к премьеру с требованием документально доказать этот факт. При этом она оставила за собой право судиться с премьером с целью защиты деловой репутации своей компании. Не лишним будет отметить, что еще 11 марта Ю. Тимошенко, выступая на форуме «Власть и бизнес — партнеры», единственная из всех представителей исполнительной власти заявила о том, что пора прекратить преследование политических оппонентов путем экономических санкций к их предприятиям. Но, очевидно, этот призыв так и остался для многих «гласом вопиющего в пустыне». И это подтверждает детальный анализ причин, по которым С. Зварыч начала такую атаку на И. Еремеева.
Логично было предположить, что главная цель Светланы Зварыч — защита экономических интересов предприятия. Тем более есть что защищать. Ведь по оценкам Ю. Тимошенко, реэкспорт трех миллионов тонн относительно дешевой по мировым стандартам нефти дал бы возможность заработать 100-120 миллионов долларов. Однако в таком случае возникает вопрос, почему замгендиректора ООО «Ойл-транзит» обращается к тому, кто, по ее же словам, хотел предложить ей «теневые» схемы? Ведь с такими данными лучше было бы сразу идти в прокуратуру Поскольку этого не случилось, возникает другая версия, объясняющая действия С. Зварыч, — желание «напасть» на Владимира Литвина.
Самый уместный способ борьбы со спикером — дискредитация если не его самого, то его окружения?
Дело в том, что у Виктора Ющенко есть много причин, по которым стоит опасаться Владимира Литвина как конкурента на парламентских выборах. Во-первых, во время «оранжевой» революции именно спикер сыграл роль стабилизирующего фактора в обществе, предложив свой вариант выхода из конфликтной ситуации, который, с некоторыми изменениями, был в конце концов принят всеми сторонами переговорного процесса. Во-вторых, В. Литвин, переименовав свою партию из Народной аграрной в просто Народную, опередил В. Ющенко в стремлении присоединения к Европейской народной партии. В-третьих, рейтинг В. Литвина несомненно растет, даже если это пока не отражается на результатах социологических опросов. В этом контексте, очевидно, не случайно, Президент совсем недавно обронил фразу о том, что на парламентские выборы должна идти коалиция из «Нашей Украины», БЮТ и Народной партии Литвина. Вместе с тем рискну предположить, что у В. Ющенко нет уверенности в том, что спикер парламента пойдет в коалицию с ним. Хотя бы потому, что сам В. Ющенко нарушал ранее достигнутые договоренности с нынешним спикером — достаточно вспомнить так называемую присягу еще не президента, но уже считавшего себя таковым, В. Ющенко в парламенте между вторым и переголосованием второго тура выборов.
Как же склонить В. Литвина на свою сторону? Самый простой способ — объяснить «на пальцах». При этом Президент хорошо понимает: криминальные преследования могут только создать спикеру парламента «нимб невинно пострадавшего», что среди наших избирателей ценится гораздо выше, чем предвыборные обещания. Поэтому самый уместный способ борьбы — дискредитация если не самого В. Литвина, то его окружения, в надежде, что это заставит «образумиться» спикера. Кроме того, это послужит уроком всем, кто захочет стать на пути Президента Украины.
Если честно, очень не хочется верить в этот сценарий. Но вместе с тем возникают вопросы: а что, Александр Третьяков, Петр Порошенко, Евгений Червоненко и прочие близкие В. Ющенко люди никогда не пользовались «теневыми» схемами? И почему о них ничего не слышно, но так громко говорят о человеке, который долгое время находился в «тени» — И. Еремееве? Не потому ли что он — лидер парламентской фракции партии В. Литвина?
Кроме того, очень хочется поинтересоваться у Президента, как он относится к «пленкам Мельниченко», не считает ли нужным опубликовать полностью их содержание? При этом желательно, с учетом всего того, что уже могло быть выкуплено разными политическими деятелями нашей страны, и прежде всего — Александром Морозом? Я понимаю, что Виктор Андреевич, как и многие другие, — человек, переживший «ту эпоху», эпоху Леонида Кучмы, но Если он говорит «а», то есть заявляет о борьбе со всяким злом предыдущей власти, то хочется услышать и «б» — в виде либо реальных разоблачений всех и вся (правда, тогда окажется, что судить нужно всех в этой стране, включая грудных младенцев), либо реальной амнистии прошлым деяниям и неповторения действий предыдущей власти. Ведь, в конце концов, нужно быть либо честным, либо красивым (для избирателей) — и с этим стоит определиться.
255Читайте нас в Facebook