Только одно из пяти столичных обувных предприятий смогло пережить гиперинфляцию 90-х и появление в украине дешевой обуви из азии
«Сейчас главная проблема отрасли — отсутствие кадров»
Предприятие ведет свою историю с далекого 1867 года, когда указом императора Александра II в самом центре Киева, неподалеку от Киево-Печерской лавры, была создана «Обмундировальная обувная мастерская». В 1965 году она была преобразована в базово-экспериментальное предприятие по пошиву обуви прогрессивными методами крепления (горячей вулканизации и литья под давлением). При фабрике была создана мощная инновационная лаборатория полимерных материалов. В 1970 году фабрика переименована в обувное объединение «Киев». Учитывая политику, направленную на вынос промышленных объектов из центра, недавно обувная фабрика нашла инвестора, готового вложить средства в перенос предприятия в город Вишневое и его модернизацию.
Подробнее о предприятии «ФАКТЫ» попросили рассказать бессменного (опыт управления предприятием-42 года) директора обувной фабрики Ь1 «Киев» Павла Тарасюка.
- Многие предприятия легкой промышленности не смогли адаптироваться к новым условиям работы. Как вашей фабрике удалось победить в жесткой борьбе за существование, за рынки, за покупателя?
- Для нас рыночные отношения никогда не были новинкой. Конкуренция присутствовала и при СССР. Для того чтобы получить заказ на партию обуви, нужно было из года в год доказывать, что ты сделаешь ее лучше, чем десяток крупных обувных предприятий по всей стране. Объединение «Киев», производившее ежегодно более 11 миллионов пар добротной обуви, было одним из первых по объемам производства обуви в Украине. До 1991 года почти 60 предприятий Украины изготавливали более 200 миллионов пар обуви, но с каждым годом рынок сбыта для них становился все уже и уже. А потом к нам хлынула дешевая китайская обувь, и многие фабрики закрылись.
При этом не могу сказать, что конкурентная борьба — самая большая наша головная боль. Например, выиграв и выполнив в 1996 году один из крупных заказов по пошиву более чем миллиона пар обуви для армии, предприятие не получило вовремя денег от Министерства обороны и понесло колоссальные убытки.
- И все же в чем секрет вашего предприятия? Ведь четыре киевские обувные фабрики закрылись, а ваша продолжает успешно работать.
- Во-первых, собственная исследовательская база, которая позволяет нам не устаревать. Мы изобретали новые соединения, не отставая от аналогичных западных фирм, усовершенствовали технологии производства. Например, мы первыми применили метод скрепления горячей вулканизацией (когда верхняя часть обуви сваривается с подошвой) и холодного литья (когда вся конструкция выливается цельно). Начали использовать полиуретановые соединения, которые позволили снизить вес готовой продукции (во время войны в Афганистане Министерство обороны требовало новой, облегченной обуви). Изобретениями нашей лаборатории пользовался впоследствии весь СССР. Поэтому усиление конкуренции для нас не стало неожиданностью. В этих условиях мы существуем уже давно.
- Каковы, на ваш взгляд, главные проблемы легкой промышленности сегодня?
- Сейчас главная проблема отрасли — отсутствие кадров. В стране некем заменить тех специалистов, которые уходят на пенсию. Кстати, мы смогли пережить все трудности с минимальными потерями потому, что у нас опытные работники обучают новых. Вообще падение престижа рабочих профессий — общая проблема украинской промышленности. По статистике, только один из 18-ти выпускников школ хочет работать руками. Руководством страны поставлена задача создания более пяти миллионов рабочих мест. Это серьезная и ответственная задача, мы думаем, что можно сделать в этом направлении.
- Насколько уверенно сегодня чувствуют себя предприятия легкой промышленности на внутреннем рынке и нужна ли им помощь?
- Те предприятия, которые адаптировались к рыночным условиям, чувствуют себя уверенно, но все же мы ожидаем поддержки от государства. А для этого правительству нужно сделать следующее:
резко сократить вывоз кожевенного сырья за рубеж, так как нашим предприятиям приходится самостоятельно закупать дорогое сырье в Индии, Италии, Германии;
существенно сократить ввоз готовой продукции из-за рубежа;
вести жесткую борьбу с контрабандой;
стимулировать труд работников легкой промышленности, особенно предприятий, изготавливающих детскую продукцию. К сожалению, сейчас в Украине производится всего 1 пара обуви на 10-15 детей;
перепрофилировать машиностроительные заводы по производству оборудования и запасных частей для обувной промышленности Украины, так как более 70-ти процентов оборудования физически и морально устарело.
Стоит признать, что в нынешних условиях работать крайне сложно. В СССР, например, легкая промышленность давала 33 процента бюджета. А в Украине сегодня — всего 0,4 процента. Между тем, оборот в мировой легкой промышленности имеет колоссальный размер, сопоставимый с оборотами современных высокотехнологичных отраслей. И отказываться от борьбы за долю на этом рынке было бы просто глупо, о чем я не раз говорил на заседаниях правительства. Легкая промышленность имеет экономические основания быть предметом специальной политики государства. Помощь отечественной легкой промышленности в сокращении себестоимости производства плюс, как минимум, не дискриминационные условия доступа на рынок, могут дать быстрый и ощутимый эффект. Это и новые рабочие места, и существенное увеличение поступлений в бюджет.
«Автоматчики, захватывавшие предприятие, были обуты в сделанные нами ботинки»
- А как работает легкая промышленность в соседних европейских государствах? Может, есть смысл перенимать их опыт?
- В Словакии, как и в Чехии, правительствами созданы наиболее благоприятные условия для развития производства обуви. Не существует там и тех барьеров, которые пытаются побороть украинские обувщики. А в Польше правительство даже компенсирует 50 процентов затрат на участие обувных фирм в выставках и мероприятиях по продвижению товара в Украину. Даже Всемирная торговая организация требует равных условий конкуренции, а не равных условий доступа на рынок. Это разные вещи. Лично я убежден, что наша промышленность все еще имеет хороший кадровый потенциал, запас технологических инноваций, что при определенных условиях может обеспечить легкой промышленности стремительный рост и возможность успешно конкурировать на внешних рынках.
- Но все же, есть ли будущее у украинской обувной промышленности?
- Думаю, да. И доказательство тому — наша фабрика. Благодаря опыту и высокому мастерству сотрудников предприятие нормально пережило гиперинфляцию начала 90-х годов, а также выдержало открытие украинского рынка для дешевой китайской обуви.
Сегодня фабрика работает стабильно. Идет переоснащение и реорганизация производства с целью снижения себестоимости продукции, что позволит сделать ее более конкурентоспособной. У нашей фабрики славное прошлое, каким может похвастаться не каждое производство. Большим мне видится и ее будущее, и во многом — благодаря сплоченности коллектива и инвесторам, которых нам удалось привлечь к участию в этом непростом бизнесе.
- Примерно год назад фабрика оказалась в неприятном положении, в центре скандала с попытками захвата предприятия
- Да, факт имел место. В августе 2004 года, когда я был в отпуске, рабочие фабрики, а это в основном женщины, стали заложниками вооруженных людей в камуфляже. Женщин закрыли прямо в цехах, взломали двери административных помещений, сейфы, забрали печати и через несколько часов сообщили, что теперь у фабрики новый хозяин. Объяснили это впоследствии тем, что выполняли решение, принятое на якобы проведенном 29 июня общем собрании акционеров, о котором сами рабочие фабрики не знали. В подложных документах значилось, что в судьбоносном собрании приняли участие представители 1800 собственников фабрики. Тогда государство не вмешалось, но нам удалось своими силами отстоять фабрику. Самое смешное: автоматчики, захватывавшие предприятие, были обуты в сделанные нами ботинки.
Попытки дестабилизировать работу фабрики продолжаются. Я не исключаю и попыток повторного захвата, хотя меня удивляет, что до сих пор в ходу варварские методы 90-х годов. В этом случае я надеюсь на своевременное реагирование со стороны ответственных за правопорядок структур. Но хочу сказать всем падким на нечестные способы борьбы и легкие пути наживы: в трудные моменты весь наш коллектив всегда умел мобилизоваться. И коллектив фабрики, и ее руководство смотрят в будущее с уверенностью и дадут отпор любым действиям, направленным на то, чтобы помешать нашей работе.
1627Читайте нас в Facebook