На подъезде к донецку пассажиры смотрели по видику мистический триллер, и за несколько минут до катастрофы с экрана прозвучало: «каждый почему-то думает, что с ним ничего не произойдет»
«Я краем глаза заметила, как наш автобус подрезала какая-то легковушка»
- Позвоните, пожалуйста, ко мне в редакцию! А то моей родне не до этого сейчас, — первым делом попросила меня коллега — корреспондент газеты «Родина» из города Харцызска (Донецкая область) Светлана Селютина, оказавшаяся пациентом реанимации Донецкой областной травматологической больницы после того злополучного рейса.
Как я убедилась, в редакции харцызской газеты, куда Светлана Селютина недавно поступила корреспондентом, еще не знали, почему «новенькая» не появляется на работе. Впрочем, в подобной ситуации оказались, наверное, не только работодатели Светы. Ведь в автобусе ехали транзитные пассажиры: в основном супружеские пары и дети с родителями, которые навещали родственников в Донецкой области или отдыхали на азовском побережье, пользуясь «длинными» выходными. Света со своим старшим сыном проведывала младшую дочь: 11-летняя Юля отдыхает в лагере «Звездочка» и, скорее всего, еще не знает, что мама в больнице.
- Я как чувствовала беду, — вспоминает Светлана. — Дочка ныла: «Мама, я поеду с вами домой, всего-то три дня осталось до конца смены». Я уже было согласилась, но потом ее отговорила: «Нет, Юлечка, ты же не увидишь самого интересного: прощального праздника, костра. Оставайся». Слава Богу, я спокойна, что моя девочка осталась жива и здорова. И с сыном все в порядке — Егор сидел в правом ряду. А я — в левом. Автобус, переворачиваясь, упал на левый бок.
Как рассказала Света, крушение произошло, когда проехали поселок Еленовка (Волновахский район Донецкой области). Большинство пассажиров комфортабельного автобуса смотрели мистический триллер. Одной из пострадавших даже запомнились слова героя-призрака: «Каждый почему-то думает, что с ним ничего не случится». Через несколько минут после этих слов все и произошло
Света Селютина в это время взглянула в окно, за которым накрапывал дождик, и краем глаза заметила, как их большую «SETRA» подрезала какая-то легковушка. Журналистка не рассмотрела этого, как она выразилась, «мелкого наглеца». А уже через мгновение произошла катастрофа. По словам собеседницы, водитель автобуса попытался выровнять лайнер, но автобус понесло: он начал вращаться вокруг своей оси. В салоне раздались женские крики: «Нас ведет!» «SETRA» подчинилась неведомой силе, которая «уводила» ее с пути, закручивая, как корабль, попавший в морскую воронку. Сделав пару кругов на мокром асфальте, автобус качнулся, будто «переминаясь» с колеса на колесо, и начал заваливаться на левый бок. Затем машина еще раз перевернулась и легла на крышу — колесами кверху, прямо поперек разделительного газона. Люди перекатывались вместе с автобусом, как в бочке. Пассажиры с правого ряда свалились на людей, сидевших в левом ряду, вместе с вещами и разбившимися стеклами.
Когда Света, отряхнув с лица осколки, открыла глаза, она увидела, как все пытаются выбраться, и только один мужчина в красной рубашке сидит неподвижно: его зажало между сиденьями.
«Мамы звали детей, пытаясь узнать живы ли они»
- На мне сверху оказалась какая-то женщина, — вспоминает Светлана. — Она лежала и стонала, еле дыша, почти хрипела. Я так за нее испугалась, что стала кричать: «Помогите этой женщине! Господи, спаси всех нас!» В автобусе стоял один общий вопль: мамы звали детей (детей было в салоне не меньше десяти), пытаясь узнать, живы ли они. Я тоже позвала Егора: «Сын, ты живой?» Он отозвался и сказал, что с ним все в порядке. Я успокоилась. Пока на мне лежала та женщина, собственной боли я не чувствовала.
Света, ощущавшая всем телом, что под тяжестью днища и колес автобус медленно «приседает» на крышу, тем не менее не паниковала. Она видела, как водитель, который, как выяснилось позже, тоже получил серьезные травмы, носился по салону, выбивая уцелевшие стекла и помогая людям выбраться наружу. Светлана была уверена, что ее спасут. Лишь когда тяжкий «живой груз» сняли и она увидела, что вся одежда в крови, а в волосах и на лице полно осколков, вдруг почувствовала боль.
- Люди, которые меня вытаскивали, просили, чтобы я не смотрела на руки, но я все спрашивала, какая рука у меня пострадала — левая или правая, — вспоминает Света, которая, как оказалось впоследствии, чуть не погибла от потери крови.
Моя собеседница считает, что немалую роль в спасении ее жизни сыграла супружеская чета, которая на своей машине доставила ее в Донецк.
- Я не могу найти этих людей, ведь они о себе ничего не рассказали, а мне так надо сказать им спасибо! — переживает коллега, говоря о водителе попутной машины, представившемся Ярославом, и его спутнице — Ирине, которые ехали в Харьков.
Поравнявшись с местом ЧП, автомобиль Ярослава и Ирины остановился, и Светин сын бросился к вышедшему из салона водителю: «Спасите мою маму!» Уговаривать не пришлось. Ярослав тут же велел пареньку разыскать веревку, чтобы наложить жгут на травмированную руку Светы, а затем довез маму с сыном до ближайшей больницы в Донецке. Оттуда пострадавшую на «скорой» переправили в травматологию. На прощание Ярослав позаботился о том, чтобы Егор мог самостоятельно добраться домой в Макеевку, если это потребуется, дав подростку 10 гривен на билет. Ведь вещи и деньги Селютиных остались в искореженном автобусе.
Врачи не отпустили Егора на ночь глядя, оставили до утра в больнице и не пожалели об этом. Помощь
16-летнего паренька пригодилась, ведь ночь на 20 июня в Донецкой областной травматологии выдалась горячей: 19 травмированных, поступивших из перевернувшегося автобуса и еще двух маршруток, потерпевших аварии в самом Донецке. Егор больных на каталки грузил, помогал пациентам жгуты накладывать. А наутро, проснувшись на больничной кушетке, мечтательно изрек: «Буду травматологом». Мама, правда, сомневается, что столь высокая планка сыну по плечу. Но, по мнению медперсонала, спасатель или медбрат из парня вполне может получиться!
Свой день рождения, 3 июля, Свете явно придется встретить на больничной койке. Она уже перенесла сложную операцию: у пациентки обнаружили оскольчатый прелом обеих костей предплечья, повреждение лучевой артерии, размозжение массива мышечной ткани предплечья и кожных покровов. Но журналистка держится бодро, старается запомнить имена всех медработников, которые хоть на мгновение появлялись рядом с ее койкой, чтобы поблагодарить своих ангелов-хранителей в родной газете.
Медработники пережили «военную» ночь
- Несколько травмированных в перевернувшемся автобусе поступили с признаками сдавливания грудной клетки: синюшными одутловатыми лицами и красными (от кровоизлияний в склеры) глазами, — рассказывает «ФАКТАМ» заслуженный врач Украины доктор медицинских наук, профессор, главный врач Донецкой областной травматологической больницы, директор Донецкого НИИ травматологии и ортопедии медуниверситета Владимир Климовицкий. — Все пациенты были с ушибами и ссадинами — от разбившихся стекол. Наша больница оказала помощь 19 пострадавшим, 14 из которых были пассажирами автобуса. Пациентов с неопасными переломами, ушибами и ссадинами мы, по их просьбе, отпустили на амбулаторное лечение. Один мужчина погиб от тяжелой травмы таза, разрыва внутренних органов и внутреннего кровотечения. Увы, его не спасла даже операция. Жизни остальных пяти госпитализированных уже ничто не угрожает.
К массовому поступлению больных мы были готовы — имеется боевой опыт при шахтных авариях. Кроме бригады дежурных высококвалифицированных врачей, в больницу срочно были вызваны и профильные специалисты для проведения неотложных операций.
- Для обслуживания пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в этот дождливый вечер мобилизовали буквально весь медперсонал, — вспоминает тяжелую смену Александр Антонов, травматолог-ортопед института НИИ травматологии и ортопедии Донецкого государственного медуниверситета. — Без отдыха работала бригада из пяти хирургов, в том числе нейрохирург и двое анестезиологов-реаниматологов, на чьи плечи легли все противошоковые мероприятия. Были вызваны дополнительные рентген-лаборанты, чтобы обследовать пациентов прямо во время проведения интенсивной терапии. Полостные хирурги выявляли внутренние кровотечения, ведь пребывавшие в шоке пациенты не могли адекватно оценить свое состояние. Одной пострадавшей еще предстоит операция по фиксации сломанной ключицы. Двух человек прооперировали сразу, в том числе и вашу коллегу-журналистку. Светлане пришлось останавливать кровотечение прямо на каталке: в результате открытого перелома лучевой кости она успела потерять три литра крови и даже пережить геморрагический шок. Свете, как и ее товарищам по несчастью, предстоит длительное лечение. Но уже на следующий день она смогла пошевелить пальцами на поломанной руке и, как видите, настроилась на выздоровление.
297Читайте нас в Facebook