«трижды меня собирались расстрелять. В четвертый раз на эту угрозу я уже не реагировал »
«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что после семимесячного отсутствия на родину возвратился экипаж океанского судна «Панагия». Начавшееся в апреле этого года плавание было прервано у берегов Сомали. Теплоход вместе с 22 моряками, гражданами Украины, 18 октября захватили в плен вооруженные пираты. За освобождение пленников они затребовали выкуп в 700 тысяч долларов.
Отчаянные попытки по освобождению судна и его экипажа, предпринятые украинскими государственными органами и структурами, а также международными организациями, в конечном итоге увенчались успехом. Капитан судна и члены экипажа поделились с «ФАКТАМИ» подробностями своего пребывания в плену у пиратов.
«Было страшно, ведь мы — обычные люди »
Для З6-летнего Владимира Шабанова, возглавлявшего экипаж «Панагии», это был второй рейс в качестве капитана.
- О существовании пиратов я знал все больше из книг и рассказов, — рассказывает капитан «Панагии» Владимир Шабанов. — А вот «знакомство» с ними наяву вызвало не самые лучшие ощущения.
- Как вы поняли, что это именно пираты?
- По «почерку», еще до того, как они забрались на борт «Панагии». Когда на скоростных пластиковых лодках-катерах к нам приблизилась вооруженная группа людей, я сразу же сообщил: «Внимание: пираты!» На подходе они обстреляли судно: не столько на поражение, сколько для испуга экипажа. Затем, как в кинобоевиках, взяли теплоход на абордаж.
- Вы испугались?
- В тот момент ребята сохраняли спокойствие и выдержку. Оказывать сопротивление вооруженным бандитам было бессмысленно. Тем более что международными конвенциями морякам гражданского флота запрещено иметь оружие.
Капитан еще успел сделать последнюю запись в судовом журнале: «Судно захвачено пиратами». За освобождение экипажа бандиты потребовали 700 тысяч долларов.
- Четырежды мне угрожали расстрелом, — продолжает собеседник. — Конечно, было страшно — все мы обычные люди. Пираты уводили весь экипаж с мостика и заявляли мне: «Капитан, мы решили тебя расстрелять. Извини, так получилось Все наши бойцы пришли к такому мнению » При этом щелкали затворами автоматов, постреливали в воздух
Мне кажется, они ждали, что я брошусь им в ноги, начну просить пощады, кинусь к телефону — звонить в компанию, чтобы скорее выплатили требуемую сумму выкупа
Не знаю как, но в тот момент мне удалось настроиться на нужную «волну», точнее — на любой исход. Многие члены нашей команды даже не знали о том, что происходило на мостике. И ради спокойствия экипажа я поддерживал это незнание.
На четвертый «расстрельный» раз я спокойно (уже не реагировал, наверное, устал, привык к этому состоянию) сказал пиратам, что согласен позвонить в компанию. Хотя вовсе не был убежден в том, что они не посмеют стрелять, ведь от этих дикарей можно было ожидать всего. Единственное выдвинутое мною условие — не трогать экипаж. Это произвело на пиратов впечатление: они отошли в сторону и даже опустили автоматы.
«Мы заставили захватчиков жить по нашим правилам»
- На следующий день пираты заявили, что больше не будут меня трогать, — продолжает капитан. — И предложили: «Ты нам помогаешь, и мы вас отпускаем. Позвони в компанию и скажи, что здесь серьезная ситуация, ты нервничаешь — пусть они быстрее решают »
Мне разрешили связаться с компанией в Лондоне. Затем пираты с помощью своего переводчика написали письмо на английском языке, в котором подтвердили требование выкупа. Мы предложили отправить этот текст в Лондон по электронной почте (нам очень важно было их «засветить»). Пираты так и сделали.
В тот момент в Лондоне в головном офисе компании «Ocean Agencies», являющейся оператором «Панагии», уже находился специальный представитель руководства Украины, первый заместитель секретаря СНБО Украины Василий Крутов. Именно он беседовал с капитаном по телефону, прикрываясь именем сотрудника фирмы-оператора. По словам опытного спецназовца генерал-лейтенанта Крутова, пираты держали связь под постоянным контролем. Поэтому, чтобы намекнуть капитану, кто с ним беседует в действительности, генерал упомянул, что он работает «в конторе, из окна которой виден Магадан». Капитан тут же откликнулся: «Я понял »
- Как вам кажется, пираты дожидались именно «Панагию» или первое попавшееся судно?
- В принципе, их устраивает любое судно, — объясняет Владимир Шабанов. — Через целую систему оповещения вдоль побережья они знают: корабль идет. Мы практически были обречены. Сейчас тот регион патрулируют войска ООН, военные корабли, но ситуация остается крайне сложной.
- Откуда у дикарей такие классные катера?
- Их поставляют из Объединенных Арабских Эмиратов через подставных лиц. Так же, как и оружие. Захват пираты производят со стареньким оружием в руках — чтобы не жалко было за борт выбросить, в случае, если их «засечет» какой-то военный корабль. Могут продемонстрировать снасти — дескать, мирные рыбаки. Кстати, захватчики представляли собой весьма колоритное зрелище, некоторые были выряжены в национальные наряды — юбки.
- По «Панагии» пираты стреляли из оружия образца советских времен, — добавляет старший помощник капитана Артем Демидюк. — Кстати, в миле от нас стояло еще одно захваченное судно, шедшее под эгидой ООН, с гуманитарной помощью в трюмах. Когда мы уходили, его все еще удерживали у берегов Сомали. В таких экстремальных условиях наш экипаж вел себя достойно. Хоть мы и были пленными, но сумели заставить пиратов жить по нашим правилам, подчиняться распорядку на судне.
- В СМИ прошла информация о том, что якобы половину экипажа захватчики сразу же хотели расстрелять.
- Это неправда, — продолжает Артем. — В первое время после захвата судна в адрес наших моряков следовали угрозы физической расправы. Но, когда пираты поняли, что судно везет опасный груз (уголь), за состоянием которого нужно постоянно следить, то есть на «пороховой бочке», и, случись что серьезное, умирать придется всем вместе, слегка попритихли.
«Сомалийский пират — это рослый негр в набедренной повязке, босой и с автоматом»
По словам генерал-лейтенанта Василия Крутова, чтобы активизировать контакты с вымогателями, наши спецслужбы «разыграли» аварийную ситуацию. На судно из Лондона передали сообщение: есть опасность возгорания находящегося в трюмах угля. В таком случае, мол, от теплохода останутся одни головешки, и пираты, разумеется, никакого выкупа не получат. И вдруг из трюма действительно повалил дым! Его благополучно залили водой. Но «эффект возгорания» сработал: переговоры сразу же ускорились.
- Вымогали пираты какие-либо вещи у членов экипажа?
- Разумеется, — смеется Артем. — Трудно «не подарить» человеку, вооруженному автоматом, туфли, которые он заприметил на тебе либо в твоей каюте. Вообще же, очень популярна у этих «дикарей» была наша рабочая одежда — куртки и обувь. Особенно новые.
Хотя лично у меня создалось впечатление, что наши захватчики впервые столкнулись с цивилизацией. Они не скрывали своей радости от проживания в таких прекрасных условиях, с проточной водой, возможностью помыться под душем, побриться. Сомалийский пират — это рослый негр с европейскими чертами лица, одет в футболку, набедренную повязку, босой и с автоматом Калашникова. Общались мы на английском языке через переводчика, которого бандиты специально наняли.
Отношение к нам было достаточно гуманное. Разумеется, не от большой любви. Как они сами пояснили, если кто-либо пострадает от их действий, то из разряда «борцов за независимость и свободу» они переходят в разряд террористов. Как ни странно, но они следовали своим моральным принципам
- Прежде всего пираты ограбили судовую кассу, — вступает в разговор старший механик Виктор Куликовский, отметивший в этом рейсе 50-летний юбилей. — А затем забирали все, что им нравилось. Напяливали на себя по две рубашки, курточки, две пары брюк Очень ценились спортивные костюмы.
- Так вы даже никаких гостинцев домой не привезли?
- Невероятно, но многие вещи удалось уберечь! — продолжает старший механик. — Некоторые члены экипажа хранили свое имущество в машинном отделении, а туда пираты не спускались. Помимо вещей мы прятали там продукты питания: консервы, сахар, муку, макароны — все, что не портится без холодильника.
Когда пленники возвратились домой, их счастливые родные, не смущаясь телекамер, плакали от радости
- Мы пережили очень тяжелые дни, каждую минуту ждали звоночка, весточки, — сквозь слезы говорит Оксана Котова, жена судового механика. — Сколько лет муж ходил в море — и все было нормально. И вдруг — захват Слава Богу, все закончилось благополучно
562Читайте нас в Facebook