В уникальном полете через антарктиду на маленьком одномоторном самолете украинским пилотам пришлось отключить обогрев кабины, иначе не хватило бы топлива для двигателей
«На этот раз я поставил в церкви свечку за здравие сына»
- Позавчера в 8 утра по киевскому времени самолет Ан-3 прилетел с Южного полюса на американскую полярную станцию «Мак-Мердо» (она расположена на берегу моря Росса) — и у меня отлегло от сердца, ведь вторым пилотом был мой сын Валера, — рассказал «ФАКТАМ» киевлянин Владимир Епанчинцев. — Я привык, что его работа связана с риском — он летчик-испытатель. Но перед этим полетом в первый раз поставил свечку за здравие сына во Владимирском соборе. Жене мало что рассказывал — несколько лет назад у нее случился инсульт. Я же как профессиональный авиатор (уже более 40 лет работаю в антоновском КБ) четко представлял себе уникальность и сложность задачи: до Ан-3 ни один одномоторный самолет на Южный полюс не летал.
История эта началась три года назад. Тогда украинскую новинку — самолет Ан-3 (его «старшим братом» является знаменитый Ан-2) — начали серийно выпускать в России на Омском авиазаводе. В рекламных целях омичи и вице-спикер Госдумы России Артур Чилингаров решили показать возможности самолета на впечатляющем примере. Так появилась идея полета Ан-3 на Южный полюс. Для ее выполнения нужны были летчики экстракласса. Лучше всего подходили те пилоты, которые проводили государственные испытания машины. Поэтому сибиряки обратились за помощью в Киев, в Авиационный научно-технический комплекс имени Олега Антонова, где была разработана машина и чьи летчики ее испытывали. Выбор пал на командира экипажа испытателей Ан-3 Сергея Тарасюка. Он возглавил украинско-российский экипаж, полетевший на Южный полюс. «ФАКТЫ» подробно рассказывали об этом перелете. Так же, как и нынешний, он был довольно рискованным: у Ан-3 только один мотор, и если бы он заглох, то спасти пилотов было бы практически невозможно. Полет был опасен еще и потому, что стрелка компаса в тех местах ведет себя непредсказуемо, и ориентироваться приходится по солнцу. Для современных пилотов средневековые методы навигации непривычны. Сергей Тарасюк признался корреспондентам «ФАКТОВ», что все время переживал, не сбился ли с курса. Успокоился лишь тогда, когда увидел огромный купол станции «Амундсен-Скотт», стоящей на Южном полюсе. К тому же центральные районы Антарктиды — это высокогорье, покрытое огромным слоем льда и снега. Нехватка кислорода может весьма ощутимо влиять на самочувствие людей и работоспособность двигателя самолета. Но, несмотря на трудности, перелет завершился благополучно. А вот отправиться в обратный путь Ан-3, к сожалению, тогда не смог — сломался мотор. Отремонтировать его не удалось, экипажу пришлось бросить машину на полюсе и возвращаться на американском самолете.
За три года Ан-3 стал своего рода достопримечательностью Южного полюса, однако даже в качестве памятника оставаться там навечно он не мог — согласно международным соглашениям, засорять чем-либо Антарктиду нельзя. Что бы туда ни завезли — консервную банку или самолет, — все нужно вывезти. Россиянам все время напоминали об Ан-3, и вот теперь представился удобный случай. Российский ледокол пришел на помощь американскому судну, оказавшемуся в ледовом плену возле Антарктиды. В благодарность за это полярники из США доставили на своем четырехмоторном самолете Ci-130 на полюс новый двигатель, ремонтников и летчиков для Ан-3. Экспедицию организовал Артур Чилингаров. На этот раз весь летный экипаж состоял из киевских испытателей. Они установили на Южном полюсе флаг и герб Украины, Киева (атрибуты столицы передал мэр Александр Омельченко), а по своей личной инициативе — знамя «оранжевой» революции. Командиром экипажа, как и три года назад, стал Сергей Тарасюк, вторым пилотом — Валерий Епанчинцев, штурманом — Владимир Сорока.
«Готовясь к ремонту Ан-3, детали самолета морозили в камере при температуре минус 70 градусов»
Самолет три года простоял при очень низких температурах. За этот срок что угодно могло произойти с оборудованием и обшивкой, например крыльями, сделанными из специальной ткани, пропитанной смолой.
- Поэтому самостоятельное возвращение Ан-3 тщательно готовилось: год назад на Южном полюсе побывали специалисты Омского авиазавода, и на основе собранной ими информации мы разработали программу ремонта и восстановления самолета, — говорит заместитель генерального конструктора Авиационного научно-технического комплекса им. Антонова Генрих Онгирский. — Киевский экипаж проводил специальные тренировки и тестирование в воздухе именно того двигателя, который затем поставили на «полярный» Ан-3: такой же самолет поднимали с этим двигателем в воздух и глушили мотор на высоте 2830 метров, а затем включали вновь. Делалось это для того, чтобы удостовериться, что двигатель запустится на полюсе, расположенном как раз на высоте 2830 метров над уровнем моря. В Омске в специальной камере создали антарктические условия — температуру минус 70 градусов — и поместили туда на длительное время оборудование и фрагменты обшивки Ан-3. Этот тест также помог квалифицированно подготовиться к восстановлению самолета.
Окончательное решение, сможет ли Ан-3 лететь через Антарктиду, принимал на месте наш сотрудник, ведущий инженер Евгений Иванов — вся ответственность лежала на нем. На полюсе было проведено тестирование всех агрегатов и систем. Часть оборудования была заменена по предложению участвовавшего в полетах над полюсом нашего ведущего инженера по летным испытаниям Владимира Дзюбы. Кстати, это были первые в истории испытательные полеты над южной шапкой Земли.
1400 километров от полюса до станции «Мак-Мердо» самолет преодолел за шесть часов. Наши как раз успели выполнить перелет до завершения наиболее благоприятного для полетов периода — в Антарктиде сейчас лето, но все равно несколько дней пришлось дожидаться приемлемой погоды.
Обеспечить спасение экипажа в случае ЧП взялись американцы. Они могли бы подоспеть на помощь на имеющихся в их распоряжении двух самолетах, а также на санном поезде. Кроме того, между полюсом и «Мак-Мердо» оборудована площадка для посадок и дозаправки самолетов. В случае необходимости можно было бы сесть там. Но, к счастью, всего этого не понадобилось. Теперь на российском самолете Ил-76 экипаж и разобранный Ан-3 возвращаются в Россию.
- Сын ежедневно звонил мне из Антарктиды в Киев по спутниковому телефону, — продолжает отец второго пилота Владимир Епанчинцев. — Рассказывал, что на станции «Амундсен-Скотт» (это целый полярный городок под гигантским металлическим колпаком) настоящий коммунизм: любая еда и питье бесплатны. Валера и фотографии прислал по электронной почте, в том числе снимки выданных американцами сертификатов о том, что украинские знамена установлены на Южном полюсе. Сын уверял, что все сложится хорошо, но я ежедневно звонил в Москву своему давнему другу, начальнику летно-испытательной службы России генералу Валерию Коваленко, располагавшему оперативной информацией из Антарктиды. Коваленко с детства знает моего Валеру, готовил его к поступлению в школу летчиков-испытателей, почти как крестный отец ему, так что очень волновался. А первым об успешном завершении полета сообщил по телефону Артур Чилингаров. Он сказал, что украинские летчики — герои. Ведь все шесть часов им пришлось лететь, словно в холодильнике: ребята были вынуждены отключить отопление кабины, иначе могло не хватить топлива для двигателя. Ориентировались в основном по солнцу. Об остальных подробностях узнаю через несколько дней, когда сын с товарищами вернутся в Киев.
Кстати, похожая история произошла с американским транспортным Ci-130. В конце
1950-х он совершил вынужденную посадку в Антарктиде. Через 30 лет самолет выкопали из-под снега, обследовали, и после небольшого ремонта он смог взлететь и вернуться в США.
Читайте нас в Facebook