Остановив неуправляемый 42-местный «лаз», в котором Умер водитель, тернопольский студент спас жизни 20 девушкам
Этот удивительный случай произошел в Тернополе. В автобусе (42-местном ЛАЗе), в салоне которого находилось 20 студенток местной медицинской академии, направлявшихся на занятия, прямо за рулем умер водитель. Тяжелая неуправляемая машина неслась по центральной улице города. Если бы не решительные действия третьекурсника медицинского факультета этого же вуза 22-летнего Ивана Бугеры, сумевшего укротить неповоротливый ЛАЗ, последствия ЧП могли быть трагическими.
«Проснувшись, я не поверил собственным глазам: на полу неподвижно лежал шофер»
-- Из профилактория «Калина», который расположен в Тернопольском районе, мы выехали вовремя, примерно в восемь утра, и без эксцессов, -- вспоминает Иван Бугера. -- Шофер (на вид ему было лет пятьдесят) чувствовал себя хорошо, никаких признаков недомогания у него не было. Кроме меня, в салоне находилось 20 студенток нашей академии и еще один парень. Я устроился на втором сиденье спереди, с правой стороны. Все спали. Вдруг сквозь сон послышался глухой стук, как будто на пол упала тяжелая сумка или пакет. Я не обратил на это особого внимания, но тут кто-то из девушек закричал: «Водителю плохо!» Проснувшись, я не поверил собственным глазам: прямо передо мной на полу головой к выходу неподвижно лежал шофер. Сон как рукой сняло. В сознании вспыхнула мысль: автобус-то мчится по центральной улице города! На спидометр я не посмотрел -- не до того было
Дальнейшие события, по словам Ивана, развивались с быстротой молнии. Боковым зрением он отметил, что автобус выехал на полосу встречного движения, к нему приближалась «маршрутка» с пассажирами и несколько легковушек, по тротуару как ни в чем не бывало шли люди. Иван вскочил и попытался схватить руль сбоку, но мешал лежавший на полу водитель. Тогда он пробрался на его место и первым делом выбил рычаг переключения скоростей в нейтральное положение. Затем попытался надавить на тормоз, но педаль оказалась заблокированной стопой водителя. В это время мимо пронесся «жигуленок», двигавшийся навстречу. Его водитель чудом избежал столкновения. Иван еще острее осознал, что нужно что-то предпринимать, иначе быть беде. Решимости студенту придавали испуганные крики двух десятков девушек за спиной, жизнь которых волею судьбы оказалась в его руках.
Решение возникло само собой. Иван изо всех сил рванул баранку влево. Автобус, чудом вписавшись в крутой поворот, загромыхал по ухабистой улочке. Задача номер один была выполнена: машину удалось увести с оживленного проспекта. Теперь надо было остановить ее, но Ивану никак не удавалось нажать на тормоз: мешал нога водителя. И тут помогли девушки. Преодолев панику, они оттащили мужчину, освободив педали. Тяжелый ЛАЗ, наконец, замер посреди дороги.
-- Когда автобус остановился, мы бросились к выходу, но не могли открыть дверь, на которую навалилось тело водителя, -- сильно волнуясь, рассказывает пассажирка ЛАЗа Татьяна Станьковская. -- Разжать створки и вытащить пострадавшего наружу нам помогли прохожие. Мы уложили его на траву. Водитель был весь синий, пульс не прощупывался, дыхание отсутствовало. Тогда мы не знали, что у него тромбоэмболия легочной артерии. При этой патологии оторвавшийся от стенки сосуда тромб с потоком крови достигает легочной артерии и закупоривает ее. В результате у человека наступает остановка дыхания. Кто-то по мобилке вызвал «скорую». А мы стали делать пострадавшему непрямой массаж сердца, обливать холодной водой. В какой-то момент он как будто всхлипнул. Мы обрадовались, но, к сожалению, дыхание так и не восстановилось. Врач из «скорой» сказал, что бедняге уже никто не поможет. Тем не менее, несмотря на безнадежность ситуации, бригада медиков сделала все, что было в их силах: пострадавшему внутривенно ввели адреналин, провели другие реанимационные мероприятия. Увы, безуспешно. Очень жаль водителя. Он был еще не старый, слыл опытным шофером и порядочным человеком. Говорят, на здоровье не жаловался
-- Вскоре приехала милиция, вокруг собралась толпа, -- продолжает рассказ Иван Бугера. -- И я решил уйти. Честно говоря, сразу после ЧП не давала покоя мысль: может, я что-то сделал не так, как следовало бы? В общем, я отправился в общежитие. А через час-другой пришли из деканата, сказали, что я поступил правильно.
-- Что вы чувствовали, находясь за рулем автобуса?
-- Я себя со стороны не видел, но девушки рассказывали, что очень побледнел. Когда шел домой, сильно дрожали руки. А в критический момент страха не испытывал -- некогда было пугаться. Думал лишь об одном: как остановить автобус. Страх появился позже, когда осознал вероятные последствия аварии
Как оказалось, у Ивана есть водительские права. Он управлял отцовским «жигуленком», правда, нечасто. Но за баранкой автобуса никогда раньше не сидел.
«Сейчас мы уже спокойно ездим на автобусе, но на отрезке проспекта, где случилось ЧП, сердце все-таки сжимается»
-- В то утро я проснулась со странным беспокойным чувством, -- говорит Татьяна Станьковская. -- Впрочем, ничто не предвещало беды. Устроившись в автобусе в мягких креслах, мы спокойно спали. Я сидела на третьем сиденье, сразу за Иваном. При въезде в город проснулась. Водитель объехал троллейбус, остановившийся из-за какой-то поломки, и завалился на бок. Ставший неуправляемым автобус выехал на полосу встречного движения. Я очень испугалась и закричала. Даже страшно подумать, что могло быть, не прояви Ваня мужество и решительность. Удивительно, как ему удалось справиться с тяжелой неповоротливой машиной! Я разговаривала на эту тему с опытным водителем, и он отметил, что ЛАЗом очень тяжело управлять даже шоферу со стажем, тем более в экстремальной ситуации.
Когда все закончилось, мы возвращались в профилакторий на том же автобусе. Новый водитель долго не мог его завести. Помню, я еще подумала: «Доберемся ли мы домой живыми-невредимыми?» Было очень страшно. Но не зря говорят: время -- лучший лекарь. Сейчас уже ездим спокойно, без страха. Но на отрезке проспекта Степана Бандеры, где все случилось, сердце все-таки сжимается
-- Тот день я запомнила на всю жизнь, -- поделилась участница чрезвычайного происшествия Уляна Яхницкая. -- Начинался он замечательно, с раннего утра установилась чудесная солнечная погода. Это был первый день, проведенный нами в профилактории «Калина», и первая поездка на том автобусе. У всех было прекрасное настроение, несмотря на усталость. И вдруг -- такой поворот событий. Когда автобус стал неуправляемым, нас сначала охватила паника, но мы, глядя на Ивана, быстро взяли себя в руки. Меня до сих пор поражает его реакция и самообладание. Он нас спас!
Бугера себя героем не считает. Уверен, что на его месте так же поступил бы каждый настоящий мужчина. Не было у него и никаких тревожных предчувствий, хотя без мистики все же не обошлось. В тот день Ивану нужно было попасть к 16 часам на станцию «скорой помощи», где он подрабатывает фельдшером. С утренних пар в академии он отпросился и хотел отправиться в Тернополь после обеда, вдоволь отоспавшись. Но почему-то решил ехать в восемь утра именно этим ЛАЗом. Почему, объяснить не может. Впрочем, теперь уже знает -- чтобы предотвратить автокатастрофу.
На следующий после ЧП день сюжет о геройском поступке 22-летнего студента показали в местных теленовостях, днем позже -- на одном из всеукраинских каналов. Затем ему в торжественной обстановке вручили диплом номинанта акции «Герой-спасатель года», ежегодно проводимой МЧС Украины, знак «За отвагу в чрезвычайных ситуациях» второй степени и цветной телевизор. По достоинству оценило поступок студента и руководство медицинской академии. По распоряжению ректора Иван продолжает образование за счет вуза (до этого он платил 4 тысячи 550 гривен в год). Ему была выдана премия в размере 500 гривен. Парень признался, что, получив деньги, осуществил свою давнюю мечту: купил мобильный телефон. Не платит он теперь и за комнату в общежитии.
-- Ситуация, в которую попал Иван вместе со студентками, -- уникальная, -- говорит помощник начальника управления МЧС Украины в Тернопольской области по взаимодействию со средствами массовой информации и связям с общественностью Андрей Коцюлим. -- Обычно мы имеем дело с пожарами, происшествиями на воде. Но случая, когда за рулем автобуса во время движения умирает водитель, я не помню. Конечно, действия Ивана Бугеры заслуживают уважения и благодарности. В создавшейся экстремальной ситуации он поступил как настоящий профессионал, тем самым предотвратив возможные трагические последствия. И это при том, что ЛАЗ -- очень непростая в управлении машина даже для опытного водителя. А чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров на автобусе, нужна специальная водительская категория и опыт.
367Читайте нас в Facebook