«врачи все время повторяли: «ноги чувствуешь -- должен ходить»
«Я родился в рубашке»
Олег шел не спеша, уверенно, слегка прихрамывая. Трудно представить, что совсем недавно он был прикован к постели. Сейчас у него под одеждой прочный корсет, поддерживающий позвоночник, в котором стоят 6 металлических шурупов и искусственный трансплантат позвонка.
Трагедия произошла 29 апреля этого года в Дарницком районе г. Киева в старом жилом доме по ул. Строителей. Прямо под ногами трех рабочих-ремонтников оборвалась балконная плита четвертого этажа. Она вместе с людьми полетела вниз, круша на своем пути балконные плиты нижних этажей, упала на кучу строительного мусора и раскололась. Один из строителей погиб на месте, второй скончался в приемном покое Больницы скорой помощи, и только Олег с тяжелыми травмами позвоночника, открытым переломом левой руки чудом выжил.
--- Я упал, но не потерял сознание, -- рассказывает Олег. -- Лежал на спине, а ноги были как-то неестественно повернуты влево. Не мог пошевелиться -- почувствовал, что сломал позвоночник и руку. Кто-то пытался меня оттащить, но я просил, чтобы меня не трогали до приезда «скорой». По дороге в больницу узнал о смерти мужчин, которые находились со мной на балконе, с одним из них я проработал всего два дня. Получается, в живых остался я один Можно сказать, в рубашке родился. Я потерял много крови -- до двух с половиной литров. Мне очень повезло, что первую операцию сделали почти сразу. Провел ее замечательный врач Алексей Исаенко. В общей сложности операций было пять. Три на позвоночнике и две на руке.
-- В Больнице скорой помощи я пролежал около двух месяцев, -- продолжает мужчина. -- Конечно, мучительно отходил от наркоза: болело сердце, давление то поднималось, то падало. Постоянно лежал, похудел на 12 килограммов. Ноги я чувствовал, но они сильно отекли, онемели. Ходить очень хотелось, хотя не верил, что смогу. Но врачи все время повторяли: «Ноги чувствуешь -- должен ходить!» Просто никто не знал, как скоро это произойдет. Я очень благодарен врачам и моей маме. Она постоянно находилась рядом, поддерживала меня, как могла. Откуда у нее только силы брались? Ведь ей самой трудно ходить, она инвалид третьей группы.
«Спина болит постоянно, но хожу уже без поддержки»
-- О центре реабилитации мы с мамой узнали в больнице, -- продолжает Олег. -- Нам сказали, что он лучший именно для спинальников. Два месяца я практически не двигался, и здесь, в центре, меня впервые посадили в инвалидную коляску. Со мной занимались интенсивной реабилитацией: массажи, гимнастика, различные упражнения. Сначала лежа на кушетке (на тренажер я еще не мог сесть). Врач-реабилитолог Вячеслав Штатнов потихоньку ставил меня на ноги, и уже через неделю моего пребывания здесь я начал немного ходить, опираясь на брусья. Конечно, с поддержкой.
-- Когда Олег приехал к нам, он находился в состоянии депрессии, -- рассказывает реабилитолог Вячеслав Штатнов. -- У него были большие сомнения в том, что он сможет ходить, снова станет полноценным человеком. Помимо физической помощи, он нуждался еще и в серьезной психологической поддержке. Мы много говорили с ним, убеждали, иногда даже заставляли его делать те или иные упражнения. При падении с высоты Олег получил компрессионный перелом первого поясничного позвонка. В Больнице скорой помощи ему установили систему, которая скрепляет позвоночник. Парню очень повезло, что не пострадал спинной мозг и была сохранена чувствительность в ногах. В первую очередь мы укрепляли ослабленные мышцы, чтобы пациент смог самостоятельно подняться с кровати и сесть. Через полтора месяца Олег уже стал самостоятельно вставать на ноги и передвигаться.
-- Ну, не самостоятельно, а с реабилитологом мог пройти по спортзалу, -- возражает Олег. -- И на улице метров пятьдесят, только держась за кого-то. Дома я занимался самостоятельно, и уже во второй приезд в центр смог достать инвалидную коляску из машины. Теперь я потихоньку хожу сам, хотя спина болит постоянно.
-- Олег очень хороший и ответственный парень, -- говорит руководитель центра реабилитации спинальников «Возрождение-АРС» Иван Марусевич, который не понаслышке знает о проблемах людей, повредивших позвоночник. Он сам двадцать пять лет назад получил травму ныряльщика. -- После двух месяцев лежания у него атрофировались мышцы ног. Но Олег упорно выполнял все упражнения по их разработке, хотя это очень болезненно. Сейчас ему необходимо избегать малейших физических воздействий, ведь даже случайный толчок в троллейбусе может иметь тяжелые последствия. И, конечно же, нужно постоянно тренировать мышцы спины и ног.
421Читайте нас в Facebook