Новый менеджмент намерен вывести зао «укртатнафта в лидеры отрасли
Отсутствие государственного контроля приводит к дестабилизации на розничном рынке топлива
Поспешное разгосударствление рынка нефтепродуктов в начале 90-х годов крайне негативно сказалось на стабильности его работы. Крупнейшие кризисы на топливном рынке были зафиксированы в 1995 и 1998 годах. В конце 90-х руководство страны было вынуждено обращаться в кризисных ситуациях за экстренной помощью к иностранным партнерам: в 1995 году -- к американской компании «Texaco», в 1999 году -- к президенту Азербайджана Гейдару Алиеву и греческому мультимиллионеру Вардису Вардиноянису. В итоге несколько лет экспериментов на нефтяном рынке дали четкое понимание того, что отсутствие жесткого государственного контроля за розничным топливным рынком приводит к его дестабилизации частными нефтяными компаниями, стремящимися к сверхприбылям.
Ситуация начала меняться лишь в 2002 году, когда руководство НАК «Нафтогаз Украины» объявило о создании национальной сети АЗС. Вместе с тем сравнительно небольшая доля рынка, которую удалось занять государственному холдингу, не могла существенно повлиять на политику ценообразования в отрасли. И если осенний кризис 2003 года был преодолен за счет дополнительных поставок шебелинского топлива по сниженным ценам, то уже в мае 2004 года государственных ресурсов оказалось недостаточно для того, чтобы предотвратить скачок цен.
Таким образом, сложилась ситуация, при которой государство сможет противостоять иностранному присутствию на нефтяном рынке Украины исключительно путем консолидации оставшихся в его распоряжении активов. Именно для решения данной задачи Президент Леонид Кучма издал в июле указ о создании вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК). Указ предусматривает сохранение в уставном фонде НАК «Нафтогаз Украины» государственного пакета акций добывающей компании ОАО «Укрнафта» (50 процентов + 1 акция), а также внесение госпакетов акций ЗАО «Укртатнафта» (43 процента) и ОАО «НПК «Галичина» (25 процентов). Поскольку в структуру НАК «Нафтогаз Украины» входит и Шебелинский газоперерабатывающий завод, это предприятие также войдет в состав ВИНК.
Первым шагом, продемонстрировавшем серьезность намерений государства по созданию ВИНК, стала передача 43 процентов акций крупнейшего в Украине Кременчугского нефтеперерабатывающего завода (ЗАО «Укртатнафта») в уставный фонд НАК «Нафтогаз Украины». Передача значительного пакета акций ЗАО «Укртатнафта» закономерно привела к ротации менеджмента предприятия.
Новое руководство «Укртатнафты» намерено увеличить поставки нефти на завод
Следует отметить, что в 2003 году «Укртатнафта» во главе с теперь уже бывшим руководителем Павлом Овчаренко добилась наращивания загрузки производственных мощностей Кременчугского НПЗ, увеличив доходы вдвое. Однако очевидным является и то, что почти наполовину государственная «Укртатнафта» не всегда учитывала интересы своего крупнейшего акционера -- государства. Так, несмотря на подписанный в сентябре текущего года меморандум с правительством, который фиксирует розничные цены на бензин, АЗС, работающие под брендом «Укртатнафта», практически во всех регионах страны продавали топливо на 10--15 копеек дороже, чем предусматривалось договоренностями. Это ставило под угрозу не только стабильность на рынке, но и грозило Кременчугскому НПЗ санкциями со стороны фискальных органов.
Если Одесский НПЗ и Лисичанский НПЗ активно проводили модернизацию, то «Укртатнафта» уступала своим конкурентам. В результате Кременчугский НПЗ отдал «пальму первенства» по выпуску высокооктановых бензинов Лисичанскому. Не лучшим образом обстоят дела и с развитием розничной сети. При том, что сети автозаправочных станций ТНК, «ЛУКОЙЛа», НК «Альянс», «Укрнафты» в последнее время динамично развиваются, «Укртатнафта» не может похвастаться подобными успехами.
Новый владелец госпакета ЗАО «Укртатнафта» -- НАК «Нафтогаз Украины» -- был вынужден приступить к проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности компании за 2003--2004 годы. По итогам ревизии «Нафтогаз Украины» намерен получить полную информацию о финансовом состоянии компании. «Особое внимание будет уделено изучению кредитного портфеля ЗАО», -- заявил информационному агентству «Украинские новости» представитель «Укртатнафты», вошедший в состав ревизионной комиссии.
Ревизорам предстоит разобраться, почему на момент смены менеджмента, кредитная задолженность «Укртатнафты» перед УкрСиббанком составила 167,6 миллиона гривен. Этот банк был единственным, кто обслуживал «Укртатнафту». Между тем экономическая целесообразность подталкивает крупные предприятия к сотрудничеству с несколькими банками, что позволяет воспользоваться конкуренцией на рынке финансовых услуг и извлечь для себя выгоду. Внимание ревизоров привлек и тот факт, что при увеличении дохода «Укртатнафты» с 1,83 миллиарда гривен в 2002 году до 4,86 миллиарда в 2003 году, чистая прибыль компании сократилась вдвое -- с 195,55 миллиона гривен в 2002-м до 95,26 миллиона в 2003-м.
Уже в ближайшие дни новый руководитель «Укртатнафты» Сергей Глушко намерен представить свой план развития предприятия. На встрече с трудовым коллективом завода он заявил, что собирается увеличить поставки на завод нефти в 2005 году и привести качество продукции к европейским стандартам. В настоящий момент южнокорейская LG заканчивает разработку ТЭО комплексной модернизации Кременчугского НПЗ общей стоимостью около 300 миллионов долларов.
Участники нефтяного рынка не сомневаются в том, что согласованные действия основных акционеров ЗАО «Укртатнафта» -- татарстанской стороны и НАК «Нафтогаз Украины» -- позволят новому менеджменту Кременчугского НПЗ воплотить в жизнь задуманные планы и вывести предприятие на новый виток развития. Следовательно, потребители получат дополнительные объемы высококачественного автомобильного топлива, произведенного в Кременчуге.
Читайте нас в Facebook