Родители, содержавшие в клетке мальчиков-двойняшек и девочку, сказали, что из детского дома, где сейчас воспитываются малыши, заберут только дочь
О маленьких Ване, Виталике и Ане Заграй из села Клекотин Шаргородского района Винницкой области «ФАКТЫ» писали 21 февраля прошлого года. Тогда местные медики освободили детишек из клетки, в которой их продолжительное время содержали родители. Грязные, голодные, издающие странные и непонятные звуки малыши не умели говорить, ходить, не понимали человеческую речь и сторонились людей. После лечения в Шаргородской районной, а затем в Джуринской участковой больнице детей передали в винницкий Дом малютки. А недавно мальчиков-двойняшек и их сестру перевели в детский дом «Гнездышко».
«Маленькие Заграи восприняли новую обстановку спокойно»
Когда Ванюше и Виталику исполнилось по четыре годика, мальчиков нужно было определять в детский дом, но руководство Винницкого дома малютки не спешило с переводом. Опекающие их взрослые решили подождать, пока немного подрастет младшая сестра Анечка. Детей нельзя разлучать, они очень привязаны друг к дружке. И вот уже около двух месяцев маленькие Заграи живут в детском доме. Новые воспитатели и няни радуются, что переезд не сказался отрицательно на детях. Наверное, потому, что они неразлучны. Даже если кого-то из малышей оставляют на индивидуальные занятия, двое других обязательно находятся рядом.
-- Обычно дети тяжело привыкают к новым условиям, плачут, их приходится долго успокаивать, -- говорит воспитатель спецгруппы винницкого детского дома «Гнездышко» Татьяна Соколова. -- Но маленькие Заграи восприняли новую обстановку спокойно. Ничуть не были смущены и с интересом рассматривали детей и взрослых. Правда, на празднике, посвященном началу нового учебного года, держащаяся вместе дружная троица все время поглядывала на детей второй группы и тихо звала их по именам -- все эти детишки воспитывались в Доме малютки. Но потом закружились в танце, запели, а более смелый Виталик даже изъявил желание прочитать коротенький стишок. Ваня, Виталик и Аня, как и большинство наших детей, отзывчивы ко всякому проявлению доброты. И когда мы взяли ребят за ручки, обняли, приласкали, они улыбнулись нам.
-- Медико-педагогическая комиссия установила, что у маленьких Заграев есть некоторые нарушения психического развития, -- констатирует ежедневно занимающаяся с детьми дефектолог Галина Гладун. -- Память малышей, процессы мышления, восприятия заторможены, на многие окружающие предметы ребята продолжают показывать пальчиками -- часто не знают, как они называются.
Поскольку дети в психическом развитии отстают от сверстников, их определили в спецгруппу. Если через шесть месяцев с нашей помощью они выполнят учебную программу, то будут переведены в обычную группу. Надо отдать должное педагогам, занимавшимся с ними в доме малютки. Детки знают цвета, геометрические фигуры и охотно общаются с детьми и взрослыми. Им все интересно, но трудоспособность у них невысокая. После 10--15-минутных занятий по математике или развитию речи им хочется отдохнуть. Поэтому приходится учиться с частыми перерывами. Из этой обаятельной троицы наиболее энергичным и уверенным в себе является Виталик. Он уже умеет считать до трех, и глядя на картинку, где изображена осень, пытается сочинять рассказ об этом времени года. Безошибочно называет овощи и фрукты. Ваня и Аня пока еще во всем этом путаются и испытывают от этого неловкость. Кроме того, они более обидчивы и ранимы. Бывает, увидят в руках братца машинку или лошадку и начинают громко рыдать, демонстрируя, что и им тоже хочется эту же игрушку. Виталик со своими «трофеями» пытается убежать. Но вскоре ему становится жаль заливающихся слезами и переминающихся с ноги на ногу брата и сестру и он напоминает им, что игрушки следует вежливо попросить. Пока Ваня «скачет» на единственной в группе игрушечной лошадке, а Аня катает куклы на машинке, Виталик терпеливо ждет, когда они наиграются.
Внешне братья очень похожи. И чтобы их различать, им выдают разного цвета штанишки и тапочки. Но и одеждой, и обувью малыши любят меняться. Воспитатели зовут их Ваня-Виталик, и братцы с удовольствием бегут вдвоем, когда зовут одного из них. Некоторые из сотрудников уже научились различать двойняшек по выражению лица, улыбке. Трехлетняя Анечка безошибочно разбирается, где Ваня, а где Виталик. Она стала всеобщей любимицей в группе. Хотя, как и раньше, молчалива. Когда у нее что-то спрашивают, смущенно улыбается и качает головкой: утвердительно или отрицательно.
«Некоторым родителям следовало бы поучиться у наших воспитанников, как ухаживать за малышами»
Прошло уже более года после того, как детей отобрали у отца с матерью, -- продолжает Галина Гладун. -- Горе-родители заявляли, что им некогда присматривать за сыновьями и дочерью, потому что еле успевают управляться с домашним хозяйством -- кобылой, козами, поросятами, гусями, курами, большим огородом. Несмотря на то, что в доме всегда было что поесть, покормить детей Людмила с Иваном часто забывали.
Соседи рассказывали, что они и теперь любят покутить со своими приятелями по бутылке. Видимо, хлеб у малышей был основным продуктом питания -- они все время просят няню дать им побольше кусочков. А еще время от времени вздрагивают и плачут. Видимо, вспоминают о грязной клетке в душной комнате с черными сырыми стенами и глиняным полом. Как-то прогуливаясь на площадке, и увидев за забором огромного лохматого пса, как по команде, взялись за ручки и зарыдали. Долго пришлось их успокаивать. Позже Виталик рассказал, что именно такой страшный зверь приходил к ним в клетку и, разинув страшную пасть, хотел проглотить всех троих. А когда они начинали кричать, мама забирала Аню в коляску, а мальчики оставались в своем страшном пристанище. Воспитатели надеются, что со временем маленькие Заграи не будут так болезненно реагировать на собак. Но дети продолжают удивлять и другими воспоминаниями. Однажды мы собрались на экскурсию по городу. Малыши Заграи, поняв, что их повезут на детдомовском микроавтобусе, сильно разволновались и сквозь слезы объяснили, что садиться в автобус не будут. Их с трудом успокоили, объяснив, что, покатавшись по городу, возвратятся назад. Но экскурсия прошла со слезами на глазах. А когда микроавтобус возвратился в детдом, плаксы сразу успокоились. Наверное, на похожем автобусе малышей увозили из дому и они решили, что их снова отправят в клетку. И в следующий раз на экскурсию отправился лишь Виталик, а Ваня и Аня остались в группе. Когда возвратившиеся после увлекательного путешествия дети делились впечатлениями о том, какие красивые дома видели в городе, как катались на качелях и каруселях в парке, Ваня и Аня призадумались, но отправляться в очередную поездку пока не решаются.
Взрослые прилагают усилия, чтобы дети поскорее забыли о своем ужасном заточении в клетке. Они уверены, что постепенно на смену этим горьким и мучительным воспоминаниям придут другие -- радостные и добрые. Малыши любят разыгрывать сценки из сказок -- в них раскрываются такие таланты! На днях маленькие артисты поставили сказку «Репка», в которой Анечка сыграла внучку, Виталик -- собачку, а Ваня -- кошку. Постановка понравилась всему детдому!
Дети 6--7 лет уступают свои роли младшим, ведь в нашей спецгруппе малыши разного возраста. Мы стараемся воспитывать у детей родственные отношения. Старшие заботятся о младших, учат их быть аккуратными и опрятными. С огромной нежностью относятся к Анечке. Они и косички ей заплетают, и носик помогают чистить, и проверяют, правильно ли она застегнула пуговицы, когда выходят на прогулку. Родителям малышей Заграй, да и некоторым другим, следовало бы поучиться доброжелательности и заботе, которую проявляют наши мальчики и девочки, ухаживая за младшенькими. Кстати, за два месяца отец и мать Вани, Виталика и Ани приезжали к ним только один раз.
«Все дети ждут маму и папу, которые заберут их домой»
Оставленные детишки все время ждут, что мама и папа приедут за ними и заберут домой, -- говорит Галина Гладун. -- Но в группе, где воспитываются маленькие Заграи, лишь к шалуну Руслану, перенесшему две тяжелые операции на глазах (мальчик страдал косоглазием. -- Авт. ) приходит отец и при этом не забывает угостить конфетками друзей сына. У доброй и улыбчивой Любочки родители умерли, а бабушка к внучке не приходит. Иногда приезжают дальние родственники к не по годам задумчивому Васе. А мать веселого и неунывающего Ромы, если и появляется в детдоме, то сама просит сотрудников детдома дать ей хоть что-нибудь поесть. Вот «классному парню» Диме (так мальчик любит называть себя) и его подружке, любительнице покомандовать Юле, повезло: добрые люди окрестили их, и теперь дети с удовольствием проводят с ними выходные и праздники. Правда, вернувшись в детдом, они заявляют, что кушать, спать и учиться будут дома.
-- До сих пор у нас было по двое детей из одной семьи, а тут сразу трое! -- замечает директор детского дома «Гнездышко» Михаил Басюк. -- Верю, что они быстро преодолеют проблемы со здоровьем и догонят в развитии сверстников. Кстати, в разговоре с нашими воспитателями старшие Заграи как-то обронили, что намерены забрать домой только дочь, а сыновей оставить в детском доме. Но это невозможно -- разлука для детей станет не меньшим потрясением, чем клетка, в которой они обитали. Впрочем, право вернуть детей еще надо заслужить. И если даже допустить мысль о том, что их усыновят, то непременно всех вместе! Подобное у нас случалось. Как-то богатая семья испанцев, имеющая шестерых собственных детей, усыновила двух наших мальчиков-близнецов, у одного их которых было больное сердце, у другого -- почки. Детей на их второй родине прооперировали, подлечили, теперь они хорошо себя чувствуют. Другие люди удочерили двух сестричек-близняшек. Мы переживаем за каждого ребенка и радуемся, если он попадает в хорошую семью. Ведь как бы мы ни заботились о своих воспитанниках, детям нужны отец и мать.
685Читайте нас в Facebook