ПОИСК
Мир

Пытки заключенных багдадской тюрьмы осуществлялись с ведома американских спецслужб

0:00 26 октября 2004
Наталия ТЕРЕХ «ФАКТЫ»
Это становится очевидным из дневника охранников «Абу-Грейб», опубликованного вчера газетой «Вашингтон пост»

Вчера газета «Вашингтон пост» опубликовала выдержки из тайного дневника, который вели солдаты 372-й роты, служившие охранниками в печально знаменитой багдадской тюрьме «Абу-Грейб». На более чем 50 страницах небольшой книжечки в светло-зеленой обложке изложены факты, подтверждающие, что пытки и издевательства над заключенными совершались с ведома представителей американских спецслужб. Газета получила копию дневника по электронной почте в пятницу, когда трибунал приговорил к восьми годам лишения свободы сержанта Айвена Фредерика, самого старшего по званию из семи военнослужащих, привлеченных к судебной ответственности по этому скандальному делу. Подлинность записей не вызывает сомнений, к тому же их содержание подтвердил один из авторов дневника сержант Хайдру Джойнер. Именно он сделал в нем первую запись 19 октября 2003 года. Дневник хранился в казарме, и в него могли вносить заметки все военнослужащие 372-й роты. Последняя запись датируется 18 января 2004 года, т. е. несколькими днями позже того, как в военную прокуратуру попали любительские снимки, сделанные во время издевательств над заключенными.

В них действительно принимали участие единицы. Большинство охранников сочувствовали арестантам и даже пытались им как-то помочь: раздобыть сносную еду, одежду, обратить внимание начальства на необходимость оказания медицинской помощи. Но писать рапорты командирам эти военнослужащие не решались. Они видели, что заключенных пытают по устным распоряжениям представителей военной разведки, а также агентов иных спецслужб. Им солдаты дали прозвище «Люди X». «Они постоянно присутствовали в тюрьме, но официально их там не было… » -- говорится в дневнике. «Люди X» -- агенты ЦРУ и ФБР -- приводили с собой неизвестных арестантов. Имена этих несчастных нигде не регистрировались. Сколько их было, никто не знает. Называли их «призраками» и держали в особом крыле тюрьмы, за которое отвечала военная разведка. Туда же уводили заключенных из крыла 1А и 1В, которых спецагенты считали особо опасными преступниками.

Арестанты не были сломлены, несмотря на все издевательства. В тюрьме постоянно вспыхивали бунты, совершались нападения на надзирателей. Заключенные вооружались чем могли -- лезвиями, заточенными обломками зубных щеток, иголками от шприцев. Те, у кого уже не было сил сопротивляться, вымазывались собственными фекалиями, чтобы вызвать отвращение у охранников-палачей. Некоторые полностью отказывались от еды в надежде умереть от голода.

Джойнер записал в дневнике, что он и его товарищи по службе не были обучены тому, как следует себя вести с пленниками, а начальство не беспокоилось о том, чтобы проводить с подчиненными инструктаж. Единственными, кто давал какие-то указания, были «люди Х». Прямо они не приказывали пытать узников, но давали понять, что необходимо оказывать на заключенных постоянное психологическое давление, например, не давать спать. Отсутствие четких распоряжений от непосредственного начальства и туманные намеки представителей спецслужб породили в умах нескольких охранников во главе с сержантом Фредериком ощущение вседозволенности и уверенность в собственной безнаказанности.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА
189

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров