ПОИСК
Происшествия

Путь в небо первым киевским самолетам проложили… Лошади?

0:00 1 сентября 2004
Марина ЕВГРАШИНА «ФАКТЫ»
За неимением специальных площадок воздухоплаватели взлетали с ипподромов

О том, что российская, а затем советская авиация становилась на крыло в Киеве, знают все. Кружок воздухоплавания при Киевском политехническом институте дал авиации Сикорского и Былинкина, Карпеку, братьев Касьяненко, Григоровича, Адлера… Однако аэропланам нужен был разбег. Пусть небольшой, хотя бы в 50--60 метров, которых достаточно было при скорости посадки летательных аппаратов 30 километров в час.

Несколько дней назад Украина отметит День авиации. Самое время вспомнить, откуда взлетали наши первые «воздухоплавающие» соотечественники. Оказывается, с ипподромов!

В Киеве было два ипподрома -- Печерский (в районе нынешней улицы Суворова) и Сырецкий (там теперь Киностудия имени Александра Довженко). Первый открылся летом 1885 года. И оставаться бы ему самим собой, не приедь в Киев в 1898 году «отец российской авиации» Жуковский -- на X съезд естественников и врачей. Во время работы съезда были продемонстрированы полеты на воздушных шарах. И это увлекло в небо самих делегатов съезда -- над землей воспарили еще 20 человек.

В Киеве после этого начался авиастроительный бум. К следующему приезду Жуковского (в 1908 году) здесь уже вовсю шло строительство летательных аппаратов. За 1909--1912 годы было сконструировано более 30 разных типов аэропланов -- больше, чем в любом другом городе империи. Но где летать? В июне 1910-го с Печерского ипподрома поднялся в воздух профессор Киевского политеха Александр Кудашев на первом в России самолете отечественной постройки собственной конструкции. А на Сырецком в том же году демонстрировал свое мужество и силу крыльев аэроплана Сергей Уточкин. Наблюдали это действо около 50 тысяч киевлян, среди которых был будущий писатель Константин Паустовский. Впоследствии он рассказывал: наблюдавший за полетом командующий Киевским военным округом генерал Иванов почему-то решил, что летчику помешают восторженные реакции зрителей, и велел околоточному приказать публике… не махать зонтиками -- дескать, это нервирует пилота, и он может разбиться.

РЕКЛАМА

Взлетали авиаторы и с Сырецкого стрельбища (Нивки), и с поля Рубежовской колонии (рядом со Святошиным). Настоящий же аэродром появился в Киеве в месте, которое присмотрел Игорь Сикорский. Летом 1910 года он совершил полет на биплане совместной с Федором Былинкиным конструкции над Куреневским полем (нынешняя Оболонь). А осенью пилот Гейне из киевского общества воздухоплавателей (родившегося из кружка в Политехническом институте) обратился в городскую Думу с просьбой выделить ему в аренду землю в этих местах для нужд воздухоплавательной школы, которую собирались организовать в Киеве.

Идею поддержал Почетный член общества Федор Терещенко. Он же предложил открыть подписку по сбору средств на это предприятие и сделал первый взнос -- три тысячи рублей. Аэродром с ангарами и погребом для горючего, трибунами для зрителей и буфетом был готов 18 сентября 1911 года -- к началу Киевской авиационной недели. Входной билет на праздник стоил 50 копеек, зрительские места продавались за один-два рубля (за один рубль можно было купить гуся). Тому, кто поднимется на самую большую высоту (а тогда считался достижением подъем на 50 метров), обещали призы в 2500 и 4000 рублей.

РЕКЛАМА

В 1912-м решено было строить аэродром для военных летчиков. Соорудили его за год вблизи Сырецкого стрельбища, и в августе 1913-го над ним сделал свою знаменитую «мертвую петлю» Петр Нестеров.

С 1913-го ведет свою историю и аэродром в Жулянах. Там квартировал 3-й Авиапарк, который был, по словам историка Рыбакова, чем-то средним между войсковой частью и предприятием заводского типа для сборки и ремонта самолетов. Во время первой мировой войны Авиапарк передислоцировали на Юго-Западный фронт, а потом снова вернули в Киев -- на территорию, отведенную в районе Жулян и Поста-Волынского. Впоследствии в том краю разместился не только аэродром, но и вырос крупный авиаремонтный узел.

РЕКЛАМА

Глядя на сегодняшние аэропорты в Жулянах и Борисполе, трудно поверить, что всего 86 лет назад завсегдатаи ипподромов с изумлением наблюдали, как по беговой дорожке вместо рысаков несется этажерка с амбициями птицы. Однако же взлетала!..

233

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров