Ветеринарная служба украины арестовала на границе 3 тысячи тонн норвежской рыбы, якобы зараженной паразитами
За последние годы мы как-то быстро, как ко всему хорошему, привыкли к изобилию рыбы и других морепродуктов на прилавках наших рынков и магазинов. Один за другим в Украине открываются рестораны, посетителей которых не устают поражать изысками морской кухни, да и привычные раньше для наших граждан мороженые минтай с мойвой все чаще удается заменить свежей рыбкой. Но, оказывается, все это изобилие может в одночасье исчезнуть, а европейские страны, поставляющие морепродукты к нашему столу (в частности, Норвегия, доля рыбного импорта которой в Украине составляет 85 процентов), -- уйти с украинского рыбного рынка. Так ли это и если так, то с чем это связано, попытался разобраться корреспондент «ФАКТОВ».
В то время как во всем мире замороженная рыба с мертвыми паразитами считается съедобной, украинские ветеринары считают паразитов поштучно и рыбу есть не велят
Интеграцию в международные экономические структуры признали приоритетной для Украины еще в сентябре 2001 года, когда увидел свет соответствующий Указ Президента Украины. А для того, чтобы выполнить условия вступления в ВТО в рыбном сегменте, Верховная Рада приняла Госпрограмму развития рыбного хозяйства на 2003--2010 годы, а при Кабинете министров была создана Экспертная комиссия по вопросам привлечения инвестиций в рыбопромышленную отрасль и развитию ее инфраструктуры.
В свою очередь, Европейским Союзом были выделены 1 миллион 400 тысяч евро для финансирования проекта «Создание механизма сертификации и контроля стандартов сельскохозяйственной продукции в соответствии с требованиями ВТО--СФС». Цель проекта -- поддержание экономического развития агросектора Украины путем внедрения международных стандартов безопасности продуктов питания. Хоть вряд ли только европейские структуры заинтересованы в гармонизации наших стандартов и процедур с международными, просто это ключевое условие вступления в ВТО, куда мы так стремимся, содержанием наполнить поспешили «с той стороны».
А что у нас? Несмотря на наличие полного комплекта принятых «по теме» документов, результаты работы в рыбопромышленной отрасли не только не радуют, но и в каких-то аспектах вызывают тревогу. Так, упомянутая экспертная комиссия начала свою деятельность под руководством заместителя министра аграрной политики Юрия Мельника в направлении, диаметрально противоположном декларируемому, инициировав шквал проверок. Посудите сами, пойдут ли инвестиции в отрасль, которую трясет от всевозможных проверок и репрессий? Да еще на основании новых, необоснованно ужесточенных правил санитарного контроля продукции.
Официально это ужесточение проходит под вполне благопристойным девизом -- «ознакомление и более глубокое изучение рыбного рынка». На деле же у участников «изучаемого» рынка иногда создается впечатление, что в составе комиссии находятся люди, далекие как от него, так и от всей рыбопромышленной проблематики. Тем не менее, среди членов комиссии есть главный санитарный врач Украины П. Вербицкий. Он-то прекрасно знаком с ситуацией в отрасли, и, казалось бы, не должен был использовать занимаемую должность для установления тотального контроля над операторами рынка (а значит, и над инвестициями, которые планируется получить). Хоть полномочий у него для этого предостаточно.
Работы у экспертной комиссии, между тем, не початый край. Давно назрела потребность разобраться и с неоправданно большими сроками получения ветеринарного экспертного заключения (7 дней против менее суток, выделяемых на эту процедуру в России и Европе), и с непомерно высокой ввозной пошлиной на охлажденную рыбу, во много раз превосходящую пошлину на рыбу мороженую. Не из-за того ли, в то время как Европа потребляет 90 процентов охлажденной рыбы и только 10 -- замороженной, у нас все наоборот? Такая вот забота о здоровье нации. Кроме того, в Украине до 3 месяцев занижены сроки хранения мороженой рыбы, в то время как в Европе хранят и по 18, а чаще всего вообще принимают сроки, указанные производителем продукции. Более того: в Украине при лабораторных исследованиях рыбы на наличие нематод (рыбных паразитов) в последнее время считается количество мертвых особей, тогда как ветеринары всего мира идут по другому пути, устанавливая, живые они или мертвые. Мертвые повсюду (кроме Украины) признаются безвредными, а рыба с ними -- пригодной в пищу людям. Подобные «нормы» не только идут вразрез со стандартами ВТО, но и парализуют работу операторов рынка, являясь постоянным основанием для придирок. Прикрываясь благой целью «глубокого изучения рынка», практически через день на предприятиях операторов рыбного рынка проводит проверки ветеринарная милиция, на пограничных пунктах пропуска пограничные ветеринарные врачи, по мнению тех же операторов, безосновательно задерживают транспортные средства со свежемороженой рыбой как минимум на 2--3 дня. Там же зачем-то снимаются копии всех (не только ветеринарных) документов. И все это происходит в ситуации, когда на фоне коровьего бешенства и куриного гриппа рыба осталась едва ли не единственным продуктом «вне подозрений».
Украинские ветеринары спровоцировали скандал между нашей страной и Норвегией
Как рассказал «ФАКТАМ» топ-менеджер норвежской компании «Весткоуст» Бьярте Флем, десять лет поставляющей в Украину рыбную продукцию и ни разу не получавшей претензий к ее качеству, недавно ветеринарная служба Украины арестовала 3000 тонн рыбы. Этот арест поставленной компанией рыбы послужил поводом для скандала, постепенно переходящего в политическую плоскость. Предлогом для задержания послужило наличие в мороженой рыбе якобы повышенного количества мертвых нематод. Экспертное обоснование гласит об обнаружении 17,2 шт. нематод, что соответствует всем ГОСТам и техническим условиям завоза замороженной рыбы в Европе и Америке. Та же Россия, к примеру, имея экспертную оценку Норвегии, других стран Евросоюза или США, повторную экспертизу не проводит.
В ответ на нелепое обвинение украинских ветеринаров компания и представители ветеринарного департамента Норвегии направили руководителям обеих стран открытое письмо.
«Компания «Весткоуст» работает на рынке Украины в течение 10 лет. Мы поставили сюда несколько сотен тысяч тонн рыбы высшего качества. Украина стала для нас наиболее важным рынком. В настоящий момент Государственный департамент ветеринарной медицины Украины в лице г-на Вербицкого остановил около 3 000 тонн мороженой рыбы от нашей компании. Заявлено, что рыба не пригодна для употребления в пищу человеком из-за мертвых личинок. Такие личинки существуют во всей мороженой рыбе -- фактически они являются частью фауны и абсолютно безопасны в замороженной рыбе! Качество этой рыбы такое же, как и той, которую поставляли в течение 10 лет! Это рыба высшего качества. И если ветеринария Украины приняла такое решение -- это означает, что рыбная продукция из Норвегии не пригодна для вашего рынка. Это означает, что будет невозможно более поставлять рыбу из Норвегии в Украину. Очевидно, что кто-то очень заинтересован разрушить рыбный бизнес между Украиной и Норвегией. И это естественно, что мы проинформировали наше Министерство рыбной промышленности и Министерство иностранных дел о происходящем и сообщили, что так невозможно продолжать бизнес с Украиной. Проблемы, которые внезапно начались, после пасхальных праздников перейдут в политическую плоскость между Украиной и Норвегией. Кто же заинтересован разрушить рыбный бизнес между Украиной и Норвегией? В настоящий момент я прошу Вас вмешаться и помочь решить данную проблему. С уважением Бьярте Флем».
Кстати, все происшедшее стало возможно, несмотря на то, что наши государства заключили Договор о признании Норвежских Сертификатов. Фактически Украина его попросту игнорирует.
Создание кризиса -- дело техники. И непрофессионализма чиновников
Непризнание Госдепартаментом ветеринарии международных норм по качеству продукции и международных сертификатов и бесконечные придирки уже приводили к подобным конфликтам с крупнейшими поставщиками рыбы из Америки, Франции, Англии, Голландии, Исландии, а теперь и с Норвегией, чья доля рыбного импорта в Украине составляет 85 процентов.
И все это делается руками членов комиссии, призванной привлекать инвестиции. Нонсенс? Ничуть. Именно с грядущими инвестициями в рыбную отрасль, похоже, связана столь бурная деятельность, вернее, с желанием переделить рынок еще до того, как эти инвестиции пойдут, утверждается в еженедельнике «Бизнес». И подобное доведение ситуации до абсурда и международного конфликта, судя по всему, лишь часть глобальных планов предпринимателей. Так, как сообщалось недавно в газете «Собеседник», руководитель некоего Координационного центра стратегических проектов Александр Журавлев, в планы которого изначально входило получение инвестиций для своего детища -- корпорации «Интеррыбторг», после того как сроки воплощения рекламируемой программы построения комплекса по переработке рыбы и получения на эти цели 3 млн. евро, постоянно переносились, вынужден был изменить тактику. В действие вступила программа «Антикризис», новое детище стратега Журавлева. Целью программы являлось убеждение чиновников и членов правительства в существовании кризиса на рыбном рынке. Задачка была не из легких -- ведь на самом деле прилавки ломились от морепродуктов. За последние 10 лет на месте развалившихся и морально устаревших советских рыбзаводов выросли новые, частные, модернизированные, в том числе на основе СП. Появлявшиеся в прессе статьи о гибели отрасли ожидаемого эффекта не давали. А раз нет кризиса, не будет и будущего у «Антикризиса» и его руководства. Словом, срочно требовались люди, способные этот кризис создать. Остается только догадываться, как удалось А. Журавлеву попасть в члены экспертной комиссии по вопросам привлечения инвестиций, где он стал тесно сотрудничать с П. Вербицким. Комиссией (созданной, кстати, как консультативный орган при Кабинете министров) были организованы повальные проверки почти всех операторов рынка. Не трогали, правда, несколько компаний, входящих в корпорацию «Интеррыбторг». Массовые проверки парализовали работу операторов и сделали нецелесообразным импорт мороженой рыбы -- ведь в среднем на доставку такой продукции уходит около трех месяцев, а оставшийся на реализацию срок не оправдывают никакие финансовые риски.
Словом, нужен был кризис -- кризис есть. Теперь украинско-норвежские рыбные взаимоотношения требуют срочного урегулирования, что на фоне стремления Украины приблизиться к ЕС и ВТО выглядит особенно дико. Другими словами, опять побеждают не государственные, а чьи-то частные интересы, хоть и делается это под привычными лозунгами заботы о государстве. Официально-то главный аргумент описанных действий из уст А. Журавлева звучит так: « Понятно, что главное задание Экспертной комиссии -- активизация привлечений инвестиций в рыбную отрасль, но выполнить его можно будет лишь тогда, когда во всех сферах мощной отрасли воцарятся дисциплина и порядок». (»Урядовый курьер», 15. 04. 2004 г. )
Читайте нас в Facebook