Мир

Международная космическая станция сбилась с орбиты, когда ее экипаж находился в открытом космосе

0:00 5 августа 2004
Наталия ТЕРЕХ «ФАКТЫ»

Во вторник на Международной космической станции произошли сразу две нештатные ситуации. Причем члены экипажа россиянин Геннадий Падалка и американец Майкл Финк находились в открытом космосе!

В течение шести часов космонавты должны были проводить работы по монтажу на российском модуле «Звезда» лазерной установки для стыковки с европейским грузовым кораблем «Жюль Верн». Как сообщил позже руководитель полета Владимир Соловьев, экипаж МКС взялся за выполнение задачи «слишком активно». «Финк и Падалка создали такое динамическое возмущение корпуса станции, что ее гиродины -- приборы, отвечающие за ориентацию МКС в пространстве, -- пришли в замешательство… » -- пояснил Соловьев. В результате станция на 20 минут сбилась со своей орбиты.

Чтобы исправить ситуацию, космонавтам пришлось «отойти» на безопасное расстояние от МКС, в то время как специалисты российского Центра управления полетами подали команду с Земли на включение двигателей модуля «Звезда». С их помощью станции вернули правильную ориентацию. Соловьев отметил, что подобный маневр впервые в истории станции выполнялся в момент, когда экипаж проводил работы в открытом космосе.

На этом неприятности Падалки и Финка не закончились. На 20 минут пропала связь с Землей. В конце концов космонавты были вынуждены вернуться на борт на полтора часа раньше запланированного времени. Однако они, по словам Соловьева, успели выполнить все намеченные работы. Теперь МКС готова принять в октябре 2005 года грузовой корабль «Жюль Верн». Его грузоподъемность составляет семь тонн, что в два с половиной раза больше, чем у российского «Прогресса». Европейское космическое агентство планирует построить восемь таких кораблей. Первый отправится в космос в октябре 2005 года. Особенностью «Жюль Верна» является отсутствие в системе управления ручного стыковочного режима. Вот почему установке лазерной системы на модуле «Звезда» уделялось такое внимание. Создатели корабля гарантируют, что автоматика позволяет «Жюль Верну» производить стыковку с точностью до сантиметра!

В тот же день американцы запустили в космос уникальный аппарат «Мессенджер», строительство которого обошлось НАСА в 427 миллионов долларов. Старт корабля был осуществлен только с третьей попытки из-за плохих погодных условий. «Мессенджер» взял курс на Меркурий -- самую маленькую планету Солнечной системы. Кораблю предстоит преодолеть 7,9 миллиарда километров! Цель будет достигнута, по расчетам американских ученых, в 2011 году. За это время корабль один раз пролетит мимо Земли, дважды -- мимо Венеры, и трижды -- мимо Меркурия. Столь сложная траектория необходима для придания ускорения «Мессенджеру». Выйдя в итоге на заданную орбиту, аппарат будет летать вокруг Меркурия на протяжении года, исследуя атмосферу и поверхность планеты.

Это уже вторая попытка ученых получить данные о Меркурии с помощью космического корабля. В 1973 году американский зонд «Маринер-10» трижды облетел вокруг этой планеты и сфотографировал почти половину ее поверхности.