Иван марчук: «хочу сбежать из киева »
Иван Степанович Марчук непредсказуем.
Минул ровно год со времени его киевской выставки зимних пейзажей. Тогда, глядя на полотна, казалось, что слышишь запах свежего снега в лунную ночь. И, грешным делом, думалось: ну можно ли написать иначе, лучше?
И вот -- новая выставка. И абсолютно новый Марчук! Белые стены двух залов служат естественным обрамлением для этих работ -- ярчайших экспрессий. Краски завораживают и невольно заставляют искать «скрытый» сюжет в каждой картине. Вот -- заросший ивняком берег реки, а вот -- силуэт всадника, а вот -- язычок пламени от свечи. Но у каждого зрителя «сюжеты» будут свои, совершенно непохожие друг на друга. Почему так?
-- Когда вы смотрите на облака в небе, то ведь тоже по-разному представляете их форму, -- говорит Иван Марчук. -- Кто-то увидит в облаке лошадиную голову, а кто-то -- скалу. То же и с картинами. Как природа создает из хаоса свои творения, так и художник
На выставке представлена 101 работа. «Легко запомнить -- по аналогии со 101-м километром, куда селили ссыльных», -- шутит Иван Степанович. Судьба в свое время уберегла его от ссылок, но обрекла на двадцать лет опалы, невозможность выставлять свои картины. Добровольно заточив себя в стенах мастерской, Марчук продолжал работать. И каким-то непостижимым образом весь негатив, вся горечь преобразовались на его полотнах в энергию света. Так зеленый листочек «дышит» угарным газом, но упорно «выдыхает» в пространство кислород.
«Спасибо за то, что дали почувствовать радость», -- чаще всего именно это говорили художнику посетители на открытии выставки. И впрямь энергетика, исходящая от работ, буквально заряжает радостью. А вот замысел этой серии появился у художника, когда он работал над очень тяжелой в душевном отношении картиной -- портретом умершей женщины
-- Когда смог полностью отдаться новым картинам, -- вспоминает Иван Степанович, -- то проводил в мастерской все дни напролет. Приходил в 6 утра, уходил в 12 ночи.
Искусствоведы, возможно, определят стиль нового цикла как абстрактный экспрессионизм. Но «вычислить», каким образом написаны эти картины, практически невозможно. На них не видно мазков, и их можно воспринимать как репродукции. Живые репродукции видений и мечтаний самого художника. Правда, Марчук не любит, когда его творчество начинают раскладывать по искусствоведческим «полочкам». И полушутя-полусерьезно утверждает, что знай он все то, что говорится о его картинах, то разучился бы рисовать. «Я вырос на голом камне. Отбросил 15 лет учебы и стал самим собой», -- говорит художник.
Сегодня в мастерской Ивана Степановича -- временное затишье. «Хочу сбежать из Киева», -- признается художник. «Куда?» -- «На природу, в снега! Вон какой день солнечный -- впервые за всю зиму. А снег под солнцем -- это же чудо!»
И сбежит. А потом напишет новые картины, которые заранее «спрогнозировать» так же невозможно, как предсказать появление облака на небе
391Читайте нас в Facebook