«смерть мужа произвела огромное впечатление на английских украинцев, и они через церковь организовали сбор средств, чтобы похоронить его на родине»
В конце января «ФАКТЫ» подробно рассказывали о трагической смерти украинского «заробитчанина» в Лондоне, получившей резонанс в Великобритании и за ее пределами. 47-летний Роман Копитович из села Черниев Ивано-Франковской области около двух лет нелегально работал в лондонском ресторане «Кафе Рояль». На условия, в которых ему приходилось трудиться, наверное, не согласился бы ни один британский подданный. Роман мыл посуду, выносил мусор и убирал объедки (а после рабочего дня и ночевал) в тесной и душной каморке, расположенной в самом нижнем ярусе подвального помещения ресторана. Спускаться сюда работникам «Кафе Рояля» городская санэпидемиологическая служба не рекомендовала даже на короткое время, так как это могло оказаться опасным для здоровья. 27 декабря наш соотечественник был найден мертвым на своем рабочем месте с тяжелой черепно-мозговой травмой. Обстоятельства его смерти до конца не выяснены и сегодня.
«Кафе Рояль» -- один из самых престижных лондонских ресторанов, где любят пообедать известные политики (включая премьер-министра Тони Блэра) и звезды Голливуда. Вот почему смерть Романа Копитовича надолго стала темой номер один в британских средствах массовой информации.
«Не думаю, что у Романа в Лондоне могли быть враги»
Дома у Романа Копитовича остались жена и две дочки. После смерти кормильца, уехавшего за границу, чтобы содержать семью, перед его родными встал вопрос, где раздобыть деньги на похороны.
-- Транспортировка тела в Украину, как я узнала, стоит три с половиной тысячи фунтов (шесть тысяч долларов), -- рассказывает вдова Романа Копитовича Светлана Павловна. -- У нас таких денег нет, поэтому мы уже смирились, что мужа придется похоронить в Великобритании. Однако в середине января мне позвонил представитель украинской диаспоры в Лондоне (к сожалению, не могу вспомнить его фамилии, лишь имя -- Роман). Он рассказал, что смерть мужа произвела огромное впечатление на английских украинцев, и они через церковь организовали сбор средств, чтобы похоронить его на родине. Роман также посоветовал обратиться мне в посольство Великобритании и открыть визу, чтобы, в случае, если деньги не удастся собрать, я смогла приехать хотя бы на похороны. Согласно предписаниям посольства я должна была предоставить документальное подтверждение, что в Англии меня кто-то встретит и оплатит проживание и дорогу. Такое подтверждение по факсу выслал Роман, после чего визу открыли. А еще через неделю стало известно: церкви все-таки удалось собрать необходимые для транспортировки тела деньги.
Закрытый гроб с телом Романа Копитовича из Лондона в Киев доставил самолет, а из Киева в Черниев -- автомобиль, предоставленный при содействии родственников Светланы Павловны. Никаких личных вещей умершего в Украину не отправили, только справку из полиции о том, что смерть наступила в результате повреждения шейного позвонка. Однако это лишь предварительное заключение. Главный вопрос -- была ли смерть украинца насильственной или несчастным случаем -- пока не известен, следствие продолжается.
-- Не думаю, что у мужа в Лондоне могли быть враги, -- считает Светлана Копитович. -- Хотя о своей жизни и условиях работы он, когда звонил, почти не рассказывал. Подробности я узнала лишь из «ФАКТОВ». После публикации ко мне приходила женщина из соседнего села, чей муж тоже уехал в Великобританию на заработки и исчез. Она просила совета, но чем я могла ей помочь?
«Если б не плата за нашу учебу, папа не уехал бы за границу и остался жив»
Администрация ресторана не успела выплатить Роману Копитовичу небольшую сумму денег. Чтобы получить их, его вдове, возможно, придется ехать в Лондон.
-- Поездка тоже требует средств, поэтому в ближайшее время я ее даже не планирую, -- говорит Светлана Павловна. -- Мы часто строили планы на будущее. Хотели сделать капитальный ремонт дома, поставить новый забор. Наконец, отдохнуть всей семьей на море. Увы, не вышло Роман был единственным кормильцем семьи. Раньше я тоже работала, была заведующей отделением на почтамте. Но два года назад умер отец, сразу после чего заболела 80-летняя мать. Чтобы присматривать за ней, я вынуждена была уйти с работы. Мама умерла летом прошлого года, после ее смерти семья стала жила лишь на деньги, высылаемые мужем.
У Светланы Павловны две дочери-студентки платных отделений ивано-франковских вузов. За их обучение каждый год приходится платить восемь тысяч гривен.
-- Если б не наше обучение, папа не уехал бы за границу и остался жив, -- рассказывает старшая дочь Наташа, еле сдерживая слезы. -- Он считал, что это единственная возможность дать нам высшее образование. За этот год мы с сестрой заплатили за обучение, а как будет в следующем -- не знаем
В понедельник Романа Копитовича похоронили на сельском кладбище. Многие селяне сетовали: «Думал Роман, что вернется после заработков домой и наконец заживет по-человечески, а тут выходит, повезло, что хоть похоронили на родине». На вопрос, не повлияет ли смерть Копитовича на дальнейшие попытки односельчан уехать за границу, черниевчане отвечали: «Пока работы дома нет, люди будут ездить в другие страны »
277Читайте нас в Facebook