Фрески xii века михайловского златоверхого собора будут возвращены в киев во многом благодаря двум украинским ученым, которым удалось найти доказательства того, что эти раритеты попали в россию незаконно
На прошлой неделе Министерство культуры России объявило о решении вернуть в Киев семь фресок Михайловского Златоверхого собора XII века, которые были сняты со стен храма, перед его уничтожением большевиками в 30-х годах. Напомним, что эта передача будет второй по счету -- в 2001 году Государственный Эрмитаж вернул четыре фрески. Однако в российских музеях остаются еще как минимум 15 «михайловских» вещей, причем самых лучших. Среди них -- шедевр: мозаика с изображением святого Дмитрия Солунского. Она признана хрестоматийной и вошла во все академические издания, посвященные искусству Киевской Руси. Сейчас эта мозаика выставлена в Третьяковской галерее, открывая в ней экспозицию древнерусского искусства.
Мозаики и фрески отправили в Третьяковскую галерею с условием, что их вернут в Киев
В 1994 году Государственный Эрмитаж собрал сотни документов о передаче в советские годы различных раритетов из его хранилищ в музеи нашей страны, тем самым давая понять: все, что принадлежало украинскому народу, давно ему возвращено. На пресс-конференции, посвященной передаче ксерокопий этих документов, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что на этом тема возврата культурных ценностей закрыта. К сожалению, с тех пор кардинальных изменений не произошло: базовый договор о возврате культурных ценностей не подписан, часть фресок Михайловского Златоверхого собора -- это пока все, что удалось вернуть из России за годы украинской независимости.
-- В середине 1990-х, когда был поднят вопрос о восстановлении Михайловского Златоверхого, у нас почти ничего не было известно о судьбе фресок собора, находящихся за пределами Украины, кроме знаменитой мозаики с изображением Дмитрия Солунского, хранящейся в Третьяковской галерее, -- говорит кандидат исторических наук Сергей Кот. -- Важную зацепку для начатого мной тогда поиска дала опубликованная в Мюнхене в 1947 году статья Олексы Повстенко, который во время оккупации немцами Киева работал директором Софийского архитектурного заповедника. Ему удалось вывезти на Запад обширный архив, в том числе фотографии. В его статье, посвященной Михайловскому Златоверхому собору, я обнаружил снимки фресок, виденных украинскими искусствоведами в ведущих российских музеях. Чтобы выяснить, как они там оказались, предстояло отыскать массу документов в архивах Украины, России, Германии и США. Эта работа длится уже 8 лет. Одним из результатов ее стало то, что удалось узнать о перемещениях если не всех, то многих мозаик и фресок с момента, когда их сняли со стен собора, до наших дней. В самом начале этой работы я познакомился с искусствоведом Юрием Коренюком, который также занимался выяснением судьбы фресок. Мы объединили свои усилия.
Нам удалось выяснить, что поначалу все снятые со стен храма фрески хранились в Киеве. В одном из помещений Софийского собора (он находится напротив Михайловского) в 1935 году построили нечто похожее на своды Михайловского собора, на которые была прикреплена часть фресок. Там они находятся до сих пор. Остальные оказались в реставрационных мастерских Киево-Печерской лавры и музеях Киева. Однако уже в следующем, 1936 году, три раритета попадают в Третьяковскую галерею. Каких-либо документов об их передаче мы не обнаружили. Зато выяснили, что в то время в Киев приезжал заведующий отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи. Здесь он провел два месяца, а в его командировочном удостоверении указывалось: мол, направляется для ознакомления с вновь выявленными памятниками. В том же году в инвентарной книге Третьяковки появляется запись о поступлении мозаик и фресок Михайловского Златоверхого. Они попали в запасники, несколько десятилетий не выставлялись и в научных публикациях о них не было ни слова. Это может служить, кстати, косвенным подтверждением того, что эти фрески вывезли по чьей-то устной приватной договоренности, то есть нелегально.
Однако самый, пожалуй, значительный урон коллекции был нанесен при подготовке выставки, организованной в рамках празднования 750-летия «Слова о полку Игореве», которое отмечалось в 1938 году. Организовать ее поручили Третьяковской галерее. Ее эксперты приезжали в Киев и вместе с украинскими специалистами отобрали самые лучшие экспонаты. Тогда из Украинского государственного музея были вывезены мозаика с изображением Дмитрия Солунского, фреска «Самуил», орнаментальные фрагменты, а из Софийского заповедника -- большой мозаичный орнамент при условии, что все это будет возвращено в Киев в течение трех месяцев после завершения выставки. Однако ни мозаики, ни фрески не вернули, а после войны сотрудники Третьяковки стали утверждать, что якобы произошел их обмен на 10 картин XIX -- начала XX веков, авторы которых были так или иначе связаны с Украиной. На самом деле эти 10 полотен прислали в Киев в 1939 году без какой-либо предварительной договоренности с Украинским государственным музеем.
Это нетрудно доказать. По поводу мозаик и фресок, отправленных на выставку к 750-летию «Слова о полку Игоревом», сохранился такой документ: в 1941 году Комитет по делам искусств УССР направил в Третьяковку письмо с категорическим требованием вернуть раритеты. В этот конфликт вмешался Всесоюзный комитет по делам искусств, потребовавший объяснений от Третьяковской галереи. Руководство галереи заявило, что без мозаик и фресок Михайловского Златоверхого Третьяковка не сможет во всем масштабе показать искусство домонгольского периода.
В Новгороде «михайловские» фрески числятся как предметы из Елецкого монастыря Чернигова
До войны в Третьяковку попали 8 «михайловских» вещей. Еще как минимум 18 оказались в российских музеях в ходе возвращения из Германии награбленных нацистами украинских культурных ценностей.
В архиве штаба Розенберга (министра оккупированных восточных территорий) мы нашли опись отправленных в баварский город Хохштадт 29 мозаик и фресок Михайловского Златоверхого собора. В Баварии оказалось три Хохштадта. Тот, который нас интересовал, теперь называется Хохштадт-на-Дунае. Там в 1945 году солдаты армии США обнаружили в замке XVII века украинские и многие другие ценности. Американцы свозили награбленное немцами в Мюнхен, где был организован специальный сборный центр, сотрудники которого занимались поиском владельцев вещей. В документах этого центра мы нашли сведения о том, что 29 «михайловских» мозаик и фресок передаются СССР. Ящики с этими раритетами были доставлены в советскую зону оккупации, в Берлин, где на берегу Шпрее был организован пункт хранения и распределения культурных ценностей. Эксперты из СССР направили в Киев лишь 11 мозаик и фресок из Михайловского Златоверхого собора. Причем четыре из них оказались полностью разбитыми.
-- Выяснив это, вы пришли к выводу, что остальные 18 мозаик и фресок были распределены по российским музеям?
-- Сначала это стало рабочей гипотезой. Она вошла в «Научное досье», составленное неформальной группой исследователей, которую я возглавляю. Этот документ в 1998 году был передан председателю Национальной комиссии по розыску и возвращению в Украину культурных ценностей Александру Федоруку. Досье затем стало основой официального запроса к российским властям. В результате президенты Украины и России подписали поручения о создании совместной экспертной комиссии по вопросам мозаик и фресок Михайловского Златоверхого собора, находящихся на территории России.
-- Что вам наиболее запомнилось в ходе вашей поисковой работы?
-- Пожалуй, первое заседание совместной экспертной комиссии, состоявшееся в 1998 году в Третьяковской галерее. Нас, членов украинской делегации, было очень мало, россиян же -- несколько десятков человек: силы неравные. Эти и последующие переговоры шли очень тяжело -- россияне оспаривали все. Вопрос о вещах, вывезенных перед войной, пришлось отложить -- его обсуждение зашло в тупик. Россия пока взяла на себя обязательство содействовать возврату только тех культурных ценностей, которые были вывезены в годы Второй мировой войны. В отношении довоенного периода вопрос еще не решен.
В 1999 году российские коллеги объявили о готовности вернуть только четыре «михайловские» фрески, хранившиеся в Государственном Эрмитаже. Доказательства в отношении этих вещей были самыми сильными -- на них оказались инвентарные номера, написанные немцами и американцами. Впрочем, передача этих раритетов состоялась только в 2001 году. Относительно остальных нам предложили поискать дополнительные доказательства. Но удача нас не покидала -- мы нашли документы об эшелоне, на котором в Советский Союз вернулись 18 «недостающих» мозаик и фресок. Оказалось, их привезли в пригород Ленинграда, в царские дворцы в Павловске и Пушкине. В архивах сохранились свидетельства о приеме раритетов и отправке их в Новгород. А уже из Новгорода часть из них передали в Эрмитаж.
-- Как удалось добиться решения о возвращении еще семи фресок, о котором Министерство культуры России объявило на минувшей неделе?
-- Речь идет о вещах из этого же эшелона, попавших в Эрмитаж через Новгородский музей. Но на них не было инвентарных номеров. Однако мы собрали другие неопровержимые доказательства. Они были рассмотрены на заседании совместной комиссии в октябре прошлого года. Дискуссия, опять же, была очень сложной, но российские эксперты в итоге согласились с нашими доводами. Окончательное решение принимали на государственном уровне при участии МИД и Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через границу Украины.
Теперь займемся возвращением еще семи экспонатов, вывезенных из Украины во время войны: мозаичной плиты, хранящейся в Русском музее Петербурга, и шести фресок, которые находятся в Новгородском музее-заповеднике. Кстати, в Новгороде они числятся как предметы из Елецкого монастыря Чернигова. Однако в архиве Новгородского музея были найдены документы, подтверждающие, что это все же фрески из Киева.
-- Кто оплачивает ваши поездки в зарубежные архивы?
-- Мы сами. Своих денег не хватает, поэтому приходится обращаться за помощью к украинской диаспоре, которая уже несколько раз собирала нам необходимые суммы. Средств нужно довольно много -- посещение архивов сейчас платное. Но основная часть расходов -- ксерокопирование документов. В России копирование одного листа стоит около доллара. А нам ведь нужно снимать дубликаты с сотен, а то и тысяч бумаг. На переговорах-то без документальных доказательств делать нечего.
-- Благодаря кому в 1935 году были спасены фрески Михайловского Златоверхого собора?
-- Эта история началась с решения о переводе столицы Украинской ССР из Харькова в Киев. На месте Михайловского Златоверхого собора предполагалось построить комплекс правительственных зданий. Однако ученые стали возражать: ведь собор -- памятник времен Киевской Руси, сносить его сродни преступлению. В ответ власти создали комиссию, которая должна была определить возраст храма. Вероятно, это было сделано только ради того, чтобы оправдать план большевиков уничтожить собор. Как бы там ни было, вывод комиссии гласил: это храм XVII века, построенный в стиле украинского барокко. В те годы барокко считалось у нас «панским» стилем, достойным всяческого осуждения. А значит, жалеть собор было нечего. Выводы комиссии подписали все ее члены, кроме академика Николая Макаренко. Вскоре его арестовали и сослали в лагерь на Соловки. Макаренко вместе с полутора тысячами представителей украинской интеллигенции расстреляли в честь двадцатой годовщины Октябрьской революции. Ныне скульптурное изображение Макаренко установлено на ограде отстроенного собора.
А спасению фресок способствовал резонанс, вызванный планом взорвать Михайловский Златоверхий. Работавший в правительстве РСФСР Феликс Кон написал своему давнему большевистскому товарищу, министру просвещения УССР Затонскому, письмо, в котором сообщал, что слишком много разговоров вызывает эта тема. Мол, не лучше ли придумать компромиссное решение -- спасти хотя бы что-нибудь. Вот Затонский с соратниками и решил «помиловать» некоторые мозаики и фрески. Для их демонтажа вызвали специалистов из Москвы и Ленинграда. Им выделили всего полтора месяца. Вероятно, поэтому была снята лишь часть богатейшего убранства собора.
Из досье «ФАКТОВ»
Михайловский Златоверхий собор основали в 1108 году внуки Ярослава Мудрого -- Ярополк и Святополк -- на месте еще более древнего Дмитриевского монастыря. Имя предводителя небесного воинства архангела Михаила собор получил в связи с одержанной в тот год победой над половцами. Храм был освящен в 1113 году. По своему убранству он являлся одним из красивейших на Руси. Собор стал местом погребения киевских князей. В 1240 году его разграбили и повредили монголо-татары. В XVII--XVIII веках храм неоднократно перестраивался, в частности вместо одного у него появились семь куполов. В 1934-1937 годах собор, являющийся памятником мирового значения, был полностью разрушен. Однако часть фресок и мозаики, украшавших его стены, тогда удалось демонтировать. В годы Независимости Украины собор восстановили по указу Президента Украины. Богослужения в отстроенном храме начались в 2000 году.
593Читайте нас в Facebook