ПОИСК
Происшествия

Отправляясь на веломобиле покорять южный полюс, украинский путешественник леонид микула непременно возьмет «универсальный продукт» -- сало

0:00 10 января 2004
Напарником донецкому экстремалу должен стать 11-кратный рекордсмен Книги Гиннесса грузин Джумбер Лежава

62-летний путешественник Леонид Микула из Донецка, прославившийся тем, что на ходулях прошел Европу и взошел на высшую точку Карпат -- Говерлу, в этот раз собирается покорить Южный полюс на… парусном велоковчеге собственной конструкции. Сопровождать его в ледовом переходе вызвался 11-кратный рекордсмен Книги Рекордов Гиннесса грузинский путешественник, 64-летний Джумбер Лежава, только что вернувшийся из кругосветного похода. В декабре будущие завоеватели Антарктиды проверили свои силы, пройдя по речным порогам Куры (Грузия) 180 километров.

Готовясь к ледовому походу, Микула строит велоковчег, а Лежава совершает пробежки с валунами наперевес

«Вы принесли мне удачу: только что из Грузии позвонил знаменитый путешественник Джумбер Лежава. Нутром чую, что это -- мой второй пилот», -- с такой оптимистичной ноты началась первая встреча корреспондента «ФАКТОВ» с жителем Кировского района Донецка Леонидом Микулой.

Первого декабря прошлого года Леонид Митрофанович отправился на недельку в Грузию. «Папа с Джумбером по Куре сплавляются», -- с тревогой в голосе объяснила его дочь.

Беспокойство родных было понятно: зимний сплав по бурной Куре и для путешественников помоложе -- не легкое испытание. А тут дедушки, уже обросшие внуками, отправились в плаванье по речным порогам в «нелетную» погоду! Путешествие затянулось почти на месяц.

РЕКЛАМА

-- Джумбер разок в Куре искупался, -- поделился со мной впечатлениями по возвращении в Украину Леонид Микула. -- Мне специального снаряжения не досталось (в состав экспедиции я вошел в последний момент), а вот Джумбер нарядился по полной программе: и спасательный жилет, и шлем… Я его сразу предупредил: когда так «кутаешься», обязательно нырнешь.

-- А как вы попали на сплав?

РЕКЛАМА

-- Экспедиция, посвященная 80-летию художественной академии Грузии, уже была готова стартовать. А Джумбер с академиками и вип-персонами своей страны в большой дружбе: правительство Грузии строит ему столице дом, собирается поставить памятник в Тбилиси. У них к знаменитым путешественникам относятся трепетно. Потому такой поход он пропустить не мог. А я тоже опытный сплавщик. Да и дома засиделся: уже год нигде не был. Для нас обоих это был отличный шанс присмотреться друг к другу.

За девять дней бравые путешественники вместе со студентами прошли 180 километров, посмотрели пещерный город-крепость Вардзия (четвертый век до нашей эры) на границе Грузии с Турцией. Ночевали под открытым небом. Договорились непоседы и о совместном покорении Южного полюса на веломобиле. Кстати, Джумбер в Антарктиде уже был: пару километров проехал по этому материку на обычном велосипеде, но до южной макушки земли не добирался…

РЕКЛАМА

-- Я, правда, на прощание его предупредил: «Смотри, Джумбер, чтобы я себе нового напарника не искал!», -- улыбается Леонид Митрофанович.

-- А что у вашего друга опять неполадки со здоровьем?

(18 лет назад Лежаве удалили более четырех метров(!) кишечника, после чего он… установил 11 рекордов, занесенных в Книгу Гиннесса; попал в список самых сильных людей планеты, отжавшись по 17 тысяч раз в сутки 100 дней подряд, и объехал весь земной шар на велосипеде. -- Авт. ).

-- Нет! Просто, он выбирает самые экстремальные маршруты. Этой зимой намерен еще сплавиться по реке Алазань и взойти на Эльбрус. А со здоровьем у нас -- дай Боже каждому того же.

Действительно, каждый день Микула делает зарядку, с годами увеличивая нагрузку (30--40 приседаний, наклонов и множество других упражнений), а Лежава практикует пробежки с валунами в руках!

Велоковчег будет обогреваться телами экипажа

Модель парусного стеклопластикового велоковчега, названного Леонидом Микулой «Пингвин-999», понравилась не только Лежаве, но и сотрудникам Антарктического центра в Киеве.

-- Ученые сразу поняли устройство модели, -- с гордостью рассказывает путешественник. -- Полярники усомнились только в том, что мой веломобиль может плавать. Но он разве что летать не умеет!

В доказательство Микула опускает блестящую черно-белую, похожую на детскую игрушку, машинку в воду. «Пингвин-999», перевернувшись, как Ванька-встанька, тут же встает на педали. Легкий балласт в днище держит веломобиль на плаву. А еще машинка, в кабине которой всего три рычага управления и педали вместо мотора, может: скользить по льду на титановых полозьях; ехать на лыжах; двигаться по рыхлому снегу при помощи лопастей, насаженных на колеса; идти под парусом, закрепленным на антенне и даже… «зависать» над пропастями в ледовой пустыне.

-- Сверхпрочная антенна-мачта защитит нас от падения в трещины, шириной до 4-х метров: машина повиснет, уцепившись задними колесами за край разлома, -- объясняет Леонид Микула. -- А более широкие пропасти мы заметим. Общий вес сооружения без пассажиров, но с запасом продуктов (30 кг) будет всего килограммов 100. Главный «плюс» моего «Пингвина»: он не разрушает природный баланс безлюдного континента. Ни следов от гусениц, которые остаются после вездеходов, никаких выхлопов, съедающих озоновый слой атмосферы.

Парусный велоковчег многофункционален: не выходя из него на универсальном легком «таганке» (собственное изобретение Микулы) можно приготовить и чай, и кашу. Разложив кресла, пилоты получат комфортабельное ложе. От лучей солнца, которое летом не заходит за горизонт, путешественников укроют тонированные стекла иллюминаторов, а от холода (в Антарктиде в это время температура «подниматься» максимум до минус 20) защитит пенопластовая прослойка внутри корпуса.

-- Конструкция устроена так, что будет достаточно даже тепла наших тел, -- объясняет Леонид Микула. -- Влезаем через люк в крыше, как в подводную лодку, и нигде ни щелочки! Воздуховодом служит антенна-мачта. Замерзнем -- достаточно будет протопить салон… одной стеариновой свечой! Да и украинские полярники, кстати, обещали посодействовать с подходящей одеждой.

Из продуктов Леонид Митрофанович, помимо сухих бульонов и лечебного чая, собирается обязательно взять спирт и сало.

-- Сало -- универсальный продукт, -- уверен путешественник. -- Калорийный и не требующий приготовления. Спирт тоже всегда пригодится: при простуде, стрессовой ситуации.

Для каждого похода экстремал изобретает новое средство передвижения

Велоковчег, который Микула собирается запатентовать, уже не первое самостоятельно разработанное им оригинальное средство передвижения. Для каждого похода путешественник старается изготовить что-то новое. Раньше, когда он ходил в походы с друзьями, то для больших акваторий (Азовское море, Арал, Онежское озеро) сам соорудил четырехместный раскладной(!) катамаран из стеклопластика. В 1985-м году преодолевал маршрут по Енисею на велокатамаране: жал на педали, которые вращали винт, и плавсредство шло по воде, как катер. В 1992-м во Всесоюзном НИИ Государственной патентной экспертизы (в Москве) Микула закрепил авторское право на вертоплав: педали приводят в движение четыре пенопластовых диска и винт, и средство передвигается по водной глади. А на дюралюминиевых ходулях, которые «легким движением руки» превращаются… в палатку, путешественник в честь 10-летия Независимости Украины поднялся на Говерлу, покорил итальянский Везувий и греческий Олимп.

Свои маршруты Леонид Микула обязательно посвящает кому-нибудь из любимых людей или приурочивает к знаменательной дате. Первый свой одиночный поход он посвятил своему отцу, которого никогда не видел.

-- В декабре 1941-года, когда я родился, моей матери пришло известие о том, что отец погиб на фронте. Я пришел, а он ушел, -- вспоминает Микула. -- Наша жизнь -- сплошной поход. Только я путешествую активно. В 1985-м году прошел от самой южной точки СССР -- города Кушки -- до северной, мыса Челюскина. Я нес в капсуле пограничникам Севера южную землю.

Леонид Микула преодолел примерно шесть тысяч километров, проехав на велосипеде 4700 и проплыв на велокатамаране около 1200.

А на Гринвичском меридиане, который символически проходит через французский городок Виллар-Сюрмер на берегу Атлантики, донецкий странник, протопавший 2200 километров от украинского Чопа через Венгрию, Австрию и Германию до Франции, встретил начало третьего тысячелетия.

Антарктический переход, намеченный на зиму 2005--2006-го года, будет посвящен его любимому путешественнику, предпринявшему в 1912 году поход на Южный полюс, Роберту Скотту. Также Леонид Митрофанович приурочивает свой «ледовый поход» десятилетию Украинского антарктического центра.

Микула со своим напарником планируют вылететь из Украины во Францию, затем -- в Аргентину, оттуда доберутся до английской полярной станции Халли (на северо-западном побережье Антарктиды). И рассчитывают за 30 дней преодолеть 1600 километров до Южного полюса.

Финишировать ледовый велопробег должен на украинской антарктической станции. Однако как будут добираться покорители Южного полюса с «оси Земли» до станции, Микула держит в секрете.

-- Дайте мне удивить мир, -- заявил он на прощание.

 


599

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров