ПОИСК
Политика

Народный депутат александр фельдман: «в совет европы можно ездить не только для того, чтобы жаловаться»

0:00 20 января 2004
Ярослав ШАПОЧКА «ФАКТЫ»

На прошлой неделе в Страсбурге (Франция) во Дворце прав человека Совета Европы обсуждались варианты законопроекта «О национальных меньшинствах Украины». В рабочем заседании участвовали эксперты Совета Европы и украинская делегация во главе с народным депутатом, президентом Ассоциации национально-культурных объединений Украины Александром Фельдманом.

«Надо преодолевать комплекс «младшего брата» не только по отношению к России»

-- У многих наших читателей, когда они слышат о Совете Европы, Парламентской ассамблее Совета Европы или, например, Венецианской комиссии, возникает образ очень строгого наставника, сурового контролера, перед которым надо отчитываться в своем поведении. Так ли это? -- спросили «ФАКТЫ» у Александра Фельдмана.

-- Действительно, к большому сожалению, существует определенный стереотип. Но в том, что он сформировался, виноваты, в первую очередь, мы сами. Ведь не секрет, что некоторые наши политики пытаются использовать Совет Европы как инструмент оказания политического давления на власть, -- подтвердил народный депутат. -- Между тем Совет Европы -- авторитетная межправительственная организация, которая создавалась с целью содействия развитию демократии. А поскольку эта форма государства не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным, то, независимо от «возраста» стран, они все равно постоянно учатся демократии. Все государства -- члены СЕ, и Украина в том числе, находятся в этом смысле в равном положении. Надо преодолевать комплекс «младшего брата» не только по отношению к России, но и в процессе взаимодействия с международными организациями. И, как я мог убедиться в ходе нашей поездки, если мы имеем серьезные позитивные наработки, нас слушают с большим интересом и даже с готовностью перенимать наш опыт. В Совет Европы можно ездить не только для того, чтобы жаловаться.

-- Почему украинские законодательные инициативы по национальным меньшинствам стали предметом анализа в Совете Европы?

РЕКЛАМА

-- Прежде всего, потому, -- разъяснил Александр Борисович, -- что Украина подписала и ратифицировала основополагающие документы международного и европейского права, гарантирующие права национальных меньшинств. Эти документы стали неотъемлемой частью отечественного законодательства в области межнациональных отношений. Одним из таких международных правовых актов является рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств, ратифицированная Украиной в 1997 году. Мы взяли на себя определенные обязательства, в том числе и перед Советом Европы, и должны их выполнять.

Действующий Закон о национальных меньшинствах был принят еще в 1992 году. В новом законе мы должны учесть и наши международные обязательства, и основополагающие нормы Конституции Украины, принятой в 1996 году.

РЕКЛАМА

Наша страна заявила о своем европейском выборе. Это предполагает, в том числе, и последовательную интеграцию отечественного законодательства в европейское правовое поле. Кстати говоря, одним из важнейших критериев при вступлении в Евросоюз является «стабильность институций, гарантирующих демократию, верховенство права, права человека, уважение и защиту меньшинств».

К этому хотел бы добавить, что мы сами заинтересованы в том, чтобы принять современный, отвечающий европейским стандартам закон. Тщательная правовая экспертиза всегда является важным этапом в процессе подготовки качественного законопроекта. Еще более значима с этой точки зрения международная экспертиза.

РЕКЛАМА

-- Какие положения предложенных вами законопроектов о нацменьшинствах дискутировались наиболее рьяно?

-- Я бы выделил три группы проблем, вызвавших наибольшие дискуссии. Во-первых, речь шла об определениях базовых понятий законодательства о правах национальных меньшинств, -- «национальное меньшинство», «территория компактного проживания». Некоторые эксперты Совета Европы предлагали, к примеру, распространить статус национальных меньшинств на иностранцев, проживающих на территории Украины, но не имеющих ее гражданства, а также на лиц без гражданства. У нашей делегации на этот счет была иная точка зрения. Законодательное закрепление подобного предложения привело бы к возникновению и обострению серьезных политико-правовых противоречий, связанных, в частности, с политическими правами национальных меньшинств. К тому же Украина все больше становится зоной нелегальной транзитной миграции. Наконец, следует учитывать то обстоятельство, что права лиц, не являющихся гражданами Украины, защищены целым рядом законодательных и международно-правовых актов.

Во-вторых, активно обсуждалась языковая проблема. В частности, дискутировалась ситуация, которую можно обозначить как «меньшинство в меньшинстве», когда в отдельных регионах меньшинством являются украинцы, и именно украинский язык требует защиты. Эксперты Совета Европы предложили использовать международно-правовые механизмы, например Хартию региональных языков, согласно которой представители титульной нации (либо их язык) в некоторых регионах могут пользоваться статусом национальных меньшинств. Но это опять-таки приведет к серьезным политико-правовым противоречиям. В конце концов, существует государственный статус украинского языка. Мы должны последовательно проводить в жизнь законодательные нормы, обеспечивающие единство и целостность своего государства. Языковая проблема должна решаться в комплексе в процессе разработки нового закона «О языках в Украине».

В-третьих, поднимался вопрос о механизмах реализации права на представительство интересов национальных меньшинств в органах власти. Представители нашей делегации отмечали, что универсальных механизмов его реализации в органах власти не существует в природе. В каждой европейской стране вырабатываются свои специфические механизмы для обеспечения права на представительство интересов нацменьшинств в органах власти.

«Нормальное законотворчество стало жертвой эгоистических интересов отдельных претендентов на президентское кресло»

-- На мой взгляд, эту проблему необходимо детально решать в процессе политической реформы, в том числе на уровне избирательного законодательства, -- продолжает Александр Фельдман. -- В Украине проживают представители более 130 народов, и невозможно обеспечить политическое представительство каждой этнической группе. Важно решить проблему в принципе. Мировой опыт показывает, что наиболее распространенный способ проведения пропорциональных выборов -- по региональным округам (система региональных списков). Это позволяет получить представительство в законодательном органе в том числе и компактно проживающим меньшинствам. Мне кажется, данная разновидность пропорциональной избирательной системы в наибольшей степени подходит и для Украины. Она позволяет одновременно обеспечить представительство в парламенте и региональных интересов, и компактно проживающих нацменьшинств.

-- Как бы вы в целом оценили итоги встречи в Страсбурге?

-- Это хороший пример конструктивного диалога, в ходе которого каждая из сторон слышит и уважает мнение собеседника. Обсуждая буквально каждую статью законопроектов, мы старались адаптировать международные правовые стандарты в сфере защиты национальных меньшинств к украинским реалиям. А это -- непременное условие для того, чтобы все заложенные в законе нормы действительно работали, а не остались только на бумаге.

-- Как вы оцениваете дальнейшие перспективы вашего законопроекта?

-- Теперь такая же конструктивная работа над ним необходима и в Верховной Раде. Увы, этому препятствует очередной парламентский кризис. Нормальное законотворчество стало жертвой эгоистических интересов отдельных претендентов на президентское кресло. Надеюсь, что народным депутатам, особенно оппозиционным, хватит благоразумия, и работа Верховной Рады будет разблокирована. Пока же мы постараемся учесть итоги обсуждения в Страсбурге, замечания и предложения экспертов Совета Европы в процессе работы над законопроектом на уровне профильного парламентского комитета.

 


238

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров